РП_АООП_НОО_7.1_Шахматы_в_школе

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 7.1,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1-2 КЛАССЫ)

г. Екатеринбург, 2022 г.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не
только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие
личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в
Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной
политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой
культуры. «Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать
сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких техно-логий,
большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и
профессиональной позицией, людей, способных мыслить систем-но, не шаблонно, умеющих искать
новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации,
добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны
получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в
высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция
шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически
мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в
дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие
шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний,
выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно
ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной
школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в
образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на
развитие детей младшего школьного возраста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной
культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое
место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности
благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет
способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности,
умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества,
присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии,
компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов
спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме
(без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для
формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также
способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в
любой жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника
начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие
навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций,
решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать
свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать,
проводить
аналогии
и
устанваливать
причинно-следственные
связи
и
пр.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к
познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать
формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также
откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно
этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как
память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам
освоения основной образовательной программы, раскрывает м-тодические основы обучения детей
младшего школьного возраста шахматной игре.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития
детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровитель-ные и
воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к
занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях
шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в
частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных
проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда
учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей:
интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание
учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС
начального общего образования.
«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в
общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в
целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения,
ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения
готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных
метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической
парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует
изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма
проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с
учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения
поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен.
Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради,
способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся
наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как
рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным
со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека,
знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения
шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с
учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято,
а мысли ценны.
Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части
(подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения
через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске
и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные
факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение
итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс
обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных
организаций:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения
и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные
доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных
рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста,
уровня подготовленности и личностных особенностей;
– высокая степень травмобезопасности.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты,
ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны
характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют
учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о
самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной
деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в
соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования
системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на
общий педагогический процесс обучения в школе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития
шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие
каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных
фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические
приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на
рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и
легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций,
спарринги, соревнования, шахматные праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками
начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных,
метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы отражают индивидуальные
качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного
материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы характеризуют
уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого
или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий
и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника,
сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на
основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию,
а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы характеризуют умения и
опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного
предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной
программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны знать/применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения
соревнований,
шахматный
этикет,
а
также
какими
личностными
(интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен
обладать шахматист-спортсмен;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные,
ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода
и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на
мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с
записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и
создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов
в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–
три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые
дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Тематическое планирование по предмету «Шахматы в школе»
1 класс (33 часа)
№
п/
п
1

Тема урока
Шахматы – мои
друзья. История
возникновения
шахмат.

Элементы содержания
учебного предмета
Знакомство детей с правилами
техники безопасности на занятиях
по шахматам. Введение и раскрытие
понятия «шахматная игра», рассказ
об истории возникновения данного
понятия и шахматной игры в целом

2

Шахматная доска.

Знакомство детей с новыми
понятием «шахматная доска»,
белыми и чёрными полями на
шахматной доске, угловыми и
центральными полями, правильным
расположением шахматной доски в
начале партии

3

Горизонталь.

Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «горизонталь»

4

Вертикаль.

Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «вертикаль»

Элементы реализации программы воспитания

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Усвоение обучающимися социально-значимых
знаний-знаний основных норм и традиций того
https://yandex.ru/video/preview/1
общества, в котором они живут.
6433446205486501716
Уважительное отношение и интерес к культуре,
восприимчивость к разным видам спорта,
традициям и творчеству своего и других народов.
Принятие и начало освоения социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и начало формирования
личностного смысла учения.
Установление доверительных отношений между
https://infourok.ru/prezentaciyaучителем и его учениками; позитивное
na-temu-znakomstvo-sвосприятие учащимися требований и просьб
shahmatnoy-doskoyучителя, привлечение их внимания к
2282126.html
обсуждаемой на уроке информации
Познавательные интересы, активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в
познании.
Демонстрация детям примеров ответственного
https://multiurok.ru/files/shakhma
поведения, проявления человеколюбия и
tnaia-doska-gorizontal.html
добросердечности через подбор соответствующих
задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и https://infourok.ru/prezentaciyaсверстниками в разных социальных ситуациях.
gorizontal-i-vertikal-klass-

Количест
во часов

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

5

Диагональ.

Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «диагональ»

6

Шахматная нотация.

7

Шахматные фигуры и
начальная позиция.

Обозначение вертикалей,
горизонталей, полей, шахматных
фигур
Расстановка шахматных фигур в
начальной позиции

8

Ладья.

9

Слон.

10

Ферзь.

Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «ладья», её местом в
начальной позиции, способом
передвижения ладьи по доске: ход и
взятие; раскрытие понятий «ход
фигуры», «невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «слон», его местом в
начальной позиции, объяснение
способов передвижения слона по
доске: ход и взятие; введение и
раскрытие понятий «белопольный»
и «чернополь-ный» слон
Знакомство с шахматной фигурой
«ферзь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения
ферзя по доске: ход и взятие

Стимулирование познавательной мотивации
обучающихся.
Принятие и начало освоения социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и начало формирования
личностного смысла учения.
Познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании

Стимулирование познавательной мотивации
обучающихся.
Приобретение опыта конструктивного диалога.
Демонстрация преимуществ командной работы и
взаимодействия с другими людьми.
Приобретение начального социально значимого
опыта сотрудничества и взаимной помощи.
Инициирование обсуждения получаемой на уроке
информации, высказывание учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения

3090899.html
1

https://infourok.ru/prezentaciyashahmatnaya-notaciyanachalnaya-shkola-2869535.html
https://multiurok.ru/index.php/file
s/shakhmatnye-figury-nachalnaiapozitsiia.html
https://multiurok.ru/index.php/file
s/priezientatsiia-k-zaniatiiu-lad-ia1-klass.html

1

https://nsportal.ru/shkola/dopolnit
elnoeobrazovanie/library/2016/04/16/sh
ahmaty-1-klass-slon

1

https://infourok.ru/prezentaciyapo-shahmatam-na-temu-ferz2535348.html

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

11

Конь.

12

Пешка.

Знакомство с шахматной фигурой
«конь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения
коня по доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой

13
14

Превращение пешки.
Король.

Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королём

15

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур

16

Нападение.

Атакующие возможности фигур

17

Взятие. Взятие на
проходе.
Шах и защита от
шаха.

Особое взятие пешкой: взятие на
проходе
Постановка шаха всеми фигурами,
защита от шаха

18

Принятие и начало освоения социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и начало формирования личност-ного
смысла учения.
Инициирование обсуждения получаемой на уроке
информации, высказывание учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
Приобретение опыта конструктивного диа-лога.
Демонстрация преимуществ командной работы и
взаимодействия с другими людьми.

https://infourok.ru/prezentaciyapo-shahmatam-na-temu-kon2537528.html

1

https://infourok.ru/prezentaciyapo-predmetu-shahmaty-dlya-1klassa-na-temu-peshka6126935.html

1

https://ppt-online.org/893767
https://easyen.ru/load/nachalnykh/
kruzhki_i_fakultativy/prezentacija
_shakhmatnaja_figura_korol/4141-0-5727
https://infourok.ru/prezentaciyadlya-kruzhka-po-shahmatamcennost-shahmatnih-figur1556796.html
https://infourok.ru/prezentaciyapo-predmetu-shahmaty-na-temunapadenie-1-klass-urok-165405109.html

1
1

1

1

1
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

19

Мат.

Постановка мата всеми фигурами

20

Пат – ничья.

Варианты ничьей

21

Рокировка.

Правила рокировки, длинная и
короткая рокировки

22

Основные принципы
игры в начале партии.

Общие принципы игры в начале
шахматной партии

23

Мат двумя ладьями
одинокому королю.

Техника матования одинокого
короля двумя ладьями

24

Мат ферзем и ладьей
одинокому королю.

Техника матования одинокого
короля ферзём и ладьёй

25

Мат ферзем и
королем одинокому
королю.
Материальное
преимущество.

Техника матования одинокого
короля ферзём и королём

26

Определение материального
преимущества, реализация
материального преимущества

Инициирование обсуждения получаемой на уроке
информации, высказывание учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения.
Познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании
Мотивация обучающихся к получению новых
знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе,
установление доброжелательной атмосферы
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не
создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций
Проявление человеколюбия и добросердечности

https://infourok.ru/prezentaciyauroka-po-shahmatam-na-temumat-4235276.html
https://infourok.ru/prezentaciyauroka-po-shahmatam-na-temupat-4319519.html
https://infourok.ru/prezentaciya-kzanyatiyu-po-vneurochnoydeyatelnosti-po-shahmatamrokirovka-1487497.html

1

https://kopilkaurokov.ru/nachalni
yeKlassi/presentacii/osnovy_shak
hmatnoi_ighry

1

https://ppt-online.org/938838

1

https://multiurok.ru/files/1-klassurok-25-mat-ferziom-i-koroliomodinokomu-k.html
https://multiurok.ru/files/1-klassurok-25-mat-ferziom-i-koroliomodinokomu-k.html

1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

27

Нарушение основных
принципов игры в
начале партии.

Ошибочные ходы в начале партии и
их последствия

28
29

Партии – миниатюры.
Запись шахматной
партии.

Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во
время соревнований

30

Шахматный этикет.

Правила поведения шахматиста во
время партии

31

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

32
33

Шахматный турнир.
Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире

Инициирование обсуждения получаемой на уроке
информации, высказывание учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
Проявление человеколюбия и добросердечности
Соблюдение общепринятых норм поведения,
правил общения со старшими и сверстниками и
организации и правил проведения игры,
принципов учебной дисциплины и
самоорганизации
Приобретение навыка самостоятельного решения
теоретической проблемы, навыка генерирования
и оформления собственных идей, навыка
уважительного отношения к чужим идеям.
Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах.
Проявление человеколюбия и добросердечности.

1

https://znanio.ru/media/prezentats
iya_shahmaty_zapis_hodov302612

1
1

1

1

1
1

2 класс (34 часа)

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

№
п/п

Количество

образовательные ресурсы

часов

https://infourok.ru/prezentaciya

1

Тема урока

Элементы содержания
учебного предмета

Из истории шахмат.
Чемпионы мира по
шахматам и
выдающиеся
шахматисты мира
ведущих шахматистов
Шахматные фигуры
(повторение)

Важности соблюдения правил
техники без- опасности на
занятиях по шахматам. Из истории
шахмат: знакомство с именами
шахматистов – чемпионов мира,
ведущих шахматистов
Повторение материала первого
года обучения

Мотивы учебной деятельности и
личностный смысл учения. Адаптация в
динамично изменяющемся и развивающемся
мире
Доверительные отношения между учителем и
учащимися

https://multiurok.ru/index.php/fi
les/shakhmatnye-figurynachalnaia-pozitsiia.html

1

3

Нападение в
шахматной партии.
Шах и защита от него.

Рокировка (повторение)
Повторение материала первого
года обучения 4

Сотрудничество со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, выход из спорных
ситуаций

https://multiurok.ru/files/2klass-urok-3-napadenie-vshakhmatnoi-partii-shak.html

1

4

Мат. Пат.

Мат одинокому королю королём и
ладьёй. Мат в один ход
(повторение) Повторение
материала первого года обучения

Ценность командной работы и взаимодействия с
другими людьми

https://uchitelya.com/nachalnay
a-shkola/78219-prezentaciyashah-mat.html

1

5

Защита в шахматной
партии: уход из-под
нападения,
уничтожение
атакующей фигуры,
защита фигуры

Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и такими
действиями против угроз
партнёра, как уход изпод
нападения, уничтожение
атакующей фигуры, защита
фигуры
Знакомство с двумя другими
видами защиты в шахматной

Сопереживание, уважение и доброжелательность

https://multiurok.ru/index.php/fi

1

1

2

6

Защита в шахматной
партии: перекрытие,

Элементы реализации программы воспитания

Электронные (цифровые)

-po-shahmatam-chempionimira-po-shahmatam1152941.html

les/2-klass-urok-5-zashchita-vshakhmatnoi-partii-ukho.html

Познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и

https://multiurok.ru/files/2klass-urok-5-zashchita-v-

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

контрнападение

партии – перекрытием,
контрнападением

самостоятельность в познании

shakhmatnoi-partii-uk-1.html

7

Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?

Отработка на практике
тактических приёмов, пройденных
на уроках

Уважительное отношения к другим идеям

https://multiurok.ru/files/2klass-urok-7-konkurs-resheniiapozitsii.html

1

8

Тактический приём
«двойной удар»

Знакомство с тактическим
приёмом «двойной удар»,
способами нанесения двойного
удара различными фигурами

Самостоятельное решение теоретической
проблемы , генерирование и оформление
собственных идей

https://multiurok.ru/files/2klass-urok-9-takticheskiipriiom-dvoinoi-udar.html

1

9

Тактический приём
«связка»

Знакомство с тактическим
приёмом «связка», понятиями
«полная» и «неполная» связка,
«давление» на связку

https://multiurok.ru/files/2klass-urok-9-10-takticheskiipriiom-sviazka.html

1

10

Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?

Отработка на практике
тактических приёмов, пройденных
на уроках

Честность в учебной деятельности, и оценка
своего умения это делать (на основе применения
эталона)

https://multiurok.ru/files/2klass-urok-10-konkursresheniia-pozitsii.html

1

11

Тактический приём
«ловля фигуры»

Знакомство с новым тактическим
приёмом «ловля фигуры» и
способами его применения

Самостоятельное решение теоретической
проблемы , генерирование и оформление
собственных идей

https://multiurok.ru/files/2klass-urok-11-takticheskiipriiom-lovlia-figury.html

1

12

Тактический приём
«сквозной удар»

Знакомство с новым тактическим
приёмом «сквозной удар» и
способами его применения
Слабость последней горизонтали,
«форточка»

https://shahmat2nosh10.blogspo

1

13

Мат на последней
горизонтали

t.com/p/12.html
Доброжелательность в учебной деятельности и
оценка своего умения это делать (на основе
применения эталона)

https://shahmat2nosh10.blogspo
t.com/p/13.html

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

14

Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?

Отработка на практике
тактических приёмов, пройденных
на уроках

Тактический приём
«открытый шах»

Любознательность в учебной деятельности,
правила проявления любознательности, и оценка
своей любознательности (на основе применения
эталона)
Самостоятельное решение теоретической
проблемы , генерирование и оформление
собственных идей

https://shahmat2nosh10.blogspo

1

t.com/p/14.html

17

Шахматный турнир

Знакомство с новым тактическим
приёмом «открытый шах» и
способами его практического
применения
Знакомство с новым тактическим
приёмом «двойной шах» и
способами его практического
применения
Игровая практика

18

Шахматный турнир

Игровая практика

1

19

Шахматный турнир

Игровая практика

1

20

Шахматный турнир

Игровая практика

1

21

Основы игры в
дебюте: дебютные
ловушки

Раскрытие основных принципов
игры в дебюте, знакомство с
понятиями «дебют», «детский
мат», «мат Легаля»
Знакомство с таким методом игры
в дебюте, как атака на короля
партнёра
Знакомство с таким методом игры
в дебюте, как атака на короля
партнёра

15

16

22

23

Тактический приём
«двойной шах»

Основы игры в
дебюте: атака на
короля
Основы игры в
дебюте: атака на
короля

https://shahmat2nosh10.blogspo

1

t.com/p/15.html
https://shahmat2nosh10.blogspo

1

t.com/p/16.html
Самостоятельность и личная ответственность за
свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной
справедливости

Ценность труда в жизни человека и общества

1

https://ppt-online.org/920514

1

Ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда
1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

24

Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества

25

Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества

26

Основы анализа
шахматной партии

27

Основы анализа
шахматной партии
Основы анализа
шахматной партии
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?

28
29

Знакомство с понятием
«реализация преимущества» и
такими способами реализации
преимущества, как игра на мат,
размен одноимённых фигур для
увеличения материального
перевеса
Знакомство с понятием
«реализация преимущества» и
такими способами реализации
преимущества, как игра на мат,
размен одноимённых фигур для
увеличения материального
перевеса
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Отработка на практике материала
уроков

Любознательность в учебной деятельности,
правила проявления любознательности, и оценка
своей любознательности (на основе применения
эталона)

https://ppt-online.org/738644

1

1

Познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании

1

1
1
Самостоятельное решение теоретической
проблемы , генерирование и оформление
собственных идей

https://cvrchess.ru/uroki-2-2/2-

1

stupen-2-2/urok-29-konkursresheniya-pozitsij-kak-by-vysygrali-2-2

30

Шахматный турнир

Игровая практика

Понимание и сопереживание чувствам других
людей. Проявление человеколюбия и
добросердечности.
Приобретение навыка самостоятельного решения
теоретической проблемы, навыка генерирования

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

и оформления собственных идей, навыка
уважительного отношения к чужим идеям.
Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах.
31

Шахматный турнир

Игровая практика

1

32

Шахматный турнир

Игровая практика

1

33

Шахматный турнир

Игровая практика

1

34

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая
практика

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».