Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 5.2,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие
адаптированных основных образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от
«31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Екатеринбург, 2022 г.
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Рабочая программа по предмету «Технология»
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология».
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования с использованием примерной образовательной программы начального
общего образования.
В результате изучения технологии, при получении начального общего образования
у выпускников будут сформированы: личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально9) нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
12) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
1)
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
Предметные результаты:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности
правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
7) сформированность представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении;
8) сформированность умений выполнять сложные двигательные программы в
процессе последовательно и одновременно организованных движений кистей и
пальцев рук;
9) сформированность установки на активное использование освоенных
технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития;
10) активное использование слов, обозначающих материалы, их признаки,
действия, производимые во время изготовления изделия; умение составить план
связного рассказа о проделанной работе на основе последовательности трудовых
операций.
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на уровне
начального общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной
среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного
мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственноэстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности
предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях
сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна,
которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории
возникновения и развития;
-научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при
изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественнодекоративных и других изделий.
Решение
конструкторских,
художественно-конструкторских
и
технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности,
конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения,
эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой
моторики рук.
2. Основное содержание учебного предмета «Технология»
Программа 1 класса включает следующие разделы:
Давайте познакомимся.
Мои интересы и предпочтения, круг интересов моих друзей. Учебник
технологии и рабочая тетрадь. Условные обозначения и критерии оценки изделия
по разным основаниям. Заполнение анкеты.
Материалы и инструменты необходимые для работы. Рабочее место.
Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка
рабочего места. Технология – название предмета и процесса выполнения изделия.
Умения, которыми мы овладеем на уроках.
«Человек и земля»
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе,
приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и
хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу и
плану работы.
Свойства пластилина. Инструменты, используемые при работе с
пластилином. Приемы работы с пластилином. Изделия из природного материала с
использованием техники соединения пластилином.
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений.
Получение и сушка семян. Первичные навыки работы над проектом под
руководством учителя.
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы
с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Орнамент из геометрических
фигур.
Виды насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности
пчел. Изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы,
пластилин, краски).
Виды
диких
животных.
Знакомство
с
техникой
«коллаж».
Аппликация из журнальных вырезок в технике коллаж.
Украшение на елку – игрушки из полосок цветной бумаги. Подбор
необходимых инструментов и материалов. Разметка деталей по шаблону.
Соединение деталей изделия при помощи клея. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв
по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни
человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина.
Дома и материалы для их постройки. Практическая работа по определению
свойств гофрированного картона. Макет домика с использованием гофрированного
картона и природных материалов.
Виды посуды и материалы из которых ее производят. Использование
посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии.
Разнообразие осветительных приборов в доме. Старинные и современные
способы освещения жилища. Вырезание окружности. Правила безопасной работы с
шилом.
Виды мебели и материалы, необходимые для ее изготовления.
Правила самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью).
Виды одежды, ее назначение и материалы из которых ее изготавливают.
Создание одежды. Куклы из ниток по одной технологии.
Использование разных видов стежков для оформления закладки. Пришивание
пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Оформление игрушки при помощи
пуговиц.
Средства передвижения в различных климатических условиях.
Значение средств передвижения для жизни человека. Конструктор его детали и
правила соединения деталей.
Значимость воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за
комнатными растениями. Проращивание семян.
Макет колодца из разных материалов (бумага и природные материалы).
Создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала
(палочек).
«Человек и вода»
Значение водного транспорта для жизни человека. Способы сборки плота.
Создание из
бумаги
модели
плота по технологии его сборки.
Создание
формы
цилиндра
из
бумаги.
Исследование различных материалов на плавучесть.
«Человек и воздух»
Использование ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по
шаблону. Способ разметки по линейке.
Правила техники безопасности. Оформление по самостоятельному замыслу.
Виды птиц. Работа с бумагой. Способ создания мозаики в технике «рваная бумага».
Экономный расход материалов. Выполнение деталей для мозаики в группе.
«Человек и информация»
Передача информации с помощью знаково-символической системы.
Дорожные знаки для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного
маршрута из дома до школы, его графическое изображение.
Компьютер и его части. Правила пользования компьютером и поиска информации.
Программа 2 класса включает следующие разделы:
Здравствуй, дорогой друг!
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями,
критериями оценки изделия по разным основаниям.
Человек и земля
6
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается, способы
изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение
посуды.
Знакомство с новой техникой – тестопластикой. Сравнение приёмов работы
с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Национальные блюда,
приготовленные из теста.
Особенности народного промысла Городецкая роспись. Особенности
создания Городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги.
История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева,
вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись, лакировка).
Разные способы росписи матрёшек. История матрёшки. Работа резчика по
дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под
роспись, роспись, лакировка). Разные способы росписи матрёшек.
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины.
Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую
композицию. Приём получения новых оттенков пластилина.
Значение лошади в жизни человека.
Конструирование из бумаги
движущейся
игрушки
лошадки.
Создание
движущейся
конструкции.
Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена.
Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами.
Аппликация из природного материала.
Особенности деревянного зодчества. Различные виды построек деревянного
зодчества. Утварь. Значение печи в быту. Материалы, инструменты и
приспособления, используемые в работе печника. Изготовление модели печи из
пластичных материалов.
Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями (половики ковры).
Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели
ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов
переплетений.
Мебель, традиционная для русской избы. Конструкции стола и скамейки.
Конструирование мебели из картона. Создание и оформление композиции
«Убранство избы».
История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового
года. Симметричные фигуры. Приемы изготовления изделий из яичной скорлупы.
Художественный труд.
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные
костюмы разных народов и национальные костюмы региона проживания.
Плетение в три нити. Способы украшения костюмов. Технология выполнения
строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами.
Человек и вода
Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для
рыболовства. Новый вид техники – изонить. Полуобъёмная аппликация. Работа с
бумагой и волокнистыми материалами.
Человек и воздух
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой:
сгибание, складывание. Освоение техники оригами. Работа с бумагой.
Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки. Фольга
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
(металлизированная бумага). Свойства фольги. Соединение деталей при помощи
скрепки.
Человек и информация
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для
человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по
линейке. Поиск в Интернете.
Программа 3 класса включает следующие разделы:
Здравствуй, дорогой друг!
Материалы и инструменты. Критерии оценивания работы, технология,
технологический процесс, приёмы работы. Понятия «городская инфраструктура»,
«маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод».
Человек и земля
Основы черчения; чертёж фигуры в масштабе, чертёж развёртки,
конструирование. Построение чертежа развертки, чертеж и сборка модели.
Производственный цикл изготовления дома. Свойства проволоки, безопасные
приёмы работы с проволокой и инструментами;
Виды, назначение и конструкции детских площадок. Навыки работы с
бумагой на практическом уровне.
Технологии производства одежды и деятельность людей, работающих на
швейном производстве. Особенности различных видов тканей; вышивка; виды
швов: стебельчатый и петельный стежки. Технология выполнения аппликации из
ткани; виды аппликаций. Приемы и способы работы с тканью и нитками для
создания изделия по образцу.
Процесс производства тканей. Освоение технологией ткачества, создание
гобелена по образцу.
Крючок – инструмент для вязания, особенностями вязания крючком;
цепочка из воздушных петель, композицию. Способы создания карнавальных
костюмов. Выкройка. Инструменты для обработки ткани. Декорирование изделия.
История и технология бисероплетения.
Виды бисера.
Технология
изготовления браслета.
Понятия «меню», «порция», кухонные принадлежности. Виды салатов.
Материал «синтепон» и его свойство. «сохранение тепла». Изготовление
выкройки по шаблону. Раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой.
Геометрические формы для украшения изделий.
Способы приготовления солёного теста. Правила работы и последовательность
создания фигурки. Новый способ окраски солёного теста.
Способы упаковки и художественного оформления подарка различными
материалами. Геометрическое объёмное тело. Развёртка.
Человек и вода
Особенности конструкций мостов разных видов в зависимости от их
назначения. Конструкция висячего моста, соединение с натягиванием нитей),
подбор материалов изделия.
Различные виды судов; приёмы конструирования из бумаги.
Правила сгибания бумаги для изготовления изделий в объёмные геометрические
тела — конус, цилиндр.
8
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Океанариум место наблюдения за обитателями океанов. Материалы для
изготовления мягкой игрушки. Оформление композиции из осьминогов и рыбок.
Виды фонтанов, объемная модель из пластичных материалов по заданному
образцу. Раскрой детали по шаблонам, оформление изделии при помощи
пластилина.
Человек и воздух
Виды техники оригами, условные обозначения и история зарождения
искусства оригами. Работа по схеме. Конструкция вертолёта, новый материалпробка, способы работы с ним;
Виды техники оригами, условные обозначения и история зарождения
искусства оригами. Техника папье-маше, особенности технологии, материалы и
этапы работы.
Человек и информация
Виды переплётных работ. Элементы книги (форзац, переплётная крышка).
Техника переплетных работ, способы переплета листов в книжный блок.
ИКТ в издательском деле. Профессии: печатник, переплётчик.
Виды почтовых отправлений, понятием «бланк», способы заполнения
бланка, процесс доставки почты. Профессии: почтальон, почтовый служащий.
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. Правила набора текста;
последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе
Microsoft Word. Создание и сохранение документа, форматирование и печать.
Программа 4 класса включает следующие разделы:
Здравствуй, дорогой друг!
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о
материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями
оценивания выполнения работы.
Человек и земля
История развития железных дорог в России, конструкция вагонов разного
назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность. Производственный цикл изготовления
вагона.
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их
добычи и расположением месторождений на территории России.
Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления
предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки
слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики.
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ».
Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами.
Основы чеканки медалей, особенности формы медали. Тиснение по фольге. Работа
с металлизированной бумагой — фольгой.
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Работа с
пластилином. Особенности профессиональной деятельности скульптор, художника,
работающих на фабриках по производству фаянса.
Работа с текстильными материалами. Создание лекала и изготовление изделия с
повторением элементов технологического процесса швейного производства.
Освоение технологии создания мягкой игрушки.
История создания обуви. Профессия: обувщик. Виды материалов для
производства обуви. Виды обуви и её назначение.
9
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса).
Материал — древесина. Свойства древесины, текстура, пиломатериалы. Правила
работы столярным ножом. Изделия из реек.
Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила
поведения при приготовлении пищи.
Практическое использование электрической цепи на примере сборки
настольной лампы, правила утилизации батареек. Приемы работы в технике
«витраж». Абажур/плафон для настольной лампы.
Виды и конструкции теплиц. Создание мини-теплицы, микроклимат,
агротехника, посадка семян цветов. Выращивание рассады, уход за растениями.
Человек и вода
Система водоснабжения города. Экономное расходования воды. Способ
фильтрации воды и способ экономного расходования воды.
Понятия: водоканал, струемер, ультрафиолетовые лучи, фильтрация.
«Технический рисунок канатной лестницы». «Канатная лестница»
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в
технике «макраме». Одинарный плоский узел, двойной плоского узла. Сравнение
способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».
Человек и воздух
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и
космических ракет. Работа с металлическим конструктором. Профессии: лётчик,
космонавт. Конструкции самолёта и ракеты. Картограф, искусственный спутник
Земли, многоступенчатая баллистическая ракета.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
История возникновения воздушного змея. Конструкция Разметка деталей из бумаги
и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Элементы змея - каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.
Человек и информация
Значение информации в жизни человека. Виды и способы передачи
информации. Работа издательства, технология создания книги. Профессии:
редактор, технический редактор корректор, художник.
Издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционноиздательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац,
книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. Повторение правил работы
на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.
Понятия: таблица, строка, столбец. ИКТ на службе человека, работа с
компьютером. ИКТ в издательском деле.
Элементы книги и использование её особенностей при издании. Процесс
редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Переплётные
работы. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять
проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Понятия: шитье втачку,
форзац, переплётная крышка, книжный блок.
Анализ работы на уроках технологии за год, выделение существенного,
оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов.
10
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
3. Тематическое планирование по предмету «Технология»
1 класс (33 часа)
Элементы содержания
Элементы реализации
образования
программы воспитания
«Здравствуй, дорогой друг!» (3ч)
Колво
№
Тема урока
1
Урок - игра.
Как работать с
учебником.
Я и мои друзья
Учебник технологии.
Рабочая тетрадь. Условные
обозначения и критерии
оценки изделия по разным
основаниям.
Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки, в том числе в
информационной
деятельности.
1
2
Урок практикум.
Организация
рабочего места.
Развитие самостоятельности,
бережное отношение к
материальным и духовным
ценностям.
1
3
Урок - игра.
Что такое
технология.
Материалы и инструменты,
необходимые для работы.
Рабочее место. Подготовка
рабочего места. Размещение
инструментов и материалов.
Уборка рабочего места.
Технология - название
предмета и процесса
выполнения изделия.
Умения, которыми дети
овладеют на уроках.
Формирование целостного,
социально ориентированного
взгляда на мир в его
органичном единстве и
разнообразии природы,
народов, культур и религий.
"Человек и земля" (18 ч)
1
4
Урок- практикум.
Природный
материал.
«Аппликация из
листьев».
Формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств.
1
5
Урок -игра.
Аппликация из
пластилина
«Ромашковая
поляна»
Виды природных
материалов. Подготовка
природных материалов к
работе, приемы и способы
работы с ними. Сбор,
сортировка, сушка под
прессом и хранение
природного материала.
Выполнение аппликации по
заданному образцу и плану
работы.
Свойства пластилина.
Инструменты, используемые
при работе с пластилином,
техники соединения
пластилином.
Групповая работа. Простое
планирование и
Наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат, бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям.
1
11
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
представление изделия.
6
Урок – практикум
«Зоопарк».
7
Урок- практикум.
Проект «Осенний
урожай».
Растения. Проект
«Осенний
урожай».
8
9
Бумага «Закладка
из бумаги».
Симметрия.
10
Насекомые.
«Пчелы и соты».
11
Дикие животные.
Проект: «Коллаж
«Дикие
животные».
12
Новый год.
Проект
«Украшаем класс
Работа в группе.
Распределение операций
между членами группы.
Сопоставление двух
множеств для составления и
выбор двух пар.
Представление результата и
хода работы.
Использование растений
человеком. Знакомство с
частями растений.
Знакомство с профессиями,
связанными с земледелием.
Получение и сушка семян.
Этапы проектной
деятельности. Первичные
навыки работы над проектом
под руководством учителя.
Знакомство с видами и
свойствами бумаги.
Приемы и способы работы
с бумагой.
Орнамент из геометрических
фигур. Разметка при помощи
шаблона и сгибанием,
соединение деталей при
помощи клея.
Виды насекомых.
Использование человеком
продуктов
жизнедеятельности пчел.
Изделия из различных
материалов (природные,
бытовые материалы,
пластилин, краски).
Виды диких животных.
Знакомство с техникой
«коллаж».
Аппликация из журнальных
вырезок в технике коллаж.
Украшение на елку игрушки из полосок цветной
бумаги. Подбор
12
Наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат.
1
Бережное отношение к
природе.
1
Формирование целостного,
социально-ориентированного
взгляда на мир в его
органичном единстве и
разнообразии природы.
Бережное отношение к
природе.
Уважительное отношение и
интерес к художественной
культуре, восприимчивость к
разным видам искусства.
1
Бережное отношение к
материальным и духовным
ценностям.
1
Первоначальные
представления о научной
картине мира.
1
1
Стремление к самовыражению 1
в разных видах
художественной деятельности.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
к Новому году».
«Украшение на
елку, на окно»
13
Пластилин.
Домашние
животные.
«Котенок».
14
Танграм.
«Мозаика из
частей квадрата».
15
Посуда.
«Чашка»,
«чайник»,
«сахарница».
Групповой проект
«Чайный сервиз».
16
Свет в доме.
Модель из
картона
«Торшер».
17
Мебель.
«Модель стула из
гофрированного
картона».
18
Одежда. Ткань.
необходимых инструментов
и материалов. Разметка
деталей по шаблону.
Соединение деталей изделия
при помощи клея.
Украшение на окно в форме
елочки из тонкой бумаги.
Раскрой бумаги без ножниц
(обрыв по контуру).
Приклеивание бумажного
изделия мыльным раствором
к стеклу.
Виды домашних животных.
Значение домашних
животных в жизни человека.
Выполнение фигурок
домашних животных из
пластилина.
Дома и материалы для их
постройки.
Использование в работе
геометрических фигур и их
частей. Составление плана с
помощью эскиза.
Выполнение работы по
плану.
Виды посуды и материалы из
которых ее производят.
Использование посуды.
Сервировка стола и правила
поведения за столом при
чаепитии.
Выполнение разных изделий
по одной технологии из
пластилина.
Разнообразие осветительных
приборов в доме.
Старинные и современные
способы освещения жилища.
Вырезание окружности.
Правила безопасной работы
с шилом.
Виды мебели и материалы,
необходимые для ее
изготовления.
Правила самообслуживания
(уборка комнаты и правила
ухода за мебелью).
Виды одежды, ее назначение
13
Развитие навыков
1
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать
конфликтов.
Стремление к самовыражению 1
в разных видах
художественной деятельности.
Формирование уважительного
отношения к иному мнению.
1
Развитие навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Формирование уважительного
отношения к иному мнению.
1
Первоначальные
1
представления о научной
картине мира. Познавательные
интересы, активность,
инициативность,
любознательность.
Осознание ценности труда в
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
«Одень куклу»
19
20
Учимся шить.
«Закладка с
вышивкой».
«Медвежонок».
21
Передвижение по
земле «Машина»
«Кабриолет».
22
23
Вода в жизни
человека.
«Проращивание
семян»
24
Питьевая вода.
«Колодец»
и материалы из которых ее
жизни человека и общества,
изготавливают. Виды тканей ответственное потребление и
и нитей, их назначение.
бережное отношение к
Выбор одежды по условиям. результатам труда.
Распределение операций
между членами группы.
Правила работы с иглой.
Первоначальные
Строчки прямых стежков,
представления о научной
строчки стежков с перевивом картине мира.
змейкой, строчки стежков с
перевивом спиралью.
Ответственное потребление и
Использование разных видов бережное отношение к
стежков для оформления
результатам труда, навыки
закладки. Пришивание
участия в различных видах
пуговицы с двумя и
трудовой деятельности,
четырьмя отверстиями.
интерес к различным
Оформление игрушки при
профессиям.
помощи пуговиц.
Средства передвижения в
Восприимчивость к разным
различных климатических
видам искусства, традициям и
условиях.
творчеству своего и других
Конструктор его детали и
народов.
правила соединения деталей.
"Человек и вода" (4 часа)
Значимость воды для
Формирование целостного
человека и растений.
социально-ориентированного
Выращивание растений и
взгляда на мир в его
уход за комнатными
органичном единстве и
растениями.
разнообразии природы.
Эксперимент по
определению всхожести
семян. Проращивание семян.
Уход за комнатными
растениями.
Макет колодца из разных
Осознание ценности труда в
материалов (бумага и
жизни человека и общества,
природные материалы).
интерес к различным
Анализ конструкции
профессиям.
изделия, создание модели
куба при помощи шаблона
развертки и природного
материала (палочек.).
Создание композиции по
образцу.
14
2
1
2
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
25
Оригами.
Передвижение по
воде.
Групповой
проект: «Речной
флот».
«Кораблик из
бумаги», «Плот».
Значение водного транспорта Бережное отношение к
для жизни человека.
природе, неприятие действий,
Способы сборки плота.
приносящих ей вред.
Создание из бумаги модели
плота по технологии его
сборки.
Создание формы цилиндра
из бумаги.
Исследование различных
материалов на плавучесть.
"Человек и воздух"(3 ч)
1
26
Использование
ветра.
«Вертушка».
Модель флюгера.
1
27
Полёт птиц.
Групповой
проект.
Аппликация
«Попугай».
28
Полёты человека.
Оригами
«Самолет»
«Парашют».
Использование ветра
Бережное отношение к
человеком. Работа с бумагой. природе, неприятие действий,
Изготовление макета по
приносящих ей вред.
шаблону.
Способ разметки по линейке.
Правила техники
безопасности.
Оформление по
самостоятельному замыслу.
Виды птиц. Работа с
Ответственное потребление и
бумагой.
бережное отношение к
Способ создания мозаики в
результатам труда, навыки
технике «рваная бумага».
участия в различных видах
Экономный расход
трудовой деятельности.
материалов
Выполнение деталей для
мозаики в группе.
Виды летательных
Бережное отношение к
аппаратов.
природе. Наличие мотивации
Выполнение модели
к творческому труду, работе
самолета и парашюта в
на результат.
технике «оригами».
Разметка по шаблону.
"Человек и информация"(5 ч)
29
Способы
общения.
«Письмо на
глиняной
дощечке»,
«Зашифрованное
письмо».
1
30
Важные
телефонные
Способы общения. Работа с
бумагой, картоном, глиной.
Перевод информации в
разные знаковосимволические системы
(анаграммы и пиктограммы).
Использование знаковосимволической системы для
передачи информации
(кодирование, шифрование).
Передача информации с
помощью знаково15
Осознание совей этнической и
национальной
принадлежности,
формирование ценностей
многонационального
российского общества.
Формирование целостного,
социально-ориентированного
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
номера.
Маршрут
безопасного
движения.
31
Компьютер.
32
33
Наши
достижения.
символической системы.
Дорожные знаки для
обеспечения безопасности.
Нахождение безопасного
маршрута из дома до школы,
его графическое
изображение.
Компьютер и его части.
Правила пользования
компьютером и поиска
информации.
Оформление коллажей по
итогам года. Групповая
работа.
взгляда на мир в его
органичном единстве и
разнообразии природы,
народов, культур и религий.
Первоначальные
представления о научной
картине мира.
1
Познавательные интересы,
активность, инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.
2
3 класс (34 часа)
№
Элементы содержания
образования
Тема уроков
Элементы реализации
программы воспитания
Колво
Здравствуй, дорогой друг! (1ч)
1.
Как работать с
учебником.
Материалы и их
свойства.
Инструменты.
Правила работы
с
инструментами.
Материалы и инструменты.
Критерии оценивания работы,
технология, технологический
процесс, приёмы работы. Понятия
«городская инфраструктура»,
«маршрутная карта», «экскурсия»,
«экскурсовод».
Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской
идентичности.
1
Человек и земля (19 ч)
2.
Архитектура.
Работа с
бумагой. Модель
дома.
Навыки участия в
различных видах трудовой
деятельности, интерес к
различным профессиям.
1
3.
Городские
постройки.
Работа с
проволокой.
"Телебашня".
"Грибы
Бережное отношение к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред.
1
Бережное отношение к
1
4.
Основы черчения; чертёж фигуры
в масштабе, чертёж развёртки,
конструирование.
Построение чертежа развертки,
чертеж и сборка модели.
Производственный цикл
изготовления дома.
Профессии: архитектор, инженерстроитель, прораб.
Свойства проволоки, безопасные
приёмы работы с проволокой и
инструментами;
Назначение городских построек и
их архитектурные особенности.
в Сочетание различных материалов
16
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
5.
лукошке"
в работе над одной композицией;
Работа с
эскиз; составление плана работы
природным
над изделием.
материалом и
Закрепление умения составлять
пластилином.
план и работать по плату,
Коллективная
распределение работы в группе.
работа
Детская
Виды, назначение и конструкции
площадка.
детских площадок. Навыки работы
Работа
с с бумагой на практическом
бумагой.
уровне.
«Детская
Формирование умения выделять
площадка».
проблемную ситуацию, проблему,
ставить цель.
6.
Ателье мод.
Работа с тканью.
Вышивка.
Монограмма
7.
Работа с тканью. Технология выполнения
Аппликации из аппликации из ткани; виды
ткани.
аппликаций;
8.
9.
10.
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред.
Стремление к
самовыражению в разных
видах художественной
деятельности.
Технологии производства одежды Признание
и деятельность людей,
индивидуальности каждого
работающих на швейном
человека.
производстве. Особенности
различных видов тканей;
вышивка; виды швов:
стебельчатый и петельный стежки.
1
1
1
Профессии: швея, модельер,
закройщик, портной.
Первоначальные
представления о
нравственно-этических
нормах поведения и
правилах межличностных
отношений.
Работа с бумагой
и шерстяной
нитью.
"Гобелен".
Работа с бумагой
и тканью.
Коврик.
«Композиция из
воздушных
петель"
Процесс производства тканей.
Освоение технологией ткачества,
создание гобелена по образцу.
Формирование
эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
1
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни, наличие
мотивации к творческому
Навыки работы с бумагой, умение труду.
делать разметку, работа с
линейкой.
1
Одежда для
карнавала.
Работа
с
тканью.
«Карнавальный
костюм"
Особенности праздника карнавал; способы создания
карнавальных костюмов.
Выкройка. Инструменты для
обработки ткани. Декорирование
изделия.
1
Закрепление умения составлять
план и работать по плату,
распределение работы в группе.
17
Формирование основ
российской гражданской
идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и
историю России.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
11.
Бисероплетение.
Работа с леской
и бисером.
Браслет
«Цветочки»
История и технология
бисероплетения. Виды бисера.
Технология изготовления
браслета.
Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
в разных социальных
ситуациях.
1
12.
Фитодизайн
класса.
Коллективная
работа
Закрепление умения
анализировать проблему,
формулировать цель и план
работы. Отбор информации для
создания текста и подбор
иллюстративного материала
Осознание ценности труда
в жизни человека и
общества, ответственное
потребление и бережное
отношение к результатам
труда.
1
13.
Фитодизайн
класса
Коллективная презентация,
представление плаката.
14.
Работа с тканью. Материал "синтепон" и его
Колпачок
для свойство. «сохранение тепла».
яиц.
Изготовление выкройки по
шаблону. Технологическая карта,
раскрой изделия.
15.
Сервировка
стола. Работа с
бумагой.
Салфетница.
Понятие о симметричных фигурах, Формирование
симметрии.
эстетических потребностей,
Раскрой деталей на листе,
ценностей и чувств.
сложенном гармошкой.
Геометрические формы для
украшения изделий.
1
16.
Кулинария.
Винегрет.
Проявление
сопереживания, уважения и
доброжелательности.
1
17.
Магазин
подарков.
Работа с
пластичными
материалами
(тестопластика).
Брелок для
ключей.
Работа с
природными
материалами.
Введение понятия «рецепт» и
«план-инструкция в рецепте».
Формирование умения
анализировать и формулировать
проблемную ситуацию.
Способы приготовления солёного
теста. Правила работы и
последовательность создания
фигурки. Новый способ окраски
солёного теста.
Ответственное потребление
и бережное отношение к
результатам труда.
Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
1
Природный материал. Свойства и
особенности использования в
декоративно – прикладном
искусстве.
Наличие мотивации к
творческому труду, работе
на результат.
1
Принятие и освоение
социальной роли
1
18.
19.
Работа с бумагой Способы упаковки и
и картоном.
художественного оформления
18
1
Наличие мотивации к
творческому труду, работе
на результат.
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
20.
Упаковка
подарков.
подарка различными материалами. обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности.
Работа с
конструктором.
Грузовик,
автомобиль.
Геометрическое объёмное тело.
Развёртка. Подбор деталей
конструктора, последовательность
операций, типы соединений
деталей для создания модели.
Стремление к
самовыражению в разных
видах художественной
деятельности.
1
Человек и вода (4 ч)
21.
Конструировани
е.
Работа
с
различными
материалами.
«Мост».
Особенности конструкций мостов
разных видов в зависимости от их
назначения. Конструкция висячего
моста, соединение с натягиванием
нитей), подбор материалов
изделия.
Навыки участия в
различных видах трудовой
деятельности, интерес к
различным профессиям.
1
22.
Водный
транспорт.
Работа с
бумагой. «Яхта"
и "баржа".
Уважительное отношение и
интерес к художественной
культуре, восприимчивость
к разным видам искусства.
1
23.
Океанариум.
Работа с
текстильными
материалами.
Шитьё.
Осьминоги
Развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки, в том числе
в информационной
деятельности.
1
24.
Работа с
пластичными
материалами.
Фонтан.
Различные виды судов; приёмы
конструирования из бумаги.
Правила сгибания бумаги для
изготовления изделий в объёмные
геометрические тела — конус,
цилиндр.
Океанариум место наблюдения за
обитателями океанов;
Форма морских животных.
Материалы для изготовления
мягкой игрушки. Оформление
композиции из осьминогов и
рыбок.
Виды фонтанов, объемная модель
из пластичных материалов по
заданному образцу.
Раскрой детали по шаблонам,
оформление изделии при помощи
пластилина.
Человек и воздух (3 ч)
Навыки участия в
различных видах трудовой
деятельности, интерес к
различным профессиям.
1
25.
Зоопарк.
Виды техники оригами, условные
Работа
с обозначения и история
бумагой.
зарождения искусства оригами.
Складывание.
Работа по схеме. Профессии:
Оригами.
летчик, штурман,
Журавль.
авиаконструктор.
Вертолетная
Конструкция вертолёта, новый
площадка.
материал-пробка, способы работы
Вертолёт
с ним.
Стремление к
самовыражению в разных
видах художественной
деятельности.
1
Интерес к различным
профессиям. Бережное
отношение к природе.
1
26.
19
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
«Муха».
27.
Воздушный шар
Техника папье-маше, особенности Первоначальное
технологии, материалы и этапы
представление о научной
работы.
картине мира.
1
Человек и информация (7 ч)
28.
Переплетная
мастерская.
«Папки
достижений».
Виды переплётных работ.
Элементы книги (форзац,
переплётная крышка). Техника
переплетных работ, способы
переплета листов в книжный блок.
ИКТ в издательском деле.
Профессии: печатник,
переплётчик.
Закрепление умения
анализировать проблему,
формулировать цель и план
работы. Отбор информации для
создания текста и подбор
иллюстративного материала
Индивидуальное представление
проекта по плану.
Первоначальные
представления о человеке
как члене общества, о
правах и ответственности,
уважении и достоинстве
человека.
1
Навыки участия в
различных видах трудовой
деятельности, интерес к
различным профессиям.
1
29.
Профессии
наших
родителей
30.
Профессии
наших
родителей
31.
Экскурсия по
школе.
Отбор объектов, которые будут
посещать экскурсанты,
продумывание маршрута
экскурсии, фиксирование проекта
в виде схемы, буклета.
Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости.
32.
Афиша.
Программа
Microsoft Office
Word
ИКТ на службе человека, работа с
компьютером. Правила набора
текста; последовательность и
особенности работы с таблицами в
текстовом редакторе Microsoft
Word
Создание и сохранение документа,
форматирование и печать.
Групповые проекты по изученным
техникам.
Соблюдение правил
здорового и безопасного
(для себя и других людей)
образа жизни в
окружающей среде (в том
числе информационной).
3334
Наши
достижения.
20
1
Признание
индивидуальности каждого
человека.
1
1
2