Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.3,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3 КЛАСС)
г. Екатеринбург, 2022 г
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с Адаптированной основной
образовательной программой начального общего образования (АООП НОО),
учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС (Вариант программы 8.3) и
календарным учебным графиком МАОУ-Гимназии №47.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и
воспитании младших школьников.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап
системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий
готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели изучения курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
развития;
материалом в старших классах.
нное обучение учащихся устной речи и первоначальным
навыкам связной письменной речи;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
навыков;
бщений и познавательного
интереса к языку;
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие фонетико-фонематических представлений;
· формирование умения работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· развитие речи, владение техникой речи;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и
умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать,
классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых
знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился
уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически
правильного и точного выражения своих мыслей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения,
выделять предложения
из речи
и
текста,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; анализировать слова
по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и
безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова
на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные
орфограммы.
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний,
умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной
программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта основного общего
образования по русскому языку.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность
которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их
составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать
количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую
базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного
повторения ранее усвоенного материала.
Обучение русскому языку в 3 классе носит элементарно - практический
характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение
анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал,
давать простейшие объяснения.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках
и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о
гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов —
названий предметов, действий, признаков.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации;
учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака
вопроса, восклицательного знака. Начинают формироваться навыки связных
устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
Форма проведения занятий по программе: очная, возможно с применением
электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование
ценностей
многонационального
российского
Общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
ми и сверстниками различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
культуре других народов.
Предметные результаты:
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
самосознания.
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки
знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение
умением проверять написанное.
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые
единицы
адекватно ситуации речевого общения.
национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,
языка межнационального общения.
вание умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
действиями с языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике),
морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
особенностях употребления в речи.
Содержание курса
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения,
точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов,
данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в
алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по
алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова
на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и послегласных. Перенос части слова
при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при
обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи,
ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных
на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб —
грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение
выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в
речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.
Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в
тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет
делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами,
обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду
действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака
(качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное
отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и
определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по
их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими
предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их
раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение
пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое
знакомство
с
построением
простого
предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или
что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа
(кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?),
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем
тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум
вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр,
строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и
записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу
(в более легких случаях — самостоятельно).
записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным
ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с
заданием.
Списывание
сплошного
и
печатного
текста
целыми
словами
и
словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или
слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил
правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное
составление
простых
распространенных
предложений
и
сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по
картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны уметь:
ять предложения, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении;
безударные;
ство слогов в слове по количеству гласных, делить слова
на слоги, переносить части слова при письме;
- 25 слов), включающий изученные
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
орфограммы.
Учащиеся должны знать:
и согласные;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс, 102 ч)
№
п/
п
Тема
Тип урока
Колво
Виды учебной
деятельности
Средства обучения
часо
в
1. Употребление
простого
предложения.
Общеметодологическо
й направленности
1
Чистописание.
Чтение и запись
предложений с
соблюдением
правил, составление
схемы предложения.
Демонстрационный
набор для
составления схемы
предложения
(магнитный),
предметные и
сюжетные картинки
2. Правила записи
простого
предложения.
Общеметодологическо
й направленности
1
Чистописание.
Чтение и запись
предложений с
соблюдением
правил, составление
схемы предложения.
Демонстрационный
набор для
составления схемы
предложения
(магнитный),
предметные и
сюжетные картинки
3. Дописывание
предложений,
используя опорные
слова и предметные
картинки.
Общеметодологическо
й направленности
1
Чистописание.
Дописывание
предложений с
опорой на картинки
и слова.
Демонстрационный
набор для
составления схемы
предложения
(магнитный),
предметные и
сюжетные картинки
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
4. Составление
Общеметодологическо
предложений из слов й направленности
данных вразбивку.
1
Восстановление
нарушенного
порядка слов в
предложении
5. Составление
предложений по
вопросам.
Составление
предложений по
вопросам.
1
Запись предложений, Демонстрационный
составленных с
набор для
опорой на вопросы. составления схемы
предложения
(магнитный),
предметные и
сюжетные картинки
6. Составление
предложений по
иллюстрациям.
Общеметодологическо
й направленности
1
Запись предложений, Демонстрационный
составленных с
набор для
опорой на
составления схемы
иллюстрации.
предложения
(магнитный),
предметные и
сюжетные картинки
7. Звуки и буквы.
Определение
количества звуков и
букв в слове.
Общеметодологическо
й направленности
1
Словарная работа.
Понятие «звук»,
8. Омонимы,
квазиомонимы и
анаграммы
Общеметодологическо
й направленности
«буква».
буквенный
слов.
1
Демонстрационный
набор для
составления схемы
предложения
(магнитный),
предметные и
сюжетные картинки
Буквы разрезной
азбуки, предметные
картинки,
Звукодемонстрационный
анализ
материал: гласные
буквы, согласные
буквы
Чистописание.
Соотнесение
слов, сходных по
звучанию с
изображением.
Выделение
признака,
по которому
различаются слова.
Выделение букв,
которыми
различаются слова
Предметные
картинки,
Сюжетные
картинки, образец
написания букв.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
9. Порядок
букв в Общеметодологическо
й направленности
русской азбуке.
Алфавит.
1
Правильное название Алфавит,
букв русского
индивидуаль
ные
карточки
алфавита.
Определение
количества гласных,
согласных в
алфавите.
Нахождение слов в
словаре
10. Расположение
Общеметодологическо
й направленности
слов в
алфавитном порядке.
2
Чистописание.
Алфавит,
Нахождение слов в
индивидуаль
словаре. Запись слов ные карточки
в алфавитном
порядке
11. Гласные и согласные Общеметодологическо
й направленности
звуки и буквы
1
Чистописание.
Буквы разрезной
Определение
азбуки, предметные
гласных и согласных картинки,
звуков в словах
демонстрационный
материал: гласные
буквы, согласные
буквы
12. Йотированные
Общеметодологическо
й направленности
гласные в начале
слова и после гласных.
2
Словарная работа.
Выделение
йотированных
гласных в заданной
позиции
13. Ударение в слове.
Общеметодологическо
й направленности
1
Определение
Схемы слов,
ударных и
индивидуальные
безударных гласных карточки
в слове.
14. Постановка ударения Общеметодологическо
в двусложных словах. й направленности
2
Чистописание.
Схемы слов,
Чтение слов с
индивидуальные
выделением голосом карточки
ударного гласного,
запись слов с
выделением гласных
и постановкой знака
ударения. Подбор
слов, подходящих к
схеме
Буквы разрезной
азбуки, предметные
картинки,
демонстрационный
материал: гласные
буквы, согласные
буквы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
15. Постановка ударения Общеметодологическо
в трехсложных й направленности
словах.
2
Чистописание.
Схемы слов,
Чтение слов с
индивидуальные
выделением голосом карточки
ударного гласного,
запись слов с
выделением гласных
и постановкой знака
ударения. Подбор
слов, подходящих к
схеме
16. Смыслоразличительно Открытия новых
е свойство ударения. знаний
2
Словарная работа. Презентация
Соотнесение слов,
различающихся
ударением, с
изображением.
Выделение признака,
по которому
различаются слова.
Составление
предложений со
словами омографами
17. Контрольный диктант. Ур. развив. контроля
1
Правильное
написание
небольшого
текста под диктовку
в соответствии с
нормами.
18. Работа над ошибками. Ур. систематизации знй
1
Выполнение заданий Индивидуальные
карточки
под контролем
педагога
19. Гласные
ударные Ур. систематизации зни безударные. й
1
Чистописание.
Определение
гласных и
20. Слог как часть слова. Общеметодологическо
й направленности
1
Чистописание: Лл,
Рр. Работа со
словарными
словами: мороз рассматривание
Образец
написания
букв,
предметные
согласных звуков в
картинки
словах, постановка
ударения в словах
Образец написания
букв, сюжетные
картинки,
предметные
картинки, буквы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
картинок, чтение
разрезной азбуки (л,
слова с усиленной р).
визуально
орфограммой и
соотнесение с
картинкой, запись
слова по образцу,
составление схемы,
деление слова на
слоги, выделение
ударной гласной,
выделение
непроверяемой
гласной, подбор и
запись родственных
слов,
запись
предложения со
словарным
21. Слогообразующая
роль гласных.
Открытия новых
знаний
1
Чистописание.
предметные
Выделение гласных картинки, карточки
со слогами
в слове. Деление
слов на слоги.
22. Деление слов на слоги. Общеметодологическо
й направленности
2
Чистописание.
Образец написания
Чтение и запись слов букв, предметные
по слогам,
картинки, карточки
составление схемы со слогами, схемы
слов, деление схемы слов
слова на слоги.
23. Восстановление
деформированных
слов.
1
Чистописание.
Образец написания
Чтение и запись слов букв, предметные
по слогам,
картинки, карточки
составление схемы со слогами, схемы
слов, деление схемы слов
слова на слоги.
Получение слов
добавлением слога с
Открытия новых
знаний
опорой на
предметные
картинки.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
24. Перенос слов при
письме
Общеметодологическо
й направленности
2
Словарная работа.
Правила переноса
слов. Упражнение в
делении слов на
слоги для переноса.
Предметные
картинки, карточки
со слогами, схемы
слов
25. Деление слов на слоги Открытия новых
и для переноса.
знаний
2
Словарная работа.
Чистописание.
Правила переноса
слов. Различение
деления слов на
слоги и на слоги для
переноса
Образец написания
букв, предметные
картинки, карточки
со слогами, схемы
слов
26. Твёрдые и мягкие
согласные.
1
Чистописание.
Игровое
упражнение
Условные
значки
для
обозначения мягких
и твердых
согласных (зеленые
и синие), гласных
(красные). Буквы
разрезной азбуки,
карточки с
открытыми слогами,
предметные
картинки,
демонстрационный
материал: «Гласные
для обозначения
мягкости и
Общеметодологическо
й направленности
«Скажи наоборот».
Различение в словах
(в произношении)
мягкости согласных
и обозначение их на
письме
твердости
согласных».
27. Обозначение мягкости Открытия новых
согласных гласными знаний
второго ряда.
1
Чистописание.
Группировка
гласных («дружат» с
мягкими или
твердыми
согласными).
Составление и
запись
Условные
значки
для
обозначения мягких
и твердых
согласных
(зеленые и
синие), гласных
(красные).
Буквы разрезной
оппозиционных
азбуки, карточки с
слогов
(ма-мя),
открытыми слогами,
обозначение мягких
предметные
и твердых согласных
картинки,
цветом. Различение в
демонстрационный
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
словах (в
произношении)
мягкости согласных
и обозначение их
при письме
гласными я, и, е, ё,
ю.
материал: «Гласные
для обозначения
мягкости и
твердости
согласных».
Составление схем
слов.
28. Различение твёрдых и Общеметодологическо
мягких согласных на й направленности
слух и на письме
1
Чистописание. Игра
«Подбери пару».
Списывание текста,
выделение в словах
мягких согласных
перед я, и, е, ё, ю.
Условные
значки
для
обозначения мягких
и твердых
согласных (зеленые
и синие), гласных
(красные). Буквы
разрезной азбуки,
карточки с
открытыми слогами,
предметные
картинки,
демонстрационный
материал: «Гласные
для обозначения
мягкости и
твердости
согласных».
29. Мягкий знак на конце Открытия новых
слова.
знаний
1
Чистописани.
Образец написания
Различение на слух и буквы. Буквы
в произношении
разрезной азбуки.
твердых и мягких (с Предметные
ь после) согласных. картинки.
Называние слов (по
картинкам) с ь на
конце, определение
последнего звука,
его мягкости, чтение
слов и соотнесение
их с картинкой,
30. Мягкий
знак
середине слова.
в Общеметодологическо
й направленности
1
Чистописание.
Образец написания
Различение на слух и буквы. Буквы
в произношении
разрезной азбуки.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
твердых и мягких (с Предметные
ь после) согласных. картинки.
Называние слов (по
картинкам) с ь в
середине,
определение
мягкости звука,
предшествующего ь,
чтение слов и
соотнесение их с
картинкой,
обозначение мягкого
согласного в
середине (с ь).
31. Обозначение мягкости Открытия новых
согласных на письме. знаний
1
Восстановление
Предметные и
предложений (поиск
сюжетные
слова, подходящего картинки.
по смыслу).
Обозначение мягких
и твердых согласных
Общеметодологическо
й направленности
2
Словарная работа.
Знакомство с
правописанием
гласных после
шипящих.
Восстановление и
запись
деформированных
слов. Игра «Найди
ошибку»
33. Правописание ча – ща. Общеметодологическо
й направленности
2
Чистописание.
Образец написания
букв,
Знакомство
с
Индивидуальные
правописанием
карточки
гласных после
шипящих.
Предметные и
Восстановление и
сюжетные
запись
картинки.
деформированных
слов.
2
Чистописание
Знакомство
с
правописанием
32. Правописание жи –
ши.
34. Правописание чу –
щу.
контроля знаний
Образец написания
букв,
Индивидуальные
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
гласных после
шипящих.
Восстановление и
запись
деформированных
слов.
карточки
35. Контрольный диктант. Ур. развив. контроля
1
Правильное
написание
небольшого текста
под диктовку в
соответствии с
нормами.
36. Работа над ошибками Ур. систематизации знй
1
Уметь находить
ошибки в работе и
исправлять их.
37. Правописание гласных Ур. систематизации знпосле шипящих.
й
1
Написание слов с
Предметные
шипящими
картинки,
согласными.
зашумленные
Составление слов из изображения.
слогов. Определение
зашумленных
Индивидуальные
карточки
изображений и
запись их названий
38. Парные
звонкие Открытия новых
знаний
и глухие
согласные.
1
Чистописание.
Образец написания
Чтение парных
букв, карточки
согласных и
с условным
определение звонкий обозначением
или глухой по
звонкого и глухого
вибрации (ее
звуков, буквы
отсутствии)
разрезной азбуки,
демонстрационный
гортани. Запись
материал:
парных согласных с
условным
звонкие и глухие
обозначением согласные.
: звонкий/глухой.
39. Упражнения в
различении парных
согласных.
1
Чистописание.
Образец написания
Чтение парных
букв, карточки
согласных и
с условным
определение звонкий обозначением
или глухой по
звонкого и глухого
вибрации (ее
звуков, буквы
Открытия новых
знаний
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
отсутствии) гортани. разрезной азбуки,
Запись парных
демонстрационный
согласных с
материал: звонкие и
глухие согласные.
условным
обозначением
: звонкий/глухой.
Игра «Скажи
наоборот».
40. Сравнение слов с
Открытия новых
парными звонкими и знаний
глухими согласными
по смыслу и
произношению.
1
Чистописание.
Образец написания
Чтение парных
букв, карточки с
согласных и
условным
определение звонкий обозначением
или глухой по
звонкого и глухого
вибрации (ее
звуков, буквы
отсутствии) гортани. разрезной азбуки,
Подбор пар слов с демонстрационный
парными
материал: звонкие и
глухие согласные.
согласными,
выделение в них
парных согласных,
составление схем
слов.
41. Правописание звонких Открытия новых
и глухих согласных на знаний
конце слова.
3
Словарная работа.
Знакомство с
правилами
написания и
проверки парных
согласных на конце
слов
42. Подбор
проверочных
слов путем
изменения
формы слова.
Открытия новых
знаний
2
Тренировочные
Предметные и
упражнения для
сюжетные
проверки слов с
картинки,
парными
индивидуальные
согласными на конце карточки
43. Разделительный
мягкий знак.
Общеметодологическо
й направленности
1
Чистописание.
Предметные
Выделение слов с картинки,
разделительным
индивидуальные
Образец написания
букв, карточки с
условным
обозначением
звонкого и глухого
звуков, буквы
разрезной азбуки,
демонстрационный
материал: звонкие и
глухие согласные,
предметные
картинки
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
мягким знаком.
карточки
1
Словарная работа.
Восстановление
предложений (поиск
слова,
подходящего по
смыслу).
Предметные
картинки. Картинки
к словарным
словам.
1
Чистописание.
Различение слов со
смягчающим и
разделительным
мягким знаком.
Нахождение слов в
тексте.
Образец написания
буквы. Предметные
картинки.
Картинки-ребусы
с Общеметодологическо
й направленности
2
Словарная работа.
Знакомство с
правилами переноса
слов с
разделительным
мягким знаком.
Демонстрационный
материал: опорная
таблица объяснения
написания слов с ь
47. Слова, которые
Общеметодологическо
обозначают названия й направленности
предметов.
4
Различение слов,
Предметные
обозначающих один
картинки,
или несколько
индивидуальные
карточки
одинаковых
предметов.
Нахождение слов,
обозначающих
названия предметов
различных родовых
групп.
48. Различение названий Общеметодологическо
й направленности
предметов,
отвечающих на вопрос
кто? и что?
1
Чистописание.
Предметные
Постановка вопросов
картинки,
к предметным
индивидуальные
картинкам. Запись карточки
слов- названий
предметов с
вопросом.
49. Употребление
названий
предметов в
3
Изменение названий Сюжетные
картинки.
предметов по
вопросам косвенных
44. Сравнение по смыслу, Контроля знаний
произношению,
написанию слов с
разделительным
мягким знаком и без
него.
45. Сравнение по смыслу, Общеметодологическо
й направленности
произношению,
написанию слов с
разделительным
мягким знаком и без
него.
46. Перенос
слов
разделительным
мягким знаком.
Общеметодологическо
й направленности
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
различных формах
падежей.
Согласование слов в
предложении по
вопросам
50. Выделение из текста Открытия новых
названий предметов знаний
при помощи вопросов.
1
Чистописание.
Предметные
Дополнение
картинки,
предложений по
индивидуальные
карточки
картинке
названиями,
подчеркивание в
предложениях словназваний предметов.
Выделение в тексте
слов-названий
предметов
51. Большая
буква в Открытия новых
именах собственных. знаний
4
Чистописание.
Сюжетные
Рассматриван картинки, картинкребусы
ие сюжетных
иллюстраций.
Составление и
запись предложений.
выделение первой
буквы в именах
людей и названиях
населенных пунктов.
Подбор имен к
детям,
изображенным на
картинках, запись
имен, выделение
первой буквы.
Разгадывание
ребусов с именами.
Восстановление
деформированного
текста по серии
картинок, запись в
тетрадь, выделение
имени или названия
в тексте,
подчеркивание
первой буквы.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
52. Правописание
словарных слов
Общеметодологическо
й направленности
1
Словарный
Индивидуальные
карточки
диктант.
Проверка написания
словарных слов по
словарю
53. Контрольный диктант. Ур. развив. контроля
1
Правильное
написание
небольшого текста
под диктовку в
соответствии с
нормами.
54. Работа над ошибками. Ур. систематизации знй
1
Уметь находить
ошибки в работе и
исправлять их.
55. Слова, которые
Ур. систематизации знобозначают названия й
предметов.
1
Называние одного и Предметные
нескольких
картинки, карточки
предметов по
с вопросами Кто?
Что?,
картинкам,
постановка вопросов
Кто? или Что? к
словам, запись слов
в тетрадь.
Дополнение
предложений по
картинке
названиями,
подчеркивание в
предложениях словназваний предметов.
Выделение в тексте
слов-названий
предметов
56. Слова, которые
Общеметодологическо
обозначают действия й направленности
предметов.
1
Чистописание.
Предметные
Слова, которые
картинки,
обозначают действия индивидуальные
карточки
предметов.
Постановка
вопросов.
57. Выделение слов,
обозначающих
действия предметов.
1
Чистописание.
Предметные
Определение слов,
картинки,
обозначающих
индивидуальные
действие предметов карточки
Общеметодологическо
й направленности
Индивидуальные
карточки
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
58. Согласованиеслов,
обозначающих
действия предметов,
со словами,
обозначающими
названия предметов.
Общеметодологическо
й направленности
1
Словарная работа. Предметные
Изменение формы
картинки,
слов для
индивидуальные
согласования друг с карточки
другом.
59. Изменение формы
Общеметодологическо
слова в зависимости й направленности
от вопроса (что делал?
что сделал? что
сделает?)
1
Чистописание.
Предметные
Постановка вопросов
картинки,
к словам,
индивидуальные
карточки
обозначающим
действие предмета.
Изменение формы
слова в зависимости
от вопроса.
60. Практическое
употребление слов,
обозначающих
действия предметов.
2
Словарная работа. Предметные
Составление
картинки,
предложений со
индивидуальные
словами, названиями карточки
действий.
Нахождение словназваний действий в
тексте
3
Словарная работа. Образец написания
Выделение слов,
буквы. Предметные
обозначающих
картинки.
признаки предметов: Картинки-ребусы
цвет, форму, вкус,
величину, материал.
Сравнение
предметов и
узнавание их
Общеметодологическо
й направленности
61. Слова, которые
контроля знаний
обозначают признаки
предметов.
по признакам.
62. Согласованиеслов,
обозначающих
признаки предметов
со словами,
обозначающими
предмет.
рефлексии
63. Практическое
Открытия новых
знаний
употребление слов,
обозначающих
признаки предметов.
1
Словарная работа. Предметные
Изменение формы
картинки,
слов для
индивидуальные
согласования друг с карточки
другом.
1
Словарная работа. Предметные
Составление
картинки,
предложений со
индивидуальные
словами, названиями карточки
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
признаков.
Нахождение словназваний
признаков в тексте
64. Предлоги.
3
Предлоги к, от, над, Предметные
под, об.
картинки,
Правописание слов с индивидуальные
предлогами
карточки
65. Выделение предлогов Общеметодологическо
в речи, в тексте.
й направленности
1
Чистописание.
Списывание с
печатного текста.
Выделение
предлогов.
66. Употребление
предлогов в речи.
Общеметодологическо
й направленности
1
Восстановление
Образец
деформированных
написания
предложений. Выбор
букв,
нужного предлога из Индивидуальные
предложенных
карточки
Предметные и
сюжетные
картинки.
67. Различение слов
предлогами, со
словами с
разделительным
знаком.
с Общеметодологическо
й направленности
1
Чистописание.
Образец
Отработка умения
написания
отличать предлоги от
букв,
слов с
Индивидуальные
разделительным
карточки
мягким знаком в
Предметные и
практических
сюжетные
упражнениях.
картинки.
Общеметодологическо
й направленности
1
Чистописание.
Чтение и запись
предложений с
соблюдением
правил, составление
схемы предложения.
69. Составление
Общеметодологическо
й направленности
предложений с
употреблением
существительных в
косвенных падежах
2
Словарная работа. Индивидуальные
карточки
Дописывание
предложений,
изменяя
существительные по
68. Предложение.
Порядок слов в
предложении.
Открытия новых
знаний
Образец написания
букв, Предметные
картинки,
индивидуальные
карточки
Демонстрационный
набор для
составления схемы
предложения
(магнитный),
предметные и
сюжетные картинки
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
вопросам
70. Контрольный диктант. Ур. развив. контроля
1
Правильное
написание
небольшого текста
под диктовку в
соответствии с
нормами.
71. Работа над ошибками. Ур. систематизации знй
1
Уметь находить
ошибки в работе и
исправлять их.
72. Деление текста на
предложения.
на Общеметодологическо
й направленности
1
Восстановление
Индивидуальные
и дополнение карточки
деформированного
текста
Общеметодологическо
й направленности
1
Согласование слов в Индивидуальные
предложениях.
карточки
73. Связь слов в
предложении.
Индивидуальные
карточки