I. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК (Трудные случаи орфографии и пунктуации)», 11 КЛАСС
№
п/
п
11 класс
1
сформированность понятий о нормах рус ского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике (орфо эпические, лексические, стилистические;
совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков)
2
владение навыками самоанализа и само оценки на основе наблюдений за соб
ственной речью (оценивание своего и чу жого сочинения по критериям)
3
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скры
той, основной и второстепенной инфор мации (способы предъявления второсте
пенной информации: примеры, детали, повторы; способы предъявления подтек
стовой информации: ирония, сатира, сар казм, аллегория, гипербола; переносные и
коннотативные значения)
4
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, ре
фератов, сочинений различных жанров
6
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож
ностях русского языка (выразительные возможности грамматики, фигуры речи)
10
сформированность представлений о си стеме стилей языка художественной лите
ратуры
II. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК
(Трудные случаи орфографии и пунктуации)», 11 КЛАСС
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Лингвистический анализ единиц различных уровней языка. Язык и общество. Язык и
культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном
мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования
русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, про
фессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на со
временном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка.
Культура речи
Орфографические нормы. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Право
писание Ъ и Ь. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов
различных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей
речи. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Правописание отри
цательных местоимений и наречий. Пунктуационные нормы. Знаки препинания в простом
осложненном предложении. Знаки препинания при обособленных определения. Знаки пре
пинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборо
тах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки препинания в предло
жениях с конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки
препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочиненном пред
ложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в
сложном предложении с различными видами связи. Знаки препинания в бессоюзном слож
ном предложении. Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие в простом и слож
ном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной свя
зью. Пунктуационный анализ. Выполнение различных видов синтаксического анализа сло
восочетания и предложения на родном языке. Применение норм речевого этикета родного
языка. Языковая культура родного языка как общечеловеческая ценность, ответственность
за языковую культуру
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо. Речевое общение и его основные элементы: речевое взаимодействие (высказыва
ния, текст); речевую ситуацию; речевое событие. Виды речевого общения: фатическое и
информационное, вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, кон
тактное и дистантное, официальное и неофициальное Сферы и ситуации речевого общения.
Компоненты речевой ситуации: участники общения; место и время общения; предмета об
щения; цель общения; обратная связь между участниками общения. Применение норм ре
чевого этикета родного языка. Отработка навыка свободного использования коммуника
тивно-эстетических возможностей родного языка. Речевая деятельность на родном языке
(говорение), обеспечивающая эффективное взаимодействие с окружающими людьми в си
туациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Текст.
Признаки текста. Тема, проблема и основная мысль текста; фактуальная и концепту альная
информация в тексте. Анализ текста с точки зрения наличия в нем подтекстовой (скрытой),
второстепенной информации (ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола; переносные и
коннотативные значения, деталь, подробность). Композиционная цельность
текста.
Многоаспектный анализ текста на родном языке. Виды конспекта: плановый, тек стуальный,
свободный, тематический. Правила составления конспекта. Правила цитирова ния в
конспекте. Виды преобразования текста (рефераты, сочинения разных жанров). Рефе рат:
план и объем. Виды рефератов: продуктивные (реферат-доклад, реферат-обзор) и ре
продуктивные (реферат-конспект, реферат-резюме). Основные виды сочинений по типу ре
чи: описание, повествование, рассуждение. Основные виды сочинений по жанру: эссе,
очерк. Речевая деятельность на родном языке (письмо), обеспечивающая эффективное вза
имодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межлич
ностного и межкультурного общения. Научный стиль: задачи речи, сфера употребления,
типичные ситуации речевого общения, языковые средства. Официально-деловой стиль: за
дачи речи, сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, языковые средства.
Резюме как жанр деловой переписки: цель и композиция резюме. Речевая деятельность на
родном языке (письмо), обеспечивающая эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального межличностного и межкультурного общения. Отличия
языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи: задачи речи, сфера употребления, языковые
средства. Выразительные возможности грамматики (формы определенной стилистической
окраски, синонимия и случаи переносного употребления грамматических форм). Фигуры
речи: анафора, эпифора, композиционный стык, антитеза, градация, оксюморон, инверсия,
параллелизм, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, риторический вопрос, риторическое об
ращение, риторическое восклицание, оценочная лексика, экспрессивная лексика.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
11 класс
Контрольный тест по русскому языку№1 «Повторение изученного в 10
классе» (входная диагностика)
Контрольный тест по русскому языку№2 «Повторение и обобщение
изученного в 10-11 классах»
III.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 11 КЛАСС
№
п/п
Раздел (тема)
Количест
во часов
Контрольные
работы
1
Язык. Общие сведения о языке. Основные
разделы науки о языке
1
2
2
Орфографические и пунктуационные нормы
24
-
3
Речь. Речевое общение
8
2
33
4
Итого:
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС (33 часа)
Дата
№ урока
п/п (в
теме)
Тема урока
Элементы содержания образования
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (1 ч.)
1
1
Лингвистически
й анализ единиц
различных
уровней
Лингвистический анализ единиц разных
уровней языка
Орфографические и пунктуационные нормы (24 ч.)
2
1
Орфографически
е
нормы
современ ного
русского
ли
тературного язы
ка:
правописание
ЪиЬ
Орфографические нормы современного
русско го литературного языка.
Правописание Ъ и Ь.
3
1
Употребление
гласных букв по
сле шипящих и
Ц;
Употребление гласных букв после шипящих и
Ц.
4
1
Правописание
па дежных и
родо
вых
окончаний
Правописание падежных и родовых окончаний
5
1
Правописание
словарных слов
Трудные случаи правописания словарных слов
6
1
Орфографически
е
нормы
современ ного
русского
ли
тературного язы
ка:
правописание
приставок
Орфографические
нормы
современного
русско
го
литературного
языка.
Правописание изменя емых и неизменяемых
приставок
7-8
2
Контрольный
тест по
русскому язы
ку№1
Повторение изученного в 10 классе (входная
диагностика)
9
1
Правописание Н
и НН в разных
ча стях речи
Правописание Н и НН в разных частях речи
10
1
Правописание
личных оконча
ний глаголов
Правописание личных окончаний глаголов
11
1
Правописание
суффиксов
прича стий
Правописание суффиксов причастий
12
1
Слитное и раз
дельное написа
ние НЕ с различ
ными частями
ре чи
Слитное и раздельное написание НЕ с различ
ными частями речи
13
1
Орфографически
е
нормы
современ ного
русского
ли
тературного язы
ка: слитное, раз
дельное,
дефисное
написание слов
различных
частей речи;
правописа ние
отрицатель ных
местоимений и
наречий; право
писание служеб
ных слов
Орфографические нормы современного
русско го литературного языка. Слитное,
раздельное, дефисное написание слов
различных частей ре чи. Правописание
отрицательных местоимений и наречий.
Правописание служебных слов
14
1
Знаки
препинания при
прямой речи,
цитировании.
Вы полнение
синтак
сического
анализа
простого ослож
ненного предло
жения на родном
русском языке
Знаки препинания при прямой речи, цитирова
нии.
Пунктуационный анализ простого осложненно
го предложения. Выполнение различных
видов синтаксического анализа предложения
на род ном языке. Применение норм родного
языка в речевой практике
15
1
Знаки
препинания при
обособлен ных
определени ях.
Пунктуация при обособленных определениях.
16
1
Знаки
препинания при
обособлен ных
обстоятель
ствах. Выполне
ние синтаксиче
ского анализа
простого ослож
ненного предло
жения на родном
русском языке
Знаки препинания при обособленных опреде
лениях. Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах. Пунктуационный анализ про
стого осложненного предложения.
Выполнение различных видов
синтаксического анализа предложения на
родном языке. Применение норм родного
языка в речевой практике.
17
1
Знаки
препинания при
обособлен ных
обстоятель
ствах.
Пунктуация при обособленных обстоятель
ствах.
18
1
Знаки
препинания при
сравнитель ных
оборотах. Знаки
препинания при
уточняющих
членах предложе
ния.
Выполнение
синтаксического
анализа
простого
осложненного
Знаки препинания при сравнительных оборо
тах. Знаки препинания при уточняющих
членах предложения.
Пунктуационный анализ простого осложненно
го предложения. Выполнение различных
видов синтаксического анализа предложения
на род ном языке. Применение норм родного
языка в речевой практике
предложения на
родном русском
языке
19
1
Знаки
препинания при
уточняющих
членах предложе
ния.
Пунктуация при уточняющих членах предло
жения.
20
1
Знаки
препинания в
предложениях с
конструкциями,
грамматически
не связанными с
членами предло
жения. Выполне
ние синтаксиче
ского анализа
простого ослож
ненного предло
жения на родном
русском языке
Знаки препинания в предложениях с конструк
циями, грамматически не связанными с члена
ми предложения.
Пунктуационный анализ простого осложненно
го предложения. Выполнение различных
видов синтаксического анализа предложения
на род ном языке. Применение норм родного
языка в речевой практике
21
1
Знаки
препинания в
сложносочинен
ном
предложении.
Выполнение син
таксического ана
лиза сложносочи
ненного и слож
ноподчиненного
предложения на
родном русском
языке
Знаки препинания в сложносочиненном пред
ложении. Знаки препинания в сложноподчи
ненном предложении.
Пунктуационный анализ сложносочиненного
и
сложносочиненного
предложения.
Выполнение
различных
видов
синтаксического анализа
предложения на
родном языке. Применение норм родного
языка в речевой практике.
22
1
Знаки
препинания в
сложноподчи
ненном предло
жении.
Пунктуация в сложноподчиненном предложе
нии.
23
1
Знаки
препинания в
бессоюзном
сложном предло
жении. Выполне
ние синтаксиче
ского анализа
бессоюзного
сложного пред
ложения на род
ном
русском
язы ке
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.
Пунктуационный анализ бессоюзного предло
жения. Выполнение различных видов синтак
сического анализа предложения. Применение
норм родного языка в речевой практике.
24
1
Грамматические
нормы современ
ного русского ли
тературного
языка
Морфологические нормы
25
1
Грамматические
нормы современ
ного русского ли
тературного
языка
(синтаксические
нормы). Нормы
родного языка в
речевой
практике
Грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка
(синтаксические нормы). Применение норм
родного языка в речевой
практике.
Синтаксические нормы
Речь. Речевое общение (6 ч.)
26
1
Текст. Тема, про
блема, основная
мысль текста.
Многоаспектны
й анализ текста
на родном языке
Текст. Признаки текста. Тема, проблема и ос
новная мысль текста. Композиционная цель
ность текста. Многоаспектный анализ текста
на родном языке
27-28
2
Контрольная ра
бота по
русскому
языку№2
Повторение и обобщение изученного в 10
клас се
29
1
Основные стили
стические ресур
сы лексики род
ного языка.
Основные стилистические ресурсы лексики
родного языка.
Выразительные возможности лексики: эпитет,
сравнение, метафора, метонимия, аллегория,
ирония, олицетворение, гипербола, литота, си
нонимы, антонимы, архаизм, диалектизм, жар
гонизм, неологизм
30
1
Функциональн
ая стилистика.
Научный стиль.
Стилистические
ресурсы лексики
и фразеологии
родного языка
Функциональная стилистика как учение о
функционально-стилистической дифференциа
ции языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), раз
говорная речь и язык художественной литера
туры. Основные стилистические ресурсы лек
сики и фразеологии родного языка.
Научный стиль: задачи речи, сфера употребле
ния, типичные ситуации речевого общения,
языковые средства
31
1
Функциональная
стилистика. Пуб
лицистический
стиль. Жанр со
чинения-отзыва.
Речевая деятель
ность на родном
языке
(сочинение
отзыв)
Публицистический стиль: задачи речи, сфера
употребления, типичные ситуации речевого
общения, языковые средства.
Жанр сочинения-отзыва. Речевая деятельность
на родном языке (письмо), обеспечивающая
эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального межличност
ного и межкультурного общения
32
1
Резервный урок
Отработка заданий в формате ЕГЭ
33
1
Резервный урок
Отработка заданий в формате ЕГЭ