Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.3,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3 КЛАСС)
г. Екатеринбург, 2022 г
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Рабочая программа по предмету «Речевая практика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 3 класса
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального
общего
образования
обучающихся
с
ОВЗ,
в
соответствии
с
Адаптированной основной образовательной программой начального общего
образования (АООП НОО), учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС
(Вариант программы 8.3.) МАОУ-Гимназии № 47.
Основные задачи изучения речевой практики – это расширение представлений
об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматикосинтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие
навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого
этикета.
Цель предмета – способствовать совершенствованию речевого опыта
учащихся, организовать наблюдения за речью и речевым общением на уроках и в
повседневном обиходе.
Задачи предмета:
-формировать выразительную сторону речи;
-учить строить устные связные высказывания; -воспитывать культуру
речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
детей с интеллектуальной недостаточность средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения устной речи. Она направлена на разностороннее
развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа
содержит
материал,
помогающий
обучающимся
достичь
того
уровня
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации. В процессе обучения предмета дети учатся отчётливо произносить слоги,
слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении
интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи, в
использовании мимики и жестов в процессе речевого общения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения устной речи является осмысление и
интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность жизни –
признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на
развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление
любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов
и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на
общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и
переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа
эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду
искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это
ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в
суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна
из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и
самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание
литературного
образования
способствует
формированию
эмоционально-
позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие
человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую
роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её
организации
средствами
организованность,
учебного
целеустремлённость,
предмета
у
ребёнка
ответственность,
развиваются
самостоятельность,
формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в
частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма.
Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность
служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только
гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к
многообразию иных культур.
Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами
аутистического спектра:
Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В
структуре
планируемых
результатов
ведущее
место
принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы обучающимися с РАС,
осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
включают индивидуально- личностные качества, специальные требования к
развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
1)
развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе,
принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2)
развитие мотивации к обучению;
3)
развитие
адекватных
представлений
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
4)
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни;
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5)
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
6)
развитие положительных свойств и качеств личности;
7)
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные
результаты
освоения
программы
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с РАС не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
РАС. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В том
случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных
представителей)
образовательная
организация
может
перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 8.4.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
на конец обучения в 3 классе по курсу речевая практика:
Минимальный уровень:
•
выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и
выражения;
•
сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно
доехать или дойти до школы;
•
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
•
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
•
использовать усвоенные языковые средства (слова, словосочетания и
простые по конструкции предложения) для выражения просьбы и собственного
намерения (после проведения подготовительной работы);
•
отвечать на вопросы педагога и товарищей класса;
•
пересказывать прослушанные и предварительно разобранные небольшие
по объему тексты с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал;
•
конструировать два-три
серию
предложения
с
опорой
на
сюжетных картин, организованные наблюдения, практические
действия и т.д.
•
слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по
их содержанию.
Достаточный уровень:
•
понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; отвечать на вопросы по их содержанию;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
•
понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на
вопросы по поводу услышанного;
•
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец
речи учителя и анализ речевой ситуации;
•
принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
•
высказывать свои просьбы и желания;
•
выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п.,
используя соответствующие этикетные слова и выражения;
•
cоставлять правильные
предложения
•
и
простые
распространённые
сложные предложения с союзом и;
конструировать связное
высказывание
по
планув
виде
вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок);
•
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс, 102 ч)
п/п
Тема
Кол-
Основное содержание и
Планируемые
Тематика
во
виды работ по теме
результаты
речевых
часов
1.
Здравствуй,
школа!
6
ситуаций
Диагностика. (2 часа)
Способствовать
Наша
Приветствие. Формулы
возникновению
у хороша.
утреннего круга.
учащихся интереса к Расскажи мне о
«Кто пришел
общению с учителем школе.
сегодня
в
школу?»
и
друг
с
Актуализировать
Повторение
знания о правилах
правил школьной жизни.
поведения
Введение
знакомстве
в
ситуацию
(беседа
другом.
с
привлечением
беседе.
при
и
школа
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
личного опыта, ответы
на
вопросы
на
основе
иллюстраций,
конструирование
диалогов - приветствий.
Актуализация
правил поведения.
Тренировочные
упражнения в
использовании
приветливого выражения
лица, произнесении
фраз
приветливым
голосом.
Игры по теме.
Составление рассказа
«Здравствуй, школа!» с
опорой
план
на
и
картинный
графические
схемы предложений.
Выполнение простых и
составных
устных
инструкций учителя,
словесный
отчет
о
выполненных действиях.
Прослушивание
и
выполнение инструкций,
записанных
на
аудионосители.
Составление
«Секреты
общения».
памятки
вежливого
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
2.
До свидания,
6
Введение
в
ситуацию Бытовые
Летние
лето!
(беседа с привлечением (неофициальные)
Скоро осень.
личного опыта, ответы обращения
детей. Прогулка
к в лес.
на вопросы на основе сверстникам, в семье.
иллюстраций,
выбор Именные,
картинки,
игры
Отдых в лагере.
бытовые, В
ласковые обращения.
деревне
летом.
соответствующей
Поездка на море.
предложению,
Игра в футбол.
составление
предложений из 3 слов,
повторение предложений
за
учителем, ответы
вопросы,
на
условно-
графическое
изображение
PECS,
(карточки
пиктограммы,
графические
схемы
предложений).
Обмен впечатлениями о
самых
интересных
событиях, происшедших
летом между учителем и
учениками.
Вычерчивание
схемы
предложений на доске
учителем
и
обучающимися
листах
бумаги
на
под
аппликациями.
Предложения
повторяются
самостоятельно с опорой
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
на
схему
или
по
вопросам учителя.
Подготовка
к
составлению рассказа по
теме ситуации «Как я
провел лето» (работа с
предметными и
сюжетными картинками)
Выполнение простых и
составных устных
инструкций учителя,
словесный
отчет
о
выполненных действиях.
Прослушивание
и
выполнение инструкций,
записанных на
аудионосители.
Лексический
минимум: погода
(ясно, пасмурно,
сильный
дождь,
небольшой
дождь).
Признаки
лета:
солнечные, жаркие дни,
тёплые дожди, зелёные
листья, цветение трав,
сбор ягод, грибов
Беседа «Любимые игры
летом»
Разучивание
считалок.
Составление
рассказов
по теме ситуации. Игры
«Где я был, не скажу, а
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
что делал - покажу»,
«Угадай
мою
фотографию», «Копилка
вопросов»
3.
Мы играли во
6
Введение
дворе…
в
Упражнения
на Игра в прятки.
ситуацию (беседа, подвижность органов Вот
ответы на вопросы на речевого
основе
за
аппарата люблю
иллюстраций,) (игровые приёмы).
что
я
футбол.
Развитие
Заучивание
Раз, два, три –
артикуляционной
чистоговорок,
беги!
моторики.
считалок,
Формирование
четверостиший
правильного
речевого голоса
учителя,
дыхания.
отчётливое
Конструирование
выразительное
диалога
–
интонации,
мимики,
жестов,
соответствующих
данной ситуации.
Обсуждение вопроса о
том,
как
конфликта
избежать
в
игре,
в
жизни.
Формирование
умения
участвовать
в
коллективной
игре
и
соблюдать правила.
Практическое
использование
силы
голоса, тона, темпа речи
в
речевых
и
конфликта. произнесение.
Имитация
ситуациях.
Использование мимики и
с
их
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
жестов.
Дыхательные
упражнения:
«Посчитаем Егорок на
горке.
Сначала
двух
Егорок на одном выдохе,
потом трёх и т. д.
Игры
малой
подвижности.
Обмен
мнениями по теме
«Какая
игра
самая
интересная?»
Обобщающая беседа.
4.
Осенняя пора
5
Беседа с привлечением Благодарность.
Осень – осень, в
личного опыта.
гости
Формулы «спасибо»,
Выявление
и «большое
спасибо», Урожай
расширение знаний об «пожалуйста».
осени.
Лексический
признаки
минимум:
осени:
дни
короче, ночи длиннее,
пасмурные
дни,
холодные
дожди,
туманы,
окраски
изменение
листьев
на
деревьях и кустарниках,
листопад, увядание трав,
наступление
холодов,
отлёт птиц.
Кто
знает
прогноз
погоды на сегодня?
Как
можно
узнать
прогноз погоды?
Чтение
газетных
собирай.
просим.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
вырезок.
Информация
из
Интернет.
Телевизионные
сообщения о погоде.
Ежедневные наблюдения
за
погодой.
Систематические
наблюдения
за
сезонными изменениями
в природе. Экскурсии в
природу для проведения
этих
наблюдений.
Ведение
календаря
природы
и
труда по месяцам.
Телефонный разговор о
погоде.
Разучивание
стихотворений.
5.
Мы
за
4
порогом
дома.
ходили
магазин
Мы
в
Введение
в
ситуацию Функциональные
(беседа,
ответы
вопросы
на
на обращения
Маша и
Миша
(к идут в магазин.
основе продавцу,
к Сестрица
иллюстраций).
сотруднику полиции Алёнушка дала
Актуализация
Обращение
имеющихся
обращение
знаний, просьбой
к
список покупок
к
братцу
личному незнакомому
опыту учащихся.
указателей
Иванушке
человеку.
Использование вывесок Обращение
и
с
с
для просьбой.
ориентировки
в Развертывание
ситуации.
в просьбы
словарь
Введение
названий помощью
с
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
крупных
мотивировки.
магазинов: гипермаркет, Формулы
супермаркет…
«Пожалуйста…»,
специализированные
«Можно…,
магазины
(книжный. пожалуйста!»,
обувной, хлебный и т.д.). «Разрешите…»,
Перечисление
«Можно
мне…»,
отделов
«Можно
я…».
магазина,
товаров, Недопустимость
которые можно в них дублирования
приобрести.
этикетных
формул,
Конструирование
использованных
диалога - обращения с невоспитанным
просьбой
к
продавцу. и взрослыми.
Покупки
по
заранее
составленному списку.
Отгадывание загадок о
продуктах и товарах.
Игры
«Идет Маша в
магазин», «Угадай, что
мы купили».
Разучивание
чистоговорки
«Расскажите
про
покупки».
6.
Книжкин дом
4
Введение
Приветствие и
Библиотека
ситуацию.
прощание.
дом
Моделирование
Употребление
книжек.
диалогов на основе
различных
экскурсии
приветствия и
Мы
прощания
книгу.
Сказки
про
Машу.
библиотеку,
иллюстраций
учебника.
в
в
формул живут
в
из зависимости от
адресата
(взрослый «Маша
–
любимых
Где
сказки.
выбираем
и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Развитие
или сверстник).
артикуляционной
медведя».
моторики.
Формирование
правильного
речевого
дыхания.
Практическое
использование
силы
голоса, тона, темпа речи
в речевых ситуациях.
Обсуждение
поведения
правил
в
библиотеке.
Совершенствование
диалогических
умений,
умения
ставить
уточняющие вопросы.
Воспитание уважения и
любви к книгам.
Использование
пиктограмм.
Моделирование
диалогов
с
библиотекарем, просьбы
о
помощи
в
выборе
книги сказок.
Игра «Прятки
со
сказкой»
Составление
рассказов
из личного
опыта по теме ситуации
с
опорой
на
схематический план или
иллюстрации.
медведь», «Три
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Отгадывание
загадок. Игра «Угадайка».
Ролевая
игра
«В
библиотеке».
7.
Я
дома.
Коллективное
Формулы обращения, Надо
Телефонный
рассматривание
привлечения
разговор.
иллюстраций.
внимания
6
расписание. Я не
в
записал
Вводная беседа. Беседа с телефонном
домашнее
опорой на личный опыт.
задание.
Закрепление
знаний
умений
разговоре.
и Значение
сигналов надо купить?
учащихся телефонной
пользоваться телефоном, (гудки,
связи
обращения
полученных во 2 классе. автоответчика
Ответы на вопрос кто сотовой
пользуется
связи).
телефоном? Выражение просьбы
Какие
бывают позвать к телефону
телефоны? Какой
у
(«Позовите
тебя телефон?
пожалуйста…»,
Тренировочные
«Попросите
упражнения
в
наборе пожалуйста…»,
заданного номера на
телефонных
«Можно
попросить
аппаратах (позвать)…»).
разного
вида. Распространение
Работа в парах.
этих
формул
с
Повторение телефонных помощью
номеров разных типов приветствия.
(городской,
Ответные
мобильный, номер
адресата
экстренного вызова).
«алло»,
Беседа
ведения
разговора.
о
правилах слушаю».
телефонного
узнать
реплики
«да»,
«Я
Что
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Конструирование
возможных
реплик
в
телефонном разговоре.
Просмотр мультфильма
«Телефон»
К.
Чуковского Повторение
необходимой
информации для
общения с диспетчерами
экстренных служб
(фамилия, имя,
отчество,
адрес
обучающегося). .
Звонок
однокласснику:
«Я не записал домашнее
задание.
Что
нам
задано?». Звонок
в
поликлинику.
Звонок
родственникам
«Что
купитьв
магазине
по
дороге
домой?»
8.
Зимняя
сказка.
5
Введение
в
ситуацию
(беседа
привлечением
опыта,
Поздравительные
Готовим
с открытки.
новогодний
личного Приветствие и
ответы
вопросы на основе
иллюстраций,
праздник.
на прощание.
Сказка
Употребление
выбор различных
«Рукавичка».
формул
картинки,
приветствия и
соответствующей
прощания
предложению,
зависимости
составление
адресата
в
от
(взрослый
предложений из 3 - 4 или сверстник).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
слов,
повторение
предложений
за
учителем,
на
ответы
вопросы,
условно-
графическое
изображение
PECS,
(карточки
пиктограммы,
графические
схемы
предложений).
Закрепление умений и
навыков, приобретенных
во 2 классе.
Сказка
«Рукавичка».
Умение
рассказывать
сказку
с
опорой
на
серию картинок.
Разыгрывание диалогов
из сказки. Драматизация
сказки для
родителей.
Разучивание
стихотворений, песенок
новогодней тематики.
Подготовка письменных
приглашений
на
новогодний праздник.
Подготовка новогодних
поздравительных
открыток.
9.
Новогодние
Введение
в
праздники!
(беседа
с
Добро
привлечением
пожаловать к
6
тему Приглашение домой. У Ани и
Правила поведения в гости.
личного гостях.
Формулы,
опыта, ответы на сопровождающие
Вани
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
нам в гости
вопросы на
основе
иллюстраций,
вручение
подарка:
выбор «Это Вам (тебе)», «Я
картинки,
хочу подарить
соответствующей
тебе…»
предложению,
Этикетные
составление
эмоциональные
и
др.
и
предложений из 3-4 слов, реакции
ответы
на
вопросы,
на
поздравления и
условно- подарки.
графическое
Благодарность
за
изображение
поздравления
и
(карточки
подарки
PECS,
пиктограммы,
…
графические
реакция
диалогов гость
–
Знакомство
приема
как
ответная
Конструирование
основными
имя»),
схемы благодарность
предложений).
хозяин.
(«Спасибо
на
выполнение просьбы.
с Мотивировка
правилами благодарности.
гостей
и Формулы
«Очень
поведения в гостях, за приятно», «Я очень
праздничным столом.
рада»
Моделирование
мотивировка
ситуации:
рассказ
и
др.
как
беседа, благодарности.
истории, Ответные
обсуждение
и
проигрывание
реплики
на
поздравление,
возможных конкурсов и пожелание («Спасибо
развлечений,
которые за поздравление»,
могут
быть «Я
использованы
в
тоже
поздравляю
гостях.
(Вас)».
Предложения
«Спасибо,
тебя
и
тебя
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
повторяются
(Вас) поздравляю»).
самостоятельно с опорой
на схему или по
вопросам
учителя.
Ролевая
игра
гостей».
«Прием
Составление
праздничного
меню.
«Чаепитие
у
Смешариков».
«Мои любимые игры в
гостях».
Разучивание
застольных игр.
10.
Зимушка
–
3
Введение
в ситуацию Ежедневные
зима в гости к
(беседа с
нам пришла
Привлечением
Природа спит.
наблюдения за
личного погодой.
опыта,
Систематические
ответы на вопросы на наблюдения
основе
за
сезонными
иллюстраций,
выбор изменениями в
картинки,
природе. Экскурсии в
соответствующей
природу
предложению,
проведения
для
этих
повторение предложений наблюдений.
за
учителем, Ведение
составление
природы и труда по
предложений, ответы на месяцам
вопросы,
условно-
графическое
изображение
(карточки
PECS,
пиктограммы,
графические
календаря
схемы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
предложений).
Обмен впечатлениями о
самых
интересных
событиях, происшедших
на
зимних
между
каникулах
учителем
и
учениками.
Разучивание
стихотворений
о
зиме.
Работа
над
речевым
дыханием.
Лексический
минимум:
признаки зимы: короткие
дни,
длинные
ночи,
морозы,
иней,
снегопады,
метели,
оттепели.
Дикие
животные.
Ёж,
медведь. Внешний вид,
пища,
повадки.
Как
зимуют.
Птицы.
Снегирь,
синица.
Величина
птиц.
Различение этих птиц.
Птицы
перелётные
и
зимующие, на примере
наблюдения за птицами
данной
местности.
Польза,
приносимая
людям.
Подкормка
зимой.
птиц
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
11.
Что
бы
6
Обращение
сказала
личному
кошка?
учеников.
к
Ласковые обращения. У Вити и Пети
опыту Грубые и негрубые был щенок.
Беседа
домашних
о обращения. Бытовые
животных, (неофициальные)
которые живут в семье обращения
или
у
к
родственников. сверстникам, в семье.
Рассматривание
Именные,
картинок.
ласковые обращения.
Обсуждение
замыслов
творческого задания.
Расширение
представлений
о
способах коммуникации.
Закрепление
умения
составлять
предложения и
краткие
рассказы по картинке.
Использование
и
мимики
жестов
передачи
для
настроений
животных.
Обсуждение возможных
последствий
невнимательного
Отношения человека к
животным.
Произнесение одной и
той
же
разными
фразы
с
интонациями–
восклицательной,
вопросительной,
повествовательной.
«У
меня есть щенок. – У
бытовые,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
меня есть щенок! – У
меня
есть
щенок?»
Пластические
этюды
на
тему
«Мой домашний
любимец»,
«Спящий
котенок»,
«Собака
встречает хозяина дома»,
«Маленький
щенок
встретил кошку».
12.
Я – зритель.
3
Кто из вас ходил в кино? Письменное общение Идем в кино.
С кем ты ходил в кино? (афиши, реклама).
Что тебе запомнилось? Замечание,
Что написано на билете? извинение. Формулы
Как найти свое место в «извините
зрительном зале?
пожалуйста»
Познакомить учащихся с обращением
элементами кинотеатра – него.
сеанс,
Лексический
кинотеатр,
зал,
без
на
3Dочки. замечания.
минимум: Мотивировка
зрительный извинения
билетная
касса, нечаянно»,
зрительный зал, начало хотел»
сеанс,
и
Правильная
касса, билет, зрительный реакция
зал,
с
(«Я
«Я
и
не
др.).
мультфильм, Использование форм
гардероб,
попкорн, обращения
буфет.
при
извинении.
Обогащение
уточнение
и
Извинение
перед
словаря. старшим,
Конструирование
ровесником.
диалога между кассиром Обращение
и зрителем.
мотивировка
Правильные, полные и извинении.
и
при
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
отчётливые
ответы
на
вопросы,
умение
задавать
вопросы,
дополнять высказывания
товарищей.
Описание
под
руководством
учителя
предметов
после
наблюдения за ними и
беседы.
Составление под
руководством
учителя
небольших рассказов об
изучаемых явлениях.
Использование
в
речи вновь
усвоенных
слов,
ролевая
игра
«Кинотеатр». Развивать
умение
уточняющие
задавать
вопросы
учителя и друг другу.
13.
Это
улица,
6
Введение в тему (беседа, Пример:
на
Возьмите, Правила
друзья, здесь
рассказ
шалить
личного опыта, рассказ Передайте,
нельзя!
учителя).
пожалуйста,
Тренировочные
кондуктору на
упражнения
основе пожалуйста,
билет. дорожного
движения.
деньги Проезд
в билет.
транспорте.
произнесении реплик с Спасибо. Картинка с
соответствующей
изображением одной
интонацией
девочки,
Моделирование
передает деньги.
диалогов с опорой на -
общественном
которая
Пожалуйста,
в
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
иллюстрации.
садитесь.
Ролевые
Картинка
игры по
с
теме «Перекресток» (с изображением
опорой
на
серии мальчика,
сюжетных
картин,
схематический
уступает
Развитие
артикуляционной
моторики.
Формирование
дыхания.
речевого
Практическое
использование
силы
голоса, тона, темпа речи
в
знакомых
речевых ситуациях.
Лексический
транспорт,
минимум:
трамвай,
автобус, троллейбус.
Правила
движения:
дорожного
переход
улицы на зелёный свет
светофора, в местах, где
есть
указатель
«переход»,
пассажир,
кондуктор,
остановка.
Правила поведения
в
этикетные
оплачивать
место
в
или транспорте. Спасибо.
символический план)
правильного
который
транспорте,
нормы:
проезд,
уступать место старшим,
разговаривать тихо, не
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
сорить в салоне и
на
остановках. Улица, на
которой
расположена
школа.
Дома,
тротуары,
мостовая,
скверы.
Обозначение
названий
улиц и номеров
домов.
Школьный
домашний
Ролевая
и
адреса.
игра
«Мы
–
пассажиры».
14.
Мы
сказку
играем
4
Введение
в
ситуацию
Приветствие и
Сказка
(беседа, прощание.
«Морозко».
ответы на вопросы на Употребление
основе
иллюстраций, различных
формул
отгадывание героев).
приветствия и
Знакомство
прощания
со
сказкой
(устное зависимости
рассказывание учителем адресата
с
в
опорой
на или
иллюстрации).
от
(взрослый
сверстник).
Формулы
Коллективный пересказ «Здравствуй»,
с
опорой
на «Здравствуйте»,
схематический план или
«До
свидания».
иллюстрации.
Неофициальные
Закрепление содержания разговорные
сказки
(выборочный формулы: «Привет»,
пересказ с опорой на «Салют»,
серии
картинок, «Счастливо»,
пальчиковый
театр), «Пока».
Формулы,
инсценирование
сопровождающие
отрывков
ситуации
сказки,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
игра
–
хоровод
сюжету
по приветствия
сказок,
и
прощания:
«Как
коллективное
дела?», «Как
прослушивание
живёшь?»,
«До
аудиозаписей и просмотр завтра»,
мультипликационн
«Всего
ых хорошего» и др.
фильмов.
Лексический
минимум:
посуда. Чашка, стакан,
кружка, тарелка, блюдце,
миска. Различение.
Уход за посудой (мытьё,
хранение). Мебель. Стол,
стул,
диван,
кровать,
кресло,
шкаф.
Назначение. Уход
мебелью
сухой
за
(протирание
и
влажной
тряпкой,
выбивание,
уборка кровати).
Отгадывание «Звуковых
загадок».
Игры «Вежливая Маша»,
«Угадай, чей голосок».
Обобщающая беседа.
15.
Веселый
праздник.
5
Составление
Благодарность
поздравлений.
поздравления
Тренировочные
подарки
упражнения
…
произнесения
различной
в
с
–
(«Спасибо, Отечества.
(имя)»), 8
Марта
–
как Международный
ответная
интонацией реакция
февраля
и День защитника
благодарность
поздравлений
за 23
женский день
на
зависимости выполнение просьбы.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
от адресата.
Мотивировка
Создание
благодарности.
видеопоздравления
Формулы
Конструирование
приятно», «Я очень
«Очень
диалогов поздравлений и рада» и др. как
ответной
реплики. Мотивировка
Моделирование
и благодарности.
проигрывание диалогов.
Ответные реплики на
Тренировка в
поздравление,
употреблении формулы пожелание («Спасибо
«Поздравляю
с…»,
«Поздравляю
с поздравление»,
праздником…»
и
развёртывание
помощью
их «Я тоже поздравляю
с тебя (Вас)»,
обращения «Спасибо,
по
имени
отчеству.
Пожелания
малознакомым
людям,
сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в
с
праздниками.
«Желаю
разными
Формулы
тебе…»,
«Желаю Вам…», «Я хочу
пожелать…».
Неречевые
средства:
улыбка,
взгляд,
доброжелательность
тона.
Поздравительные
открытки.
Формулы,
и
тебя
и (Вас) поздравляю»).
близким и
связи
за
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
сопровождающие
вручение подарка:
«Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе…» и
др.
Этикетные
и
эмоциональные реакции
на
поздравления
и
подарки.
16.
Я за порогом
дома.
приеме
врача
На
у
3
Введение
в ситуацию Охрана
(беседа,
ответы
вопросы на
здоровья. Добрый доктор
на Лицо,
основе
иллюстраций).
части
лица: Айболит
лоб,
щёки,
подбородок,
глаза,
Использование вывесок веки, брови, ресницы
и указателей для
(назначение
—
ориентировки
в защита глаз). Глазами
ситуации.
в мы
Введение
словарь
видим.
названий сохранить
Как
хорошее
медицинский
зрение. Уши. Ушами
учреждений:
мы
слышим.
поликлиника, больница, беречь
уши.
Как
Нос.
медицинский
кабинет, Носом мы дышим и
стоматология.
различаем
запахи.
Перечисление
Значение
чистоты
специалистов:
педиатр, носа.
Как
стоматолог.
пользоваться
Конструирование
носовым
диалога
Рот.
-
Губы,
Обращения с просьбой к язык.
врачу.
платком.
Назначение
Беседа зубов, уход
Отгадывание
о
частях
загадок зубами.
тела.
Конструирование
диалога с доктором и
зубы,
за
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
сообщение
о
своем
самочувствии.
Игры «Идет Миша в
поликлинику»,
«Угадай, где мы были».
Разучивание
прибаутки
«Тит,
молотить!
иди
Живот
болит!»
Обсуждение ситуации.
17.
Мы
Введение в тему (беседа, Раннецветущие
Мастерим
встречаем
рассказ на
скворечник
птиц.
основе личного
6
растения.
опыта, Гусиный
лук,
рассказ
ветреница,
учителя).
подснежник, тюльпан
Тренировочные
или
другие
упражнения в
растения.
произнесении
Наблюдения
реплик
с появлением
за
первых
соответствующей
цветов.
интонацией.
Обобщение. Деревья
Моделирование
кустарники,
диалогов с опорой на цветы.
Растение.
травы,
Узнавание,
иллюстрации.
различение.
Польза,
Коллективное
приносимая
людям.
составление рассказа по Подготовка к
теме «Весна идет» (с
опорой
на
встрече птиц весной.
серии
сюжетных картин,
схематический
Птицы
перелётные
или зимующие,
символический
и
на
примере наблюдения
план). Признаки весны за птицами данной
удлинение
дня,
местности.
увеличение
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
количества
солнечных
дней,
потепление, таяние
снега и льда, ледоход,
первые
весенние
цветы,
набухание почек на
деревьях,
появление
листьев,
прилёт
птиц,
первая
гроза.
Детские игры в
разные
времена
года. Сезонная работа на
огороде,
в саду. Участие детей в
работах в
саду
и
на
огороде.
Раннецветущие
растения. Гусиный лук,
ветреница,
подснежник,
или
тюльпан
другие
растения.
Наблюдения
за
появлением
цветов.
первых
Растение.
Обобщение.
Деревья,
кустарники,
травы, цветы. Узнавание,
различение.
Польза,
людям.
приносимая
Подготовка
встрече птиц
к
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
весной.
Птицы
перелётные и
зимующие, на примере
наблюдения за птицами
данной
местности.
Развитие
артикуляционной
моторики.
Формирование
правильного
дыхания.
речевого
Практическое
использование
силы
голоса, тона, темпа речи
в
знакомых
речевых ситуациях.
18.
Я
дома.
Ведение в ситуацию
Одежда.
Весенняя
Конструирование
шляпа,
уборка
возможных реплик по варежки,
6
теме
Шапка, Эй
берет дела?
перчатки, – У меня уборка!
«Мамины чулки,
носки,
помощники».
гольфы. Назначение
Моделирование
различных
возможных диалогов при
видов
одежды. Уход
уборке дома.
за одеждой (чистка
Составление
щёткой,
предложений
по
стирка,
теме сушка, складывание и
«Уборка зимней одежды хранение).
на хранение» (с опорой Обувь. Обувь зимняя,
на
план:
схематический,
картинный,
летняя,
демисезонная.
по за
обувью
весна, как
Уход
(мытьё,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
вопросам).
просушивание,
Мебель.
Стол,
стул, чистка
диван, кровать,
щёткой,
использование
кресло,
шкаф. кремов для обуви).
Назначение.
мебелью
сухой
Уход
за
(протирание
и
влажной
тряпкой,
чистка
пылесосом,
выбивание,
уборка
кровати).
Одежда. Шапка, шляпа,
берет, варежки,
перчатки, чулки, носки,
гольфы.
Назначение
различных
видов
одежды.
Уход за одеждой
(чистка щёткой, стирка,
сушка, складывание и
хранение). Обувь. Обувь
зимняя,
летняя,
осенне- весенняя. Уход
за
обувью
просушивание,
щёткой,
(мытьё,
чистка
использование
кремов для обуви).
19.
Поклонимся
памяти героев
6
Упражнения в
Функциональны
различении и
обращения
Соотнесении
е Идет
(к бессмертный
с незнакомым
полк!
ситуационными
взрослым,
картинками
сотруднику полиции Победу!
предложений,
и др.). Обращение
содержащих
слова- Просьбой
к Спасибо деду за
с
к
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
родственники или слова, незнакомому
обозначающие
человеку.
функционально сходные Обращение
предметы.
с
просьбой к
Дикция
и сверстнику, к
выразительность
речи близким
Упражнения
людям.
на Развертывание
подвижность
просьбы
с
органов
речевого помощью
аппарата
(игровые мотивировки.
приёмы).
Формулы
Заучивание
«Пожалуйста,
четверостиший,
…»,
отчётливое
и пожалуйста!»,
выразительное
их «Разрешите…»,
произнесение.
«Можно
Индивидуальные
хоровые
упражнения Вручение
силы голоса в
различных
речевых
ситуациях. Быстрая и
медленная
речь.
Упражнения
в
использовании
нормального темпа речи.
Помощники
устной
речи: мимика и жесты в
тренировочных
упражнениях в связи с
являющейся
урока.
мне
и …», «Можно я…».
с использованием ветерану.
речевой
«Можно…,
ситуацией,
темой
цветов
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Выражения лица:
весёлое,
грустное,
удивлённое, сердитое.
Практическое
использование в речевых
ситуациях
соответствующего
тона
голоса:
приветливого,
вежливого,
грубого,
испуганного, сердитого.
Использование мимики и
жестов
в
общении.
Коллективный плакат «С
Праздником
Победы!»
Запись
видеопоздравления.
20.
Мир природы
4
Введение
в
ситуацию Повторение
Скоро
лето!
(беседа с привлечением пройденного.
Первые
личного опыта, ответы Экскурсии,
весенние цветы.
на вопросы. Сезонные наблюдения
изменения
в
и Птицы
природе. практические работы прилетают – мы
Погода (ясно, пасмурно, по
сильный
дождь, Ежедневные
небольшой
дождь, наблюдения
гроза). Признаки
темам встречаем их.
за
погодой.
лета: солнечные, жаркие Систематические
дни,
тёплые
дожди, наблюдения
за
зелёные листья, цветение сезонными
трав, сбор ягод, грибов. изменениями в
Насекомые.
муха,
божья
стрекоза.
Муравей, природе.
коровка, Экскурсии в природу
Название. для проведения этих
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Внешний
вид.
живут.
Обобщение. Ведение
Звери,
птицы,
насекомые.
Где наблюдений.
календаря
рыбы, природы и труда по
Различение месяцам. Экскурсии
по внешнему виду.
по
Праздник «До свидания, улице,
третий класс!»
на
которой расположена
школа,
к
цветочной клумбе, в
парк или
лес для
ознакомления
с
изучаемыми
растениями
и
наблюдений
для
за
поведением птиц и
насекомых.
Повторение и
обобщение
знаний,
умений, полученных
в 3 классе.
21.
Итоговая
диагностика
2