Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.3,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РИСОВАНИЮ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3 КЛАСС)
г. Екатеринбург, 2022 г
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Рабочая программа по предмету «Рисование»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с Адаптированной основной
образовательной программой начального общего образования (АООП НОО),
учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС (Вариант программы 8.3.) и
календарным учебным графиком МАОУ-Гимназии № 47.
Общая характеристика предмета.
Учебный предмет «Рисование» включён в обязательную часть
образовательной области «Искусство» учебного плана для учащихся с РАС в
сочетании с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 8.3.
Обучение носит предметно практический характер, тесно связанный как с
жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так и с другими
учебными дисциплинами.
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка,
воспитанию у него положительных навыков и привычек
Большое значение на уроках рисования имеет правильный отбор
соответствующего наглядного материала. Демонстрация изделий народных
мастеров, репродукций художественных произведений, иллюстраций в детских
книгах обогащает словарь детей, развивает зрительное восприятие и внимание,
способствует эстетическому и нравственному воспитанию.
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с РАС и лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное
в жизни и искусстве.
Задачи:
формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве,
формирование общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности,
развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета
предмета, его положения в пространстве,
обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках,
развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
воспитание интереса к изобразительной деятельности
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется,
уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока по рисованию в 3 классе составляет 40 минут.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего
мира и ручного труда.
Планируемые результаты изучения курса.
Освоение обучающимися АООП, которая создана
на
основе
ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Предметные результаты АООП по рисованию включают освоение
обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области и готовность их применения. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в
зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей
учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом
по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает
уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень:
знать названия некоторых художественных материалов,
инструментов
и приспособлений;
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в
зависимости от пространственного расположения изображаемого;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической
форме;
анализировать строение предмета с помощью учителя;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и
квадрате (по образцу);
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе
достоинства и недостатки.
следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
Достаточный уровень:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
знать названия некоторых художественных материалов,
инструментов
и приспособлений; их свойств, назначения,
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в
зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета
посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической
форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от
размера листа бумаги;
анализировать строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные
особенности:
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и
квадрате (по образцу);
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства;
анализировать свой рисунок, отмечать в работе достоинства и
недостатки.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах:
развитие мотивации к обучению;
социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение элементарными навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в различные социальные
группы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс, 34 часа)
№
п/п
Тема
Тип урока
Кол-
Виды учебной
Средства
во
деятельности
обучения
часов
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
1.
лета Ур.
смешанного
(монотипия).
типа
Краски
1
Уметь
передавать Ламинированные
впечатления
о
лете
с листы
помощью цвета
(пластиковые
доски,
плитка,
стекло),
гуашь,
кисти
2.
Яблоки (рисование Ур.
смешанного
с
натуры
типа
предметов
1
Знать
порядок Акварель,
расположения нескольких Яблоки
изображений
на
разного
листе размера и цвета
различной
бумаги. Уметь различать и
величины и цвета).
изображать
от
предметы
кисти.
руки
округлой,
продолговатой
передавая
формы,
их
характерные особенности.
Различать
и
называть
цвета и их оттенки.
3.
Будильник
(рисование
Ур.
смешанного
с
типа
1
Знать правила и приемы Будильник,
рисования
натуры).
предметов
шаровидной
Уметь
формы. с
передавать
фотографии
будильниками
в разной
формы
рисунке не только общий цвета,
графический
предмета,
и
цветные
образ карандаши
но
и
его
существенные признаки и
характерные
для
него
детали (стрелки, кнопка,
циферблат и т.д.)
4.
Овощи (рисование Ур.
смешанного
с натуры).
типа
1
Знать
о
необходимости Муляжи
овощей.
сравнивать свой рисунок с Акварель, кисти.
изображаемым предметом.
Уметь
передавать
примерные
пропорции
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
предмета и относительную
величину
его
правильно
частей;
располагать
изображение
бумаги
на
с
пропорций
листе
учётом
и
формы
предмета
5.
Мой веселый мяч
(рисование
Ур.
смешанного
с
типа
1
Знать правила и приемы Мячи разного
рисования
натуры).
предметов цвета
шаровидной
размера,
формы. цветные карандаши
Уметь
изображать
рисунке
самую
тёмную
часть
(тень),
более
светлую
и
(полутень)
в
и
яркие светлые пятнышки
(блики).
Правильно
раскрашивать
круговыми
мяч
движениями
руки.
6.
лес Ур.
смешанного
(тематическое
типа
рисование).
Осенний
1
Уметь компоновать сюжет Репродукции
на
тему
окружающей картин
жизни
на
тему
путём «Осень». Акварель,
сопоставления светлых и кисти.
темных тонов, чистых и
смешанных цветов. Уметь
изображать
основания
более близких предметов
ниже, дальних предметов
–
выше,
предметов
близких
–
крупнее
дальних.
7.
осени Ур.
смешанного
(монотипия).
типа
Краски
1
Передавать
характерные
Ламинированые
признаки осени, используя листы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
цвет
(пластиковые
доски,
плитка,
стекло),
гуашь,
кисти
8.
Рисование
натуры
листьев
с Ур.
смешанного
осенних
типа
сложной
1
Знать
строение Осенние
(конструкцию)
листья,
акварель, кисти
изображаемого предмета:
формы.
части
дерева.
Уметь
обследовать предметы по
форме, цвету, величине и
определять их положение
в
пространстве.
видеть
и
Уметь
передавать
в
рисунке строение
9.
Сказкав
произведениях
Ур.
смешанного
типа
1
Ознакомить
с Фотоиллюстраций
произведениями
известных детских
русских
изобразительного
художников
художников
искусства
(беседа).
10.
Иллюстрирование
сказки «Колобок».
Ур.
смешанного
типа
1
Знать
требования
к Образцы
композиции изображения иллюстраций.
на листе бумаги. Уметь Гуашь, кисти
выполнять изображенные
группы предметов.
Развивать
умение
правильно
передавать
пространственное
расположение
и
цвет
предметов.
11.
Шахматный узор
в квадрате.
Ур.
смешанного
типа
1
Знать правила построения Гуашь, кисти
узора в квадрате. Понятие
«ритм». Уметь рисовать
квадрат и делить его на
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
равные
части;
совершенствовать
навык
проводить
прямые,
горизонтальные
и
вертикальные
линии.
Правильно
чередовать
цвета.
12.
Гжельские
(беседа).
узоры Ур.
смешанного
типа
1
Знать
о
характерных Образцы
особенностях
изделий
росписи гжельской росписи,
гжельской керамики (цвет фотои элементы росписи).
13.
Ур.
смешанного
типа
Гжельская
тарелка
(рисование
1
Уметь
составлять Гуашь, кисти
растительный
по
замыслу).
видеопрезентация
узор
с
простым
чередованием
элементов
в
круге
краю
в
середине),
и
правильно
выделять
располагать
(по
и
элементы
узора гжельской керамики
(цветы,
ветки,
листья,
завитки разных оттенков
синего цвета на белом
фоне).
14.
Геометрический
орнамент
квадрате.
Ур.
смешанного
в
типа
1
Знать правила построения Акварель, кисти
узора в квадрате.
Уметь рисовать квадрат и
делить
его
части
на
(8
Совершенствовать
проводить
вертикальные,
горизонтальные,
наклонные линии.
равные
частей).
навык
прямые,
и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
15.
полосе: Ур.
смешанного
снежинки
и
типа
веточки ели.
Узор
в
1
Знать правила построения Гуашь, кисти
узора в полосе. Уметь
чередовать
отдельные
элементы узора по форме
и цвету.
16.
Нарядная ёлка.
Ур.
смешанного
типа
1
Знать
характерные Гуашь, кисти
признаки
хвойных
деревьев; строение (части)
дерева. Уметь рисовать по
представлению
после
наблюдения; создавать по
словесному
описанию
представления
о
ранее
увиденных
предметах
(ёлочных
игрушках).
Учить
располагать
изображения
в
определенном
порядке
(ближе, дальше, используя
весь
лист
соблюдая
бумаги
верх
и
и
низ
рисунка)
17.
Снегири (техника Ур.
смешанного
«сухая щетинная
типа
кисть»).
1
Знать
требования
к Гуашь, кисти
композиции изображения
на листе бумаги. Уметь
выполнять изображенные
группы предметов.
Развивать
умение
правильно
передавать
пространственное
расположение
и
цвет
предметов.
18.
Зимний лес.
Ур.
1
Знать
характерные Гуашь, кисти
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
смешанного
типа
признаки
хвойных
деревьев. Уметь рисовать
по представлению после
наблюдения; создавать по
словесному
описанию
представления
о
увиденных
ранее
предметах.
Учить
располагать
изображения
вопределенном
порядке
(ближе, дальше, используя
весь
лист
соблюдая
бумаги
верх
и
и
низ
рисунка)
19.
Ур.
смешанного
рисование
узора
типа
для рукавички
Декоративное
2
Знать правила построения Шаблоны
узора. Самостоятельно
рукавичек
размещать
выкройку картона,
рукавички
посередине карандаши
листа
бумаги.
правильно
из
цветные
Уметь
располагать
элементы оформления на
рукавичке;
определять
структуру
узора
(повторение
или
чередование).
20.
пейзаж Ур.
смешанного
(техника набрызг).
типа
Зимний
1
Выполнять
работу
замыслу,
по Зубные
щетки,
используя гуашь
нетрадиционные
приемы
рисования
21.
сияние Ур.
смешанного
(монотипия).
типа
Северное
1
Передавать
признаки
характерные
Ламинированые
природного листы
явления, используя цвет
(пластиковые
доски,
плитка,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
стекло),
гуашь,
кисти
22.
Беседа по картине Ур.
смешанного
К. Юона «Конец
типа
зимы. Полдень».
1
Уметь
на
основе Репродукции
графического образа и его картин,
словесного
обозначения презентация
восстанавливать
представление
о
ранее
наблюдаемом предмете
23.
Цветы для мамы Ур.
смешанного
(роспись
по
типа
дереву).
1
Знать правила построения Деревянные
узора. Уметь определять заготовки,
гуашь,
структуру узора, форму и кисти
цвет
составных
правильно
частей;
располагать
элементы оформления по
всему листу бумаги.
24.
Ур.
смешанного
рисование
по
типа
образцу орнамента
Декоративное
1
Знать
понятия Акварель, кисти
«симметрия»,
«ритм».
Уметь
из квадратов.
использовать
осевые
линии
выполнении
при
узора,
располагать симметрично
элементы
рисунка,
заполняя середину, углы,
края; ориентироваться в
заданной геометрической
форме
с
учётом
симметричного
расположения элементов.
25.
Сказочная
(гжельская
роспись)
птица Ур.
смешанного
типа
1
Уметь составлять
с
располагать
Гуашь, кисти
простым
чередованием
правильно
узор
элементов,
выделять
и
элементы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
узора гжельской керамики
разных оттенков синего
цвета на белом фоне
26.
Ур.
смешанного
типа
Пасхальная
корзина
(рисование
1
Знать
требования
к Цветные
композиции изображения карандаши
по
на листе бумаги. Уметь
замыслу).
выполнять изображенные
группы
предметов.
Развивать
умение
правильно
передавать
пространственное
расположение
и
цвет
предметов.
27.
(техника Ур.
смешанного
«витраж»).
типа
Цветы
1
Выполнять
работу
замыслу,
по Фломастеры
используя
нетрадиционные
приемы
рисования
28.
Ур.
смешанного
дерева (рисование
типа
с натуры ветки с
Ветка вишневого
простыми
1
Уметь передавать
рисунке
в
характерные
особенности
по
предмета,
форме листьями).
Гуашь, кисти
формы
сравнительные
размеры его частей и их
взаимное
расположение;
соблюдать определенную
последовательность
работы.
29.
Беседа по картине Ур.
смешанного
А.
Куинджи
типа
«Березовая роща».
1
Знать о работе художника, Репродукции
её особенностях. Уметь картин,
узнавать в репродукциях презентация
художественных
характерные
картин
признаки
времен года, передаваемые
средствами
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
изобразительного
искусства
30.
Рисование
натуры
земляники
с Ур.
смешанного
куста
типа
с
1
Знать
строение Акварель, кисти
изображаемого предмета:
части
цветами.
растений.
Уметь
рисовать с натуры куст
земляники с правильной
передачей
их
особенностей
формы,
цветовой
окрашенности
31.
поляна Ур.
смешанного
(техника набрызг).
типа
Летняя
1
Выполнять
работу
замыслу,
по Зубные
щетки,
используя гуашь
нетрадиционные
приемы
рисования
32.
с Ур.
смешанного
натуры постройки
типа
из
элементов
Рисование
1
Знать части (конструкцию) Цветные
изображаемого предмета. карандаши,
Уметь
передавать
в элементы
строительного
рисунке, следуя натуре, деревянного
материала
расположение кубиков в конструктора
из
(стена
разноцветного
постройке, их форму, цвет,
конструктора).
соблюдать
приблизительные
пропорции её частей.
33.
Цветы (техника
«сухая
кисть»)
Ур.
щетинная смешанного
типа
1
Знать
требования
к Гуашь, кисти
композиции изображения
на листе бумаги. Уметь
выполнять изображенные
группы предметов.
Развивать
умение
правильно
передавать
пространственное
расположение
и
цвет
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
предметов.