1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник научится:
соблюдать правила техники безопасности и труда при работе в школьной
химической кабинете (лаборатории);
распознавать и использовать лабораторную посуду общего и специального
назначения для проведения лабораторного исследования;
приготавливать рабочие, вспомогательные и измерительные растворы различной
концентрации для проведения химического анализа лекарственных форм и
субстанций;
использовать основные теоретические принципы и закономерности проведения
лабораторного исследования;
планировать химический эксперимент, производить расчёты и выполнять
простейшие лабораторные приемы, а также работать с реактивами и приборами;
определять общие показатели качества важнейших лекарственных веществ:
прозрачность, цветность, растворимость, плотность, кислотность, щелочность,
потерю массу при высушивании;
устанавливать подлинность важнейших лекарственных веществ по реакциям на их
структурные компоненты;
устанавливать количественное содержание важнейших лекарственных веществ в
субстанции и лекарственных формах титриметрическими и физико-химическими
методами;
выполнять анализ и контроль качества важнейших лекарственных средств
аптечного изготовления в соответствии с действующими требованиями.
сравнивать полученные результаты с содержанием определяемого показателя в
норме;
формулировать выводы о соответствии или несоответствии изучаемой пробы
требованиям, предъявляемым к данному лекарственному препарату.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2
(34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
10 КЛАСС
Введение
Инструктаж обучающихся по правилам техники безопасности при работе в
химической лаборатории на занятиях курса.
Общие требования к обучающимся (рабочая тетрадь, халат, дисциплина и.т.д.).
Ознакомление обучающихся с программой и формами занятий.
Раздел 1. Техника лабораторного химического эксперимента
Приемы обращения с лабораторным штативом, укрепление и установка пробирок,
колб, стакана с помощью зажимов (лапок) и колец.
Нагревательные приборы. Строение пламени. Нагревание веществ в пробирках,
колбах.
Типы лабораторных весов. Взвешивание твёрдых и отмеривание определённых
объёмов жидкостей. Плотность растворов и ее измерение. Измерение температуры и
способы ее регулирования.
Классификация реактивов по их возможному воздействию на организм и по степени
чистоты. Хранение химических реактивов. Обозначения на этикетках с химическими
реактивами.
Оформление результатов химического эксперимента и их обработка.
Лабораторные работы.
1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными
приборами. Химическая посуда общего назначения.
2. Химическая посуда специального назначения.
3. Измерение объёма вещества. Плотность растворов и их измерение.
4. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате.
Раздел 2. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Растворы
Проблема чистоты вещества в химии и медицине. Понятие о смесях и их
классификация. Разделение смесей различными методами и их сущность.
Количественный состав растворов. Общие указания к приготовлению растворов.
Приготовление растворов индикаторов и вспомогательных реактивов.
Лабораторные работы.
1. Приготовление растворов заданной концентрации по точной навеске и стандарттитров.
2. Приготовление растворов индикаторов и вспомогательных веществ.
3. Установление концентрации щелочи по кислоте.
4. Установление концентрации кислоты по тетраборату натрия.
Раздел 3. Общие понятия о лекарственных средствах,
их классификация по различным признакам. Хранение и правила применения
лекарственных средств
Определение понятия «лекарственный препарат». Препараты органического,
неорганического и смешанного состава.
Лекарственные формы (таблетки, капли, мази, линименты, суппозитории и т. д.).
Классификация лекарственных препаратов по группам по различным признакам.
Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
3
11 КЛАСС
Раздел 1. Фармация, зарождение фармации. Фармацевтическая химия как наука.
Фармакологическое значение и применение лекарств. Государственная фармакопея
Фармацевтика и фармакология. Краткий исторический очерк развития науки о
лекарственных веществах. Фармакогнозия.
Фармацевтическая химия как наука, ее связь с химией и медициной.
Профессии провизора и фармацевта. Работа аптеки и контрольно-аналитической
лаборатории аптечных управлений. Порядок проведения анализов лекарственных средств
и их оформление.
Рецепт. Рецептурный бланк. Структура рецептурного бланка. Правила заполнения
рецептурного бланка.
Государственная фармакопея. Причины недоброкачественности лекарственных
средств.
Лабораторные работы.
1. Правила заполнения рецептурного бланка.
Раздел 2. Изучение свойств лекарственных средств и их идентификация
Фармакопейный анализ. Состав лекарственных форм. Методы исследования
лекарственных препаратов.
Лабораторные работы.
1. Испытание на подлинность лекарственных средств неорганического
происхождения.
2. Испытание
на
подлинность
лекарственных
средств
органического
происхождения.
3. Количественное определение цинка в цинковой мази.
4. Количественное определение аскорбиновой кислоты в твердых лекарственных
формах.
5. Количественное определение фурацилина в твердых лекарственных формах
методом йодометрического титрования.
6. Определение содержания свободной салициловой кислоты в препарате
ацетилсалициловой кислоты методом градуировочного графика.
7. Фармакопейный анализ лекарственной формы заводского производств.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
№
п\п
Изучаемая тема
Количество учебных
часов
Общее Лабораторные
Электронные
образовательные ресурсы
4
работы
10 класс
1.
2.
3.
Введение
Техника лабораторного
химического
эксперимента
Чистые вещества и
смеси. Разделение
смесей и очистка
веществ
Общие
понятия
о
лекарственных
средствах,
их классификация по
различным признакам.
Домашняя аптечка.
Хранение и правила
применения
лекарственных средств.
Резерв
Итого:
1
13
ЛР № 1-4
10
ЛР № 5-8
6
4
34
Интернет Урок
(видео, презентации, тесты)
https://interneturok.ru/
Российская
электронная
школа (уроки, тренировочные
задания, тесты)
https://resh.edu.ru/subject/
Виртуальная лаборатория:
http://www.virtulab.net/
ЕГЭ: http://os.fipi.ru/tasks/8/a
ВПР: https://sdamgia.ru/
9
11 класс
1.
2.
Фармация, зарождение
фармации.
Фармацевтическая
химия как наука.
Фармакологическое
значение и применение
лекарств.
Государственная
фармакопея
Изучение свойств
лекарственных средств
и их идентификация
Резерв
Итого:
12
ЛР № 1
17
ЛР № 2-8
4
33
8
Интернет Урок
(видео, презентации, тесты)
https://interneturok.ru/
Российская
электронная
школа (уроки, тренировочные
задания, тесты)
https://resh.edu.ru/subject/
Виртуальная лаборатория:
http://www.virtulab.net/
ЕГЭ: http://os.fipi.ru/tasks/8/a
ВПР: https://sdamgia.ru/
5
5. КАЛЕНДАРНО-ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 КЛАСС)
Дата,
неделя
№
п\п в
теме
Тема и тип урока
1
неделя
1
Инструктаж по технике безопасности
при работе в химической лаборатории
на занятиях курса
2-3
неделя
2-3
4-5
неделя
4-5
Элементы содержания образования
Виды и формы деятельности
направленные на реализацию
рабочей программы воспитания
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
ТБ и ОТ в кабинете химии. Общие
требования к обучающимся (рабочая тетрадь,
халат,
дисциплина).
Ознакомление
обучающихся с программой и формами
занятий.
установление
доверительных
отношений
между
педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
их познавательной деятельности.
1. ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (13 часов)
Лабораторная работа № 1.
Устройство и назначение лабораторного установление
доверительных
«Приемы обращения с лабораторным штатива. Устройство и работа спиртовки.
отношений
между
оборудованием и нагревательными
Стеклянная химическая посуда общего педагогическим работником и его
приборами.
назначения:
пробирка
(химическая, обучающимися, способствующих
Химическая посуда общего
биологическая, центрифужная), стеклянная позитивному
восприятию
назначения».
палочка, стеклянная воронка, мерный обучающимися требований и
ЛР
цилиндр, химические стаканы, колба круглая просьб
педагогического
плоскодонная, колба круглодонная, колба работника,
привлечению
их
Эрленмейера.
внимания к обсуждаемой на
Фарфоровая посуда общего назначения: уроке информации, активизации
фарфоровая чашка, ступка с пестиком, их познавательной деятельности;
фарфоровый шпатель, фарфоровый тигель.
побуждение
обучающихся
Прочее оборудование: газоотводная трубка, соблюдать
на
уроке
ложка для сжигания веществ, тигельные общепринятые нормы поведения,
щипцы, держатель для пробирок.
правила общения со старшими
Лабораторная работа № 2.
Стеклянная химическая посуда специального (педагогическими работниками)
«Химическая посуда специального
назначения:
чашка
Петри,
прибор и сверстниками (обучающимися),
назначения»
Кирюшкина (для получения газов), аппарат принципы учебной дисциплины и
6
ЛР
6
неделя
6
Весы и взвешивание
КУ
7
неделя
7
Лабораторная работа № 3.
Измерение объёма вещества.
Плотность растворов и их измерение
КУ
8
неделя
8
Измерение температуры и способы ее
регулирования
КУ
9-10
неделя
9-10
Лабораторная работа № 4.
«Определение кристаллизационной
воды в кристаллогидрате»
ЛР
Киппа,
мерные
колбы,
эксикатор,
кристаллизатор,
промывные
склянки
(Дрекселя, Вульфа, Тищенко), колбы (Вюрца,
Энглера, Кляйзена, Кильдаля, Арбузова,
Бунзена), двухгорлые и трехроглые колбы
для синтеза веществ, холодильники (Либиха,
шариковый,
охлаждающий
змеевик,
воздушный), хлоркальцевая трубка, сосуд
Ландольта, аллонж, делительная воронка,
дефлегматор,
бюретка,
пипетки
градуировочные.
Фарфоровая
посуда
специального
назначения: воронка Бюхнера, фарфоровый
стакан).
Типы
лабораторных
весов
(ручные
(аптечные),
рычажные,
чашечные,
циферблатные,
электронные).
Точный
разновес. Бюкс. Правила взвешивания.
Измерение объёма жидкостей с помощь:
мензурки,
мерного
цилиндра,
градуированной пипетки, бюретки, насадкидозатора на колбу (10 мл).
Измерение плотности растворов с помощью
набора
ареометров.
Определение
концентрации
растворов
веществ
по
известной
плотности
с
помощью
справочника.
Измерение
температуры
с
помощью
ртутного,
спиртового
термометра,
с
помощью цифрового датчика температуры.
Термометр Бэкмана. Охлаждающие смеси
для проведения химических реакций.
Определение кристаллизационной воды в
составе
медного
купороса
методом
высушивания при 150 0С. Бюкс. Сушильный
шкаф. Эксикатор.
самоорганизации;
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения
7
11
неделя
11
12
неделя
12
13
неделя
13
14
неделя
14
15
15
Классификация химических реактивов
по их возможному действию на
организм и степень их чистоты
УИНЗ
Классификация химических реактивов по
назначению:
общеупотребительные,
специальные.
Классификация химических реактивов по
чистоте: химически чистые, очищенные,
чистые для анализа, особо чистые, чистые,
высшей очистки, спектрально чистые.
Предельно допустимое содержание примесей
в химических реактивах.
Классы опасности химических реактивов.
Хранение химических реактивов.
Группы хранения химических реактивов и их
Обозначения на этикетках
характеристика.
Хранение
химических
химических реактивов
реактивов различных групп: совместное или
УИНЗ
раздельное. Металлический ящик. Сейф.
Вытяжной шкаф.
Предупреждающие знаки на склянках и
банках с реактивами. Цветовые полоски,
обозначающие степень чистоты химических
реактивов.
Учет расхода химических реактивов. Журнал
прекурсоров.
Оформление результатов химического Погрешность
эксперимента.
Виды
эксперимента
погрешностей. Расчёт навески вещества.
и их обработка
Расчёты
результатов
эксперимента
в
УИНЗ
титриметрическом анализе. Формулы для
проведения
необходимых
расчётов
в
титриметрическом анализе. Оформление
лабораторного журнала.
Проблема чистоты вещества в химии Гетерогенные дисперсные системы. Взвеси:
и медицине. Понятие о смесях и их
эмульсии, суспензии, аэрозоли. Коллоидные
классификация.
системы: гели, золи, пены
Дисперсные системы
Гомогенные дисперсные системы. Растворы:
КУ
молекулярные,
молекулярно-ионные,
ионные.
2. ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ. РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСИ И ОЧИСТКА ВЕЩЕСТВ (10 часов)
Способы разделения смесей и их
Способы разделения гомогенных смесей: установление
доверительных
8
неделя
сущность
КУ
16-17
неделя
16-17
Растворы. Классификация растворов.
Количественные характеристики
состава растворов
УИНЗ
18-19
неделя
18-19
20-21
неделя
20-21
22
неделя
22
Лабораторная работа № 5.
«Приготовление растворов заданной
концентрации по точной навеске и
стандарт-титров»
ЛР
Лабораторная работа № 6.
«Приготовление растворов
индикаторов и вспомогательных
веществ»
ЛР
Общие принципы титриметрического
(объёмного анализа)
УИНЗ
выпаривание,
перекристаллизация,
дистилляция, хроматография.
Способы разделения гетерогенных смесей:
отстаивание, декантация, фильтрование,
центрифугирование.
Определение массовой доли (процентной
концентрации) и плотности исследуемого
раствора,
расчет
массовой
доли
растворенного
вещества
в
растворе,
молярной,
моляльной
концентрации,
мольной доли и титра раствора, используя
расчетные формулы перевода концентраций,
а также таблицы плотности некоторых
растворов при различной температуре.
Приготовление растворов веществ по точной
навеске. Приготовление растворов из
государственных стандартных образцов.
Стандартизация растворов веществ методами
прямого и обратного титрования.
Приготовление
водных
и
спиртовых
растворов различных индикаторов по точной
навеске. Определение интервала перехода
значения рН по индикаторной шкале.
Титрование. Сущность метода.
Установление
точки
эквивалентности.
Индикаторы.
Классификация методов титрования по
способу проведения титрования (прямое,
обратное, титрование заместителя) ипотипу
реакции, лежащей в основе метода
(кислотно-основное
титрование,
окислительно-восстановительное
титрование,
комплексонометрическое
титрование и титрование по методу
осаждения). Стандартный (титрованный)
отношений
между
педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения
9
раствор,
способы
его
приготовления.
Стандартизация
растворов.
Кислотноосновное титрование.
23
неделя
23
24
неделя
24
3.
25
неделя
25
26
неделя
26
27
неделя
27
28
неделя
28
Лабораторная работа № 7.
«Установление концентрации щелочи
по кислоте»
ЛР
Установка концентрации гидроксида натрия
с помощью титрованного раствора соляной
кислоты методом прямого титрования в
присутствии индикатора фенолфталеина или
тимолфталеина.
Лабораторная работа № 8.
Установка титра соляной кислоты с
«Установление концентрации кислоты помощью раствора тетрабората натрия
по буре»
(буры), приготовленного из точной навески
ЛР
методом прямого титрования в присутствии
индикатора метилового оранжевого.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ.
ХРАНЕНИЕ И ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (7 часов)
Общие сведения о лекарственных
Основные
фармацевтические
термины: установление
доверительных
веществах
лекарственное
вещество,
лекарственная отношений
между
УИНЗ
форма,
лекарственный
препарат, педагогическим работником и его
сильнодействующее лекарственное средство, обучающимися, способствующих
ядовитое
лекарственное
средство, позитивному
восприятию
наркотическое лекарственное средство.
обучающимися требований и
педагогического
Классификация лекарственных
Химическая классификация лекарственных просьб
привлечению
их
веществ
веществ (неорганические и органические) в работника,
внимания к обсуждаемой на
УИНЗ
зависимости от токсичности.
Источники получения лекарственных Источники
получения
лекарственных уроке информации, активизации
веществ.
веществ:
минеральный,
биологический, их познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
Лекарственные формы
синтетический.
на
уроке
УИНЗ
Твердые лекарственные формы: порошки, соблюдать
таблетки, пилюли. Жидкие лекарственные общепринятые нормы поведения,
формы: настои и отвары, экстракты, правила общения со старшими
эмульсии, суспензии, микстуры, мази, пасты, (педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися),
линименты, суппозитории, пластыри).
Правила хранения и приёма
Правила хранения лекарственных средств: принципы учебной дисциплины и
лекарственных веществ в домашних место,
сроки
хранения,
температура, самоорганизации;
10
условиях
УИНЗ
29
неделя
29
30
неделя
30
31-34
неделя
32-34
Дозировка и действие лекарственных
веществ
УИНЗ
влажность,
освещенность,
возможность
хранения лекарственных препаратов из
разных групп совместно.
Назначение
врача,
инструкция,
противопоказания,
срок
годности,
длительность
приема,
время
приема
лекарственных средств.
Дозы
лекарственных
препаратов
в
зависимости от силы действия делятся на:
терапевтические, токсические, летальные.
Дозы лекарственных препаратовпо приёму:
разовые, суточные, курсовые, ударные.
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения
Обобщение и систематизация знаний по курсу
«Основы фармацевтической химии (часть 1)»
УОИСЗ
Резерв
11
6. КАЛЕНДАРНО-ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 КЛАСС)
Дата,
неделя
1-2
неделя
3
неделя
4
неделя
5-6
неделя
7
неделя
8
неделя
9-10
№
Тема и тип урока
Элементы содержания образования
Виды и формы деятельности
п\п в
направленные на реализацию
теме
рабочей программы воспитания
1. ФАРМАЦИЯ, ЗАРОЖДЕНИЕ ФАРМАЦИИ. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ КК НАУКА. ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАКОПЕЯ (12 часов)
1-2
Фармация и ее зарождение.
Фармация, фармацевтика, фармакология, установление
доверительных
Краткий исторический очерк фармакогнозия, фармацевтическая химия.
отношений
между
развития науки о лекарственных
педагогическим работником и его
веществах
обучающимися, способствующих
УИНЗ
позитивному
восприятию
3
Фармацевтическая химия как наука Определение понятия фармацевтической обучающимися требований и
педагогического
УИНЗ
химии. Отрасли фармацевтической химии и просьб
работника,
привлечению
их
их взаимосвязь с медициной.
внимания
к
обсуждаемой
на
уроке
4
Методы фармацевтической химии Фармацевтический
анализ.
информации, активизации их
УИНЗ
Фармацевтический синтез.
5-6
Фармацевтические профессии.
Фармацевт,
провизор.
Организационная познавательной деятельности;
обучающихся
Аптеки и их классификация. Работа структура
аптеки.
Функции
аптеки: побуждение
соблюдать
на
уроке
аптеки
производственная,
торговая,
общепринятые нормы поведения,
УИНЗ
информационная, социальная.
Классификация аптек по ассортименту правила общения со старшими
лекарственных средств, по группам больных (педагогическими работниками) и
и категориям населения, по формам сверстниками (обучающимися),
собственности по ведомственному признаку, принципы учебной дисциплины и
по форме хозяйствования и источнику самоорганизации;
и
поддержка
финансирования, по рядку организации и инициирование
ведению системы учета, по направлению исследовательской деятельности
в
рамках
деятельности, по функциональному признаку. обучающихся
7
Рецепт
Рецепт. Рецептурный бланк. Структура реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
УИНЗ
рецептурного бланка.
8
Лабораторная работа№ 1.
Правила заполнения рецептурного бланка с проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
«Правила заполнения рецептурного использованием клише на латинском языке.
самостоятельного
решения
бланка»
теоретической
проблемы,
навык
ЛР
генерирования
и
оформления
9-10
Государственная фармакопея.
Нормативная
документация,
12
неделя
Причины недоброкачественности
лекарственных препаратов
УИНЗ
11-12
неделя
11-12
13-14
неделя
13-14
15-16
неделя
15-16
регламентирующая качество лекарственных собственных
идей,
навык
препаратов. Фармакопейная статья: описание, уважительного
отношения
к
растворимость,
подлинность,
чистота чужим идеям, оформленным в
препарата в соответствии с требованиями ГФ работах других исследователей,
РФ, токсичность, стерильность, потеря воды навык публичного выступления
при высушивании, определение воды, перед
аудиторией,
количественное
содержание
активного аргументирования и отстаивания
лекарственного
вещества,
упаковка, своей точки зрения;
маркировка, хранение, сроки годности. Акт использование
воспитательных
экспертизы лекарственного вещества.
возможностей
содержания
предмета
через
Фармакопейная статья
Фармакопейная
статья.
Описание учебного
обучающимся
УИНЗ
лекарственного препарата. Растворимость. демонстрацию
ответственного,
Подлинность. Чистота в соответствии с примеров
поведения,
требованиями Государственной Фармакопеи. гражданского
Потеря
в
массе
при
высушивании. проявления человеколюбия и
Определение
воды.
Испытание
на добросердечности, через подбор
токсичность. Испытание на стерильность. соответствующих текстов для
Количественное
определение
активного чтения, задач для решения,
ситуаций
для
вещества. Упаковка. Маркировка. Срок проблемных
обсуждения в классе.
годности.
2. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИХ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (17 часов)
Фармакопейный анализ.
Физические
(рефрактометрия, установление
доверительных
Методы исследования
поляриметрия),
химические отношений
между
лекарственных препаратов
(гравиметрические, титриметрические) и педагогическим работником и его
УИНЗ
физико-химические методы (полярография, обучающимися, способствующих
потенциометрия,
хроматография, позитивному
восприятию
спектральные методы) контроля качества обучающимися требований и
лекарственных препаратов.
просьб
педагогического
Испытания на чистоту и допустимые пределы работника,
привлечению
их
примесей.
Испытания
лекарственных внимания к обсуждаемой на уроке
препаратов на подлинность.
информации, активизации их
Лабораторная работа№ 2.
Качественные
реакции
подлинности познавательной деятельности;
обучающихся
«Испытание на подлинность
неорганических лекарственных препаратов: побуждение
на
уроке
лекарственных средств
перекись водорода, спиртовой раствор йода, соблюдать
неорганического происхождения» хлорида натрия, сульфат магния, оксид общепринятые нормы поведения,
ЛР
магния, йодид калия, нитрата серебра правила общения со старшими
13
17-18
неделя
17-18
19-20
неделя
19-20
21-22
неделя
21-22
23-24
неделя
23-24
25-26
неделя
25-26
27-28
27-28
29
неделя
29
Лабораторная работа№ 3.
«Испытание на подлинность
лекарственных средств
органического происхождения»
ЛР
(ляпис).
Качественные
реакции
подлинности
органических лекарственных препаратов:
парацетамол, анальгин, ацетилсалициловая
кислота, дротаверина гидрохлорид, глюкоза,
аскорбиновая кислота, глюконат кальция,
сульфацил натрия, фурацилин.
Определение содержания активного вещества
в составе лекарственного препарата методом
титрования
трилоном
Б
(комплексонометрия).
Определение содержания активного вещества
в составе лекарственного препарата методом
прямого
титрования
2,6дихлорфенолиндофенолятом натрия.
(педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
инициирование
и
поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного
отношения
к
Определение содержания активного вещества чужим идеям, оформленным в
в составе лекарственного препарата методом работах других исследователей,
навык публичного выступления
обратного йодометрического титрования.
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
Построение градуировочного графика на
основании измерения оптической плотности
растворов (спектрофотометр LEKISS1104).
Расчёт концентрации свободного компонента
в составе лекарственного препарата.
Лабораторная работа№ 4.
«Количественное определение
цинка в цинковой мази»
ЛР
Лабораторная работа№ 5.
«Количественное определение
аскорбиновой кислоты в твердых
лекарственных формах»
ЛР
Лабораторная работа№ 6.
«Количественное определение
фурацилина в твердых
лекарственных формах методом
йодометрического титрования»
ЛР
Лабораторная работа№ 7.
«Определение содержания
свободной салициловой кислоты в
препарате ацетилсалициловой
кислоты методом градуировочного
графика»
ЛР
Лабораторная работа№ 8.
Определение
подлинности
и
«Фармакопейный анализ
количественного
содержание
активного
лекарственной формы заводского
вещества в лекарственной форме заводского
производства»
проиводства на примере ацетилсалициловой
ЛР
кислоты, фурацилина, анальгина.
Обобщение и систематизация знаний по курсу «Основы фармацевтической химии»
УОИСЗ
14
30-33
неделя
30-33
Резерв
15