_РП_АООП_НОО_8.3_Рисование

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.3,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РИСОВАНИЮ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3 КЛАСС)

г. Екатеринбург, 2022 г

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Рабочая программа по предмету «Рисование»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с Адаптированной основной
образовательной программой начального общего образования (АООП НОО),
учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС (Вариант программы 8.3.) и
календарным учебным графиком МАОУ-Гимназии № 47.
Общая характеристика предмета.
Учебный предмет «Рисование» включён в обязательную часть
образовательной области «Искусство» учебного плана для учащихся с РАС в
сочетании с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 8.3.
Обучение носит предметно практический характер, тесно связанный как с
жизнью и профессионально - трудовой подготовки учащихся, так и с другими
учебными дисциплинами.
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка,
воспитанию у него положительных навыков и привычек
Большое значение на уроках рисования имеет правильный отбор
соответствующего наглядного материала. Демонстрация изделий народных
мастеров, репродукций художественных произведений, иллюстраций в детских
книгах обогащает словарь детей, развивает зрительное восприятие и внимание,
способствует эстетическому и нравственному воспитанию.
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с РАС и лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное
в жизни и искусстве.
Задачи:
формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве,
формирование общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности,
развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета
предмета, его положения в пространстве,
обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках,
развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

воспитание интереса к изобразительной деятельности
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется,
уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока по рисованию в 3 классе составляет 40 минут.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего
мира и ручного труда.
Планируемые результаты изучения курса.
Освоение обучающимися АООП, которая создана
на
основе
ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Предметные результаты АООП по рисованию включают освоение
обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области и готовность их применения. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в
зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей
учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом
по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает
уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень:
знать названия некоторых художественных материалов,
инструментов
и приспособлений;
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в
зависимости от пространственного расположения изображаемого;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической
форме;
анализировать строение предмета с помощью учителя;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и
квадрате (по образцу);
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе
достоинства и недостатки.
следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
Достаточный уровень:

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

знать названия некоторых художественных материалов,
инструментов
и приспособлений; их свойств, назначения,
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в
зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета
посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической
форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от
размера листа бумаги;
анализировать строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные
особенности:
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и
квадрате (по образцу);
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства;
анализировать свой рисунок, отмечать в работе достоинства и
недостатки.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах:
развитие мотивации к обучению;
социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение элементарными навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в различные социальные
группы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс, 34 часа)
№
п/п

Тема

Тип урока

Кол-

Виды учебной

Средства

во

деятельности

обучения

часов

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

1.

лета Ур.
смешанного
(монотипия).
типа
Краски

1

Уметь

передавать Ламинированные

впечатления

о

лете

с листы

помощью цвета

(пластиковые
доски,

плитка,

стекло),

гуашь,

кисти
2.

Яблоки (рисование Ур.
смешанного
с
натуры
типа
предметов

1

Знать

порядок Акварель,

расположения нескольких Яблоки
изображений

на

разного

листе размера и цвета

различной

бумаги. Уметь различать и

величины и цвета).

изображать

от

предметы

кисти.

руки

округлой,

продолговатой
передавая

формы,

их

характерные особенности.
Различать

и

называть

цвета и их оттенки.
3.

Будильник
(рисование

Ур.
смешанного
с
типа

1

Знать правила и приемы Будильник,
рисования

натуры).

предметов

шаровидной
Уметь

формы. с

передавать

фотографии
будильниками

в разной

формы

рисунке не только общий цвета,
графический
предмета,

и

цветные

образ карандаши
но

и

его

существенные признаки и
характерные

для

него

детали (стрелки, кнопка,
циферблат и т.д.)
4.

Овощи (рисование Ур.
смешанного
с натуры).
типа

1

Знать

о

необходимости Муляжи

овощей.

сравнивать свой рисунок с Акварель, кисти.
изображаемым предметом.
Уметь

передавать

примерные

пропорции

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

предмета и относительную
величину

его

правильно

частей;

располагать

изображение
бумаги

на
с

пропорций

листе
учётом

и

формы

предмета
5.

Мой веселый мяч
(рисование

Ур.
смешанного
с
типа

1

Знать правила и приемы Мячи разного
рисования

натуры).

предметов цвета

шаровидной

размера,

формы. цветные карандаши

Уметь

изображать

рисунке

самую

тёмную

часть

(тень),

более

светлую

и

(полутень)

в

и

яркие светлые пятнышки
(блики).

Правильно

раскрашивать
круговыми

мяч
движениями

руки.
6.

лес Ур.
смешанного
(тематическое
типа
рисование).
Осенний

1

Уметь компоновать сюжет Репродукции
на

тему

окружающей картин

жизни

на

тему

путём «Осень». Акварель,

сопоставления светлых и кисти.
темных тонов, чистых и
смешанных цветов. Уметь
изображать

основания

более близких предметов
ниже, дальних предметов
–

выше,

предметов

близких
–

крупнее

дальних.
7.

осени Ур.
смешанного
(монотипия).
типа
Краски

1

Передавать

характерные

Ламинированые

признаки осени, используя листы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

цвет

(пластиковые
доски,

плитка,

стекло),

гуашь,

кисти
8.

Рисование
натуры
листьев

с Ур.
смешанного
осенних
типа
сложной

1

Знать

строение Осенние

(конструкцию)

листья,

акварель, кисти

изображаемого предмета:

формы.

части

дерева.

Уметь

обследовать предметы по
форме, цвету, величине и
определять их положение
в

пространстве.

видеть

и

Уметь

передавать

в

рисунке строение
9.

Сказкав
произведениях

Ур.
смешанного
типа

1

Ознакомить

с Фотоиллюстраций

произведениями

известных детских

русских

изобразительного

художников

художников

искусства

(беседа).
10.

Иллюстрирование
сказки «Колобок».

Ур.
смешанного
типа

1

Знать

требования

к Образцы

композиции изображения иллюстраций.
на листе бумаги. Уметь Гуашь, кисти
выполнять изображенные
группы предметов.
Развивать

умение

правильно

передавать

пространственное
расположение

и

цвет

предметов.
11.

Шахматный узор
в квадрате.

Ур.
смешанного
типа

1

Знать правила построения Гуашь, кисти
узора в квадрате. Понятие
«ритм». Уметь рисовать
квадрат и делить его на

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

равные

части;

совершенствовать

навык

проводить

прямые,

горизонтальные

и

вертикальные

линии.

Правильно

чередовать

цвета.
12.

Гжельские
(беседа).

узоры Ур.
смешанного
типа

1

Знать

о

характерных Образцы

особенностях

изделий

росписи гжельской росписи,

гжельской керамики (цвет фотои элементы росписи).
13.

Ур.
смешанного
типа

Гжельская
тарелка
(рисование

1

Уметь

составлять Гуашь, кисти

растительный

по

замыслу).

видеопрезентация

узор

с

простым

чередованием

элементов

в

круге

краю

в

середине),

и

правильно

выделять

располагать

(по
и

элементы

узора гжельской керамики
(цветы,

ветки,

листья,

завитки разных оттенков
синего цвета на белом
фоне).
14.

Геометрический
орнамент
квадрате.

Ур.
смешанного
в
типа

1

Знать правила построения Акварель, кисти
узора в квадрате.
Уметь рисовать квадрат и
делить

его

части

на

(8

Совершенствовать
проводить
вертикальные,
горизонтальные,
наклонные линии.

равные
частей).
навык
прямые,

и

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

15.

полосе: Ур.
смешанного
снежинки
и
типа
веточки ели.
Узор

в

1

Знать правила построения Гуашь, кисти
узора в полосе. Уметь
чередовать

отдельные

элементы узора по форме
и цвету.
16.

Нарядная ёлка.

Ур.
смешанного
типа

1

Знать

характерные Гуашь, кисти

признаки

хвойных

деревьев; строение (части)
дерева. Уметь рисовать по
представлению

после

наблюдения; создавать по
словесному

описанию

представления

о

ранее

увиденных

предметах

(ёлочных

игрушках).

Учить

располагать

изображения

в

определенном

порядке

(ближе, дальше, используя
весь

лист

соблюдая

бумаги
верх

и

и
низ

рисунка)
17.

Снегири (техника Ур.
смешанного
«сухая щетинная
типа
кисть»).

1

Знать

требования

к Гуашь, кисти

композиции изображения
на листе бумаги. Уметь
выполнять изображенные
группы предметов.
Развивать

умение

правильно

передавать

пространственное
расположение

и

цвет

предметов.
18.

Зимний лес.

Ур.

1

Знать

характерные Гуашь, кисти

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

смешанного
типа

признаки

хвойных

деревьев. Уметь рисовать
по представлению после
наблюдения; создавать по
словесному

описанию

представления

о

увиденных

ранее

предметах.

Учить

располагать

изображения
вопределенном

порядке

(ближе, дальше, используя
весь

лист

соблюдая

бумаги
верх

и

и
низ

рисунка)
19.

Ур.
смешанного
рисование
узора
типа
для рукавички
Декоративное

2

Знать правила построения Шаблоны
узора. Самостоятельно

рукавичек

размещать

выкройку картона,

рукавички

посередине карандаши

листа

бумаги.

правильно

из
цветные

Уметь

располагать

элементы оформления на
рукавичке;

определять

структуру

узора

(повторение

или

чередование).
20.

пейзаж Ур.
смешанного
(техника набрызг).
типа
Зимний

1

Выполнять

работу

замыслу,

по Зубные

щетки,

используя гуашь

нетрадиционные

приемы

рисования
21.

сияние Ур.
смешанного
(монотипия).
типа
Северное

1

Передавать
признаки

характерные

Ламинированые

природного листы

явления, используя цвет

(пластиковые
доски,

плитка,

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

стекло),

гуашь,

кисти
22.

Беседа по картине Ур.
смешанного
К. Юона «Конец
типа
зимы. Полдень».

1

Уметь

на

основе Репродукции

графического образа и его картин,
словесного

обозначения презентация

восстанавливать
представление

о

ранее

наблюдаемом предмете
23.

Цветы для мамы Ур.
смешанного
(роспись
по
типа
дереву).

1

Знать правила построения Деревянные
узора. Уметь определять заготовки,

гуашь,

структуру узора, форму и кисти
цвет

составных

правильно

частей;

располагать

элементы оформления по
всему листу бумаги.
24.

Ур.
смешанного
рисование
по
типа
образцу орнамента
Декоративное

1

Знать

понятия Акварель, кисти

«симметрия»,

«ритм».

Уметь

из квадратов.

использовать

осевые

линии

выполнении

при
узора,

располагать симметрично
элементы

рисунка,

заполняя середину, углы,
края; ориентироваться в
заданной геометрической
форме

с

учётом

симметричного
расположения элементов.
25.

Сказочная
(гжельская
роспись)

птица Ур.
смешанного
типа

1

Уметь составлять
с

располагать

Гуашь, кисти

простым

чередованием
правильно

узор

элементов,

выделять

и

элементы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

узора гжельской керамики
разных оттенков синего
цвета на белом фоне
26.

Ур.
смешанного
типа

Пасхальная
корзина
(рисование

1

Знать

требования

к Цветные

композиции изображения карандаши

по

на листе бумаги. Уметь

замыслу).

выполнять изображенные
группы

предметов.

Развивать

умение

правильно

передавать

пространственное
расположение

и

цвет

предметов.
27.

(техника Ур.
смешанного
«витраж»).
типа
Цветы

1

Выполнять

работу

замыслу,

по Фломастеры

используя

нетрадиционные

приемы

рисования
28.

Ур.
смешанного
дерева (рисование
типа
с натуры ветки с
Ветка вишневого

простыми

1

Уметь передавать
рисунке

в

характерные

особенности

по

предмета,

форме листьями).

Гуашь, кисти

формы

сравнительные

размеры его частей и их
взаимное

расположение;

соблюдать определенную
последовательность
работы.
29.

Беседа по картине Ур.
смешанного
А.
Куинджи
типа
«Березовая роща».

1

Знать о работе художника, Репродукции
её особенностях. Уметь картин,
узнавать в репродукциях презентация
художественных
характерные

картин
признаки

времен года, передаваемые
средствами

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

изобразительного
искусства
30.

Рисование
натуры
земляники

с Ур.
смешанного
куста
типа
с

1

Знать

строение Акварель, кисти

изображаемого предмета:
части

цветами.

растений.

Уметь

рисовать с натуры куст
земляники с правильной
передачей
их

особенностей

формы,

цветовой

окрашенности
31.

поляна Ур.
смешанного
(техника набрызг).
типа
Летняя

1

Выполнять

работу

замыслу,

по Зубные

щетки,

используя гуашь

нетрадиционные

приемы

рисования
32.

с Ур.
смешанного
натуры постройки
типа
из
элементов
Рисование

1

Знать части (конструкцию) Цветные
изображаемого предмета. карандаши,
Уметь

передавать

в элементы

строительного

рисунке, следуя натуре, деревянного

материала

расположение кубиков в конструктора

из

(стена

разноцветного

постройке, их форму, цвет,

конструктора).

соблюдать
приблизительные
пропорции её частей.

33.

Цветы (техника
«сухая
кисть»)

Ур.

щетинная смешанного
типа

1

Знать

требования

к Гуашь, кисти

композиции изображения
на листе бумаги. Уметь
выполнять изображенные
группы предметов.
Развивать

умение

правильно
передавать
пространственное
расположение

и

цвет

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

предметов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».