Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.3,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУЧНОЙ ТРУД
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3 КЛАСС)
г. Екатеринбург, 2022 г
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Рабочая программа по предмету «Ручной труд»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на
основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с Адаптированной
основной образовательной программой начального общего образования (АООП
НОО), учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС (Вариант программы
8.3.) и календарным учебным графиком МАОУ-Гимназии № 47. Общая
характеристика предмета.
Учебный предмет «Ручной труд» включён в федеральный компонент
образовательной области «Технология» учебного плана для учащихся с РАС и
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 8.3.
Одной из важнейших задач школьного обучения является максимальное
содействие социализации детей с ОВЗ. Уроки технологии в начальных классах
являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовки
учащихся специальных образовательных учреждений.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ,
которое предусматривает знакомство детей с рабочими технологическими
операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором
необходимых материалов и инструментов. Освоение содержания предмета
осуществляется на основе продуктивной деятельности. В процессе работы
реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному
изготовлению определенного продукта.
Цель: всестороннее развитие личности учащегося в процессе формирования
трудовой культуры и подготовка его к последующему профильному обучению в
старших классах.
Задачи:
обучение доступным приемам труда,
формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности, привитие
интереса к труду;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
формирование практических умений и навыков
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
использования
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью;
Решение поставленных задач позволяет корригировать интеллектуальные и
физические недостатки у обучающихся с РАС с учетом их возрастных
особенностей, путем систематического и целенаправленного совершенствования
восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения
зрительно-двигательной и моторной координации, ручной моторики.
Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем
образовательной нагрузки.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется,
уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока по ручному труду в 3 классе составляет 40 минут.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики,
окружающего мира, рисования.
Планируемые результаты изучения курса.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по ручному труду включают освоение
обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области и готовность их применения. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в
зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей
учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом
по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает
уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень:
сравнивать образец с натуральным объектом;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
составлять план работы под руководством учителя;
подбирать материалы и инструменты для изготовления изделия;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;
ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ,
правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и
линейки.
знать правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем,
ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
знать свойства материалов:
названия инструментов;
бумаги,
ткани,
древесины,
металла,
Достаточный уровень:
самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты для изготовления изделия;
знать и использовать различные приемы соединения деталей;
придерживаться плана при
необходимые контрольные действия;
выполнении
изделия;
осуществлять
делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по
вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;
ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ,
правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки
предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и
линейки.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
знать правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем,
ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
знать свойства материалов:
названия инструментов;
бумаги,
ткани,
древесины,
металла,
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах:
развитие мотивации к обучению;
социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение элементарными навыками коммуникации
принятыми ритуалами социального взаимодействия;
и
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в различные социальные
группы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс, 68 ч)
Тема
Тип урока
Кол-
Виды
учебной Средства обучения
во
деятельности
часов
1. Мебель
(работа
с Ур.
металлоконструктором). смешанного
типа
2
Подбор планок по Металлоконструктор
счету
отверстий.
Установка
скоб,
соединение деталей
винтами и гайками.
Завинчивание
и
отвинчивание
рукой
инструментами.
и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Правильная хватка
инструментов.
с Ур.
смешанного
металлоконструктором).
типа
2. Транспорт
(работа
2
Подбор планок по Металлоконструктор
счету
отверстий.
Установка
скоб,
соединение деталей
винтами и гайками.
Завинчивание
и
отвинчивание
рукой
и
инструментами.
Правильная хватка
инструментов.
ветке Ур.
смешанного
(аппликация из бумаги
типа
и
природного
3. Воробьи
на
2
Компоновка
Скорлупа
деталей
грецких
с орехов, цветная бумага,
помощью клея
картон, клей.
Компоновка
Одноразовая
материала)
4. Аквариум (поделка из
бросового материала)
Ур.
смешанного
типа
2
деталей
с крышки
помощью клея
5. Осенний
(аппликация
лес Ур.
смешанного
из
типа
2
Вырезывание
от
посуда,
банок
и
бутылок, гуашь
и Поролон,
картон,
намазывание клеем ножницы
поролона).
деталей
из
поролона,
составление
композиции
6. Изготовление блокнота Ур.
смешанного
для записей.
типа
2
Разметка
по Цветной картон, белая
линейке.
Компоновки
бумага, клей, ножницы
и
склеивание деталей
сухих Ур.
смешанного
(работа
с
типа
7. Аппликация из
листьев
природным
2
Передавать
характерные
признаки
Ламинированные
листы
осени, (пластиковые
доски,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
материалом).
используя цвет
плитка, стекло), гуашь,
кисти
из Ур.
смешанного
бросового материала)
типа
8. Часы
(поделка
2
Компоновка
Одноразовая посуда,
различных деталей проволока, фломастеры,
с помощью клея, шило
проволоки, ниток.
9. Птица (аппликация из
сухих листьев).
Ур.
смешанного
типа
2
Компоновка
Листья, цветная бумага,
различных деталей картон, клей.
с помощью клея,
проволоки, ниток.
из Ур.
смешанного
картона и природного
типа
материала).
2
картона Ур.
смешанного
тканью или бумагой.
типа
2
10. Рыбки (аппликация
11. Окантовка
Компоновка
деталей
Скорлупа
с орехов, цветная бумага,
помощью клея
картон, клей.
Назначение
Картон,
окантовки
в ножницы,
изделиях
картона.
грецких
бумага,
клей,
из линейка, карандаш.
Разметка
бумаги и картона
по линейке.
12. Приемы
работы
проволокой.
с Ур.
смешанного
типа
2
Виды
проволоки: Различные
медная,
алюминиевая.
Свойства
проволоки:
сгибается,
ломается,
отрезается
кусачками;
Правила
безопасной
работы.
Правильная
хватка
проволоки
виды
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
инструмента.
Сгибание
проволоки
плоскогубцами
и
молотком. Резание
проволоки
кусачками.
из Ур.
смешанного
природного материала и
типа
проволоки).
13. Паук
(поделка
2
Соединение
Картинка
деталей
с скорлупа
помощью
плюски
пластилина,
паука,
ореха,
жёлудя,
клея, проволока, пластилин.
палочек проволоки.
14. Изготовление
букв
цифр из проволоки.
и Ур.
смешанного
типа
2
Сгибание
Различные
проволоки
проволоки
виды
плоскогубцами.
Резание проволоки
кусачками.
15. Гирлянды из бумаги.
Ур.
смешанного
типа
2
Свойства бумаги и Цветная бумага, клей,
картона.
Резание ножницы, карандаши.
ножницами
Ур.
смешанного
типа
16. Изготовление
карнавальной
2
полумаски.
Разметка
по Цветная бумага, картон,
шаблону.
клей,
Прорезывание
карандаши, нитки.
отверстий
ножницы,
в
картоне.
17. Складная
игры.
доска
для Ур.
смешанного
типа
2
Понятие о группах Шахматная
доска,
инструментов и их картон, клей, ножницы.
назначении:
разметки
для
и
для
обработки.
Разметка
по
линейке.
18. Прямой
стежок. Ур.
2
Выполнение
Шаблоны, нитки, иглы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Тренировочные
упражнения.
смешанного
типа
прямого стежка на
размеченном
картоне
стежок. Ур.
смешанного
Тренировочные
типа
упражнения.
19. Косой
2
Выполнение косого Шаблоны, нитки, иглы
стежка
на
размеченном
картоне
20. Сумочка для мелочей
(работа с тканью)
Ур.
смешанного
типа
2
Соединение
Ткань,
деталей
нитки,
иглы,
косым ножницы.
обметочным
стежком.
21. Кисточка из ниток
Ур.
смешанного
типа
2
Технология
Закладки, иглы, нитки,
изготовления
ножницы.
кисточки из ниток
22. Закладка
фотопленки.
из Ур.
смешанного
типа
2
Оформление
Фотопленка, нитки
деталей
фотопленки
кисточками
из
ниток
23. Коробка, склеенная с
помощью клапанов.
Ур.
смешанного
типа
2
Разметка разверток Картон, ножницы, клей,
по шаблонам и по линейка,
линейке.
карандаш,
Надрез шаблоны.
картона ножом по
фальцлинейке
линиях
на
сгиба
(рицовка).
Склеивание
развертки коробки
с
помощью
клапанов.
24. Прихватка
Ур.
смешанного
типа
2
Соединение
деталей
косым обметочным
Ткань,
нитки,
ножницы.
иглы,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
стежком.
бортами, Ур.
смешанного
соединенными встык.
типа
25. Коробка
с
2
Сгибание картона и Картон, ножницы, клей,
склеивание
по линейка,
стыкам.
26. Неваляшка.
Аппликация из ткани.
Ур.
смешанного
типа
2
карандаш,
шаблоны.
Резание по ткани. Ткань, ножницы, клей,
Компоновка
картон
деталей
Ур.
смешанного
образцу
папки
для
типа
тетрадей с завязками.
2
Ур.
смешанного
типа
2
27. Изготовлениепо
28. Матрешка из конусов.
Разметка
по Картон, клей, ножницы,
линейке.
тесьма, образец.
Разметка
с Цветная
помощью циркуля ножницы,
и
бумага,
клей,
линейки, циркуль
склеивание
29. Собака из цилиндров
Ур.
смешанного
типа
2
Разметка
с Цветная
бумага,
помощью линейки, ножницы, клей
склеивание
из Ур.
смешанного
геометрических фигур,
типа
заходящих
одна
за
30. Аппликация
2
Аппликация
с Цветная
помощью циркуля ножницы,
и
другую.
31. Сказочные
Разметка
бумага,
клей,
линейки, циркуль
склеивание
цветы.
Ур.
смешанного
из
типа
2
Составление
Цветной песок, клей,
композиции.
цветного
Выполнение
песка.
работы с помощью
картон
клея
32. Бабочка. Аппликация из Ур.
смешанного
ткани
типа
2
Резание
по
Ткань, ножницы, клей,
ткани.
картон
Компоновка
деталей
33. Косой стежок в два Ур.
смешанного
приема. Тренировочные
типа
упражнения.
2
Выполнение косого Шаблоны, нитки, иглы
стежка
размеченном
на
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
картоне
34. Салфетка с вышивкой.
Ур.
смешанного
типа
2
Вышивание
Ножницы, нитки, иглы,
рисунка,
клеёнка, ткань
переведенного
льняное
на
полотно,
ручными стежками