РП_АООП_НОО_8.3_Ручной_труд

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.3,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУЧНОЙ ТРУД
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3 КЛАСС)

г. Екатеринбург, 2022 г

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Рабочая программа по предмету «Ручной труд»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на
основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с Адаптированной
основной образовательной программой начального общего образования (АООП
НОО), учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС (Вариант программы
8.3.) и календарным учебным графиком МАОУ-Гимназии № 47. Общая
характеристика предмета.
Учебный предмет «Ручной труд» включён в федеральный компонент
образовательной области «Технология» учебного плана для учащихся с РАС и
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 8.3.
Одной из важнейших задач школьного обучения является максимальное
содействие социализации детей с ОВЗ. Уроки технологии в начальных классах
являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовки
учащихся специальных образовательных учреждений.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ,
которое предусматривает знакомство детей с рабочими технологическими
операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором
необходимых материалов и инструментов. Освоение содержания предмета
осуществляется на основе продуктивной деятельности. В процессе работы
реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному
изготовлению определенного продукта.
Цель: всестороннее развитие личности учащегося в процессе формирования
трудовой культуры и подготовка его к последующему профильному обучению в
старших классах.
Задачи:
обучение доступным приемам труда,
формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности, привитие
интереса к труду;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
формирование практических умений и навыков
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

использования

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью;
Решение поставленных задач позволяет корригировать интеллектуальные и
физические недостатки у обучающихся с РАС с учетом их возрастных
особенностей, путем систематического и целенаправленного совершенствования
восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения
зрительно-двигательной и моторной координации, ручной моторики.
Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем
образовательной нагрузки.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется,
уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока по ручному труду в 3 классе составляет 40 минут.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики,
окружающего мира, рисования.
Планируемые результаты изучения курса.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по ручному труду включают освоение
обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области и готовность их применения. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в
зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей
учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом
по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает
уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень:
сравнивать образец с натуральным объектом;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

составлять план работы под руководством учителя;
подбирать материалы и инструменты для изготовления изделия;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;
ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ,
правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и
линейки.
знать правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем,
ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
знать свойства материалов:
названия инструментов;

бумаги,

ткани,

древесины,

металла,

Достаточный уровень:
самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты для изготовления изделия;
знать и использовать различные приемы соединения деталей;
придерживаться плана при
необходимые контрольные действия;

выполнении

изделия;

осуществлять

делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по
вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;
ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ,
правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки
предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и
линейки.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

знать правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем,
ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
знать свойства материалов:
названия инструментов;

бумаги,

ткани,

древесины,

металла,

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах:
развитие мотивации к обучению;
социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение элементарными навыками коммуникации
принятыми ритуалами социального взаимодействия;

и

развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в различные социальные
группы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс, 68 ч)
Тема

Тип урока

Кол-

Виды

учебной Средства обучения

во

деятельности

часов

1. Мебель

(работа

с Ур.

металлоконструктором). смешанного
типа

2

Подбор планок по Металлоконструктор
счету

отверстий.

Установка

скоб,

соединение деталей
винтами и гайками.
Завинчивание

и

отвинчивание
рукой
инструментами.

и

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Правильная хватка
инструментов.
с Ур.
смешанного
металлоконструктором).
типа

2. Транспорт

(работа

2

Подбор планок по Металлоконструктор
счету

отверстий.

Установка

скоб,

соединение деталей
винтами и гайками.
Завинчивание

и

отвинчивание
рукой

и

инструментами.
Правильная хватка
инструментов.
ветке Ур.
смешанного
(аппликация из бумаги
типа
и
природного

3. Воробьи

на

2

Компоновка

Скорлупа

деталей

грецких

с орехов, цветная бумага,

помощью клея

картон, клей.

Компоновка

Одноразовая

материала)
4. Аквариум (поделка из
бросового материала)

Ур.
смешанного
типа

2

деталей

с крышки

помощью клея
5. Осенний
(аппликация

лес Ур.
смешанного
из
типа

2

Вырезывание

от

посуда,
банок

и

бутылок, гуашь
и Поролон,

картон,

намазывание клеем ножницы

поролона).

деталей

из

поролона,
составление
композиции
6. Изготовление блокнота Ур.
смешанного
для записей.
типа

2

Разметка

по Цветной картон, белая

линейке.
Компоновки

бумага, клей, ножницы
и

склеивание деталей
сухих Ур.
смешанного
(работа
с
типа

7. Аппликация из
листьев
природным

2

Передавать
характерные
признаки

Ламинированные
листы
осени, (пластиковые

доски,

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

материалом).

используя цвет

плитка, стекло), гуашь,
кисти

из Ур.
смешанного
бросового материала)
типа

8. Часы

(поделка

2

Компоновка

Одноразовая посуда,

различных деталей проволока, фломастеры,
с помощью клея, шило
проволоки, ниток.

9. Птица (аппликация из
сухих листьев).

Ур.
смешанного
типа

2

Компоновка

Листья, цветная бумага,

различных деталей картон, клей.
с помощью клея,
проволоки, ниток.

из Ур.
смешанного
картона и природного
типа
материала).

2

картона Ур.
смешанного
тканью или бумагой.
типа

2

10. Рыбки (аппликация

11. Окантовка

Компоновка
деталей

Скорлупа

с орехов, цветная бумага,

помощью клея

картон, клей.

Назначение

Картон,

окантовки

в ножницы,

изделиях
картона.

грецких

бумага,
клей,

из линейка, карандаш.
Разметка

бумаги и картона
по линейке.
12. Приемы

работы

проволокой.

с Ур.
смешанного
типа

2

Виды

проволоки: Различные

медная,
алюминиевая.
Свойства
проволоки:
сгибается,
ломается,
отрезается
кусачками;
Правила
безопасной
работы.
Правильная
хватка

проволоки

виды

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

инструмента.
Сгибание
проволоки
плоскогубцами

и

молотком. Резание
проволоки
кусачками.
из Ур.
смешанного
природного материала и
типа
проволоки).

13. Паук

(поделка

2

Соединение

Картинка

деталей

с скорлупа

помощью

плюски

пластилина,

паука,
ореха,
жёлудя,

клея, проволока, пластилин.

палочек проволоки.
14. Изготовление

букв

цифр из проволоки.

и Ур.
смешанного
типа

2

Сгибание

Различные

проволоки

проволоки

виды

плоскогубцами.
Резание проволоки
кусачками.
15. Гирлянды из бумаги.

Ур.
смешанного
типа

2

Свойства бумаги и Цветная бумага, клей,
картона.

Резание ножницы, карандаши.

ножницами
Ур.
смешанного
типа

16. Изготовление
карнавальной

2

полумаски.

Разметка

по Цветная бумага, картон,

шаблону.

клей,

Прорезывание

карандаши, нитки.

отверстий

ножницы,

в

картоне.
17. Складная
игры.

доска

для Ур.
смешанного
типа

2

Понятие о группах Шахматная

доска,

инструментов и их картон, клей, ножницы.
назначении:
разметки

для
и

для

обработки.
Разметка

по

линейке.
18. Прямой

стежок. Ур.

2

Выполнение

Шаблоны, нитки, иглы

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Тренировочные
упражнения.

смешанного
типа

прямого стежка на
размеченном
картоне

стежок. Ур.
смешанного
Тренировочные
типа
упражнения.

19. Косой

2

Выполнение косого Шаблоны, нитки, иглы
стежка

на

размеченном
картоне

20. Сумочка для мелочей
(работа с тканью)

Ур.
смешанного
типа

2

Соединение

Ткань,

деталей

нитки,

иглы,

косым ножницы.

обметочным
стежком.
21. Кисточка из ниток

Ур.
смешанного
типа

2

Технология

Закладки, иглы, нитки,

изготовления

ножницы.

кисточки из ниток
22. Закладка
фотопленки.

из Ур.
смешанного
типа

2

Оформление

Фотопленка, нитки

деталей
фотопленки
кисточками

из

ниток
23. Коробка, склеенная с
помощью клапанов.

Ур.
смешанного
типа

2

Разметка разверток Картон, ножницы, клей,
по шаблонам и по линейка,
линейке.

карандаш,

Надрез шаблоны.

картона ножом по
фальцлинейке
линиях

на
сгиба

(рицовка).
Склеивание
развертки коробки
с

помощью

клапанов.
24. Прихватка

Ур.
смешанного
типа

2

Соединение
деталей
косым обметочным

Ткань,

нитки,

ножницы.

иглы,

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

стежком.
бортами, Ур.
смешанного
соединенными встык.
типа

25. Коробка

с

2

Сгибание картона и Картон, ножницы, клей,
склеивание

по линейка,

стыкам.
26. Неваляшка.
Аппликация из ткани.

Ур.
смешанного
типа

2

карандаш,

шаблоны.

Резание по ткани. Ткань, ножницы, клей,
Компоновка

картон

деталей
Ур.
смешанного
образцу
папки
для
типа
тетрадей с завязками.

2

Ур.
смешанного
типа

2

27. Изготовлениепо

28. Матрешка из конусов.

Разметка

по Картон, клей, ножницы,

линейке.

тесьма, образец.

Разметка

с Цветная

помощью циркуля ножницы,
и

бумага,
клей,

линейки, циркуль

склеивание
29. Собака из цилиндров

Ур.
смешанного
типа

2

Разметка

с Цветная

бумага,

помощью линейки, ножницы, клей
склеивание

из Ур.
смешанного
геометрических фигур,
типа
заходящих
одна
за

30. Аппликация

2

Аппликация

с Цветная

помощью циркуля ножницы,
и

другую.
31. Сказочные

Разметка

бумага,
клей,

линейки, циркуль

склеивание
цветы.

Ур.
смешанного
из
типа

2

Составление

Цветной песок, клей,

композиции.

цветного

Выполнение

песка.

работы с помощью

картон

клея
32. Бабочка. Аппликация из Ур.
смешанного
ткани
типа

2

Резание

по

Ткань, ножницы, клей,

ткани.

картон

Компоновка
деталей
33. Косой стежок в два Ур.
смешанного
приема. Тренировочные
типа
упражнения.

2

Выполнение косого Шаблоны, нитки, иглы
стежка
размеченном

на

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

картоне
34. Салфетка с вышивкой.

Ур.
смешанного
типа

2

Вышивание

Ножницы, нитки, иглы,

рисунка,

клеёнка, ткань

переведенного
льняное

на

полотно,

ручными стежками


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».