РП_ предметный практикум История в фактах и противоречиях,8 класс_2023-24

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ПРЕДМЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ (ИСТОРИЯ В ФАКТАХ И
ПРОТИВОРЕЧИЯХ)»
1) Приобретение теоретических знаний и опыта их применения в определении
собственной позиции, ведения дискуссии по конкретным историческим вопросам.

анализировать учебную и внеучебную историческую литературу (из учебников, текстов
исторических источников, научно-популярной литературы, документальных фильмов,
интернет-ресурсов и др.) и извлекать из нее информацию;

систематизировать
полученную
информацию,
осуществлять
реконструкцию
исторических событий;

определять новизну и обоснованность полученного результата;
 представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.).
2) Освоение приемов работы с разными видами исторических источников: с
письменными, вещественными, этнографическими, устными (фольклор).
 проводить источниковедческий анализ (определение условий и целей создания
исторического источника, достоверности информации в нем, позиции автора и
др.);
 извлекать, систематизировать и представлять информацию о событиях
отечественной и всеобщей истории из взаимодополняющих исторических
источников;
 используя исторический источник, характеризовать и сравнивать социальное,
экономическое,политическое развитие России в различные периоды;
 сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общие
и различные черты;
 раскрывать влияние исторического источника на последующие исторические
события и общественную мысль.
3) Совершенствование навыков анализа, систематизации и интерпретации
исторических событий (процессов, явлений), составления исторического описания.
 раскрывать существенные черты экономического, социального, политического и
культурного развития России и других стран;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к определенной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей
истории;
 составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и
всеобщей истории на основе информации исторических источников, научной литературы
и дополнительных материалов;
 составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах
на основе информации исторических источников, научной литературы и дополнительных
материалов;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи (в виде учебного проекта, устного сообщения, аннотации).
4) Совершенствование навыков работы с исторической картой.
 использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств, важнейших исторических событиях и процессах
отечественной и всеобщей истории;
 выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных
социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей
истории;

устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и
особенностями ее экономического, социального и политического развития.
5) Повышение уровня эрудированности, приобретение нового социального опыта и
развитие познавательного интереса к дальнейшему изучению общественных наук.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ПРЕДМЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ (ИСТОРИЯ В ФАКТАХ И
ПРОТИВОРЕЧИЯХ)»
Основные принципы проектной и исследовательской деятельности по истории.
Особенности исторического исследования, работы с различными источниками
информации. Понятия «достоверность», «объективность» и «субъективность» источника.
Способы установления достоверной информации.
Понятие
«исторический
источник».
Виды
исторических
источников.
Культурологический и междисциплинарный аспект источниковедения. Представление об
историческом источнике как носителе информации. Особенности работы с разными
историческими источниками.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ И АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВ В XVIII ВЕКЕ.
Культура Просвещения.
Истоки философии Просвещения. Секуляризация сознания. Культ Разума и понятие о
прогрессе. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс. Философские идеи Ф. М. Вольтера,
Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. Дидро. Экономические учения А.
Смита и Ж. Тюрго. «Союз королей и философов». Влияние идей просветителей на
формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в странах
Европы и в Северной Америке.
Отражение идеалов философии Просвещения в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И.
Гете. Музыкальное искусство эпохи Просвещения: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен,
Ф.Й. Гайдн. «Певцы третьего сословия». Живопись и архитектура эпохи Просвещения.
Рококо. Английские живописцы У. Хогарт, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо. «Первый художник
короля» Ф. Буше.
Государства Европы в XVIII веке.
Политическая карта Европы к началу XVIII века.
Мировое политическое устройство. «Баланс сил» в международных отношениях.
Колониальные империи: Британская колониальная империя, Нидерландская колониальная
империя, колонии Франции, Испании и Португалии. Отношения между колониями и
метрополиями.
Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда.
Роль и место России в системе международных отношений в начале XVIII века.
Аграрная революция и промышленный переворот в Англии.
Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического
предпринимательства в деревне. Характеристика аграрной революции в Англии.
Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и
социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники.
Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Дж. Уатта. Изобретение Р. Аркрайта,
Г. Корта и Г. Модсли, Т. Ньюкомена. Появление фабрик и замена ручного труда машинным.
Труд и быт рабочих. Социальные движения протеста рабочих. Цена технического прогресса.
Война за независимость в США.
Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество.
Управление колониями. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с
метрополией. Патриотические организации колонистов. Причины войны североамериканских
колоний за свободу. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и
Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Военные действия и
создание регулярной армии. Образование США. Итоги и значение войны за независимость.
Конституция 1787 г. и её отличительные особенности. Политическая система США. Билль о

правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Позиции Европы
и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение
образования США.
Деятели Великой французской революции.
Великая французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в
Европе. Кризис. Людовик XVI и его попытки реформирования. Мария-Антуанетта. Анн Робер
Жак Тюрго и его программа преобразований. Составители Декларации прав человека и
гражданина. О. де Мирабо, Ж. Ж. Мунье, аббат Сьейес, Жильбер де Лафайет. Главные
положения Декларации прав человека и гражданина. Личностные черты и особенности
мировоззрения Ж.Ж. Дантона, Ж.-П. Марата, М. Робеспьера.
Отражение Великой французской революции в общественной мысли и
художественной культуре Европы конца XVIII – начала XIX века.
Значение Великой французской революции. Влияние революции на умы
современников. Марсельеза. Национальный девиз «Свобода, равенство, братство». Газета
«Друг народа». «Певцы» революции. «Свобода на баррикадах» Э. Делакруа. «Смерть Марата»
Жак Луи Давида. «Взятие Бастилии» Ш. Тевенена. «Санкюлота» Луи-Леопольда Буальи.
Воспоминания современников о Великой французской революции.
Повседневная жизнь европейского населения в XVIII веке.
«Столетия редкого человека». Образ жизни европейской элиты. Европейский город как
центр культурной жизни общества. Европейская деревня. Эпидемии, голод и войны.
Продолжительность жизни. Личная гигиена. Короткая жизнь женщины. Изменение в питании
и домоведении. Одежда и мода.
Политическая карта мира в конце XVIII века. Изменение в отношениях Востока и
Запада.
Становление и расширение колониальных империй. Османская империя. Империя
Великих Моголов: ослабление империи и борьба европейцев за владения в Индии.
Утверждение британского владычества. Китай. Империя Цин в XVIII в. Внешняя политика
империи Цин; отношения с Россией и европейскими государствами. «Закрытие» Китая для
иноземцев. Япония в XVIII в. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа:
культурное влияние. Сёгунат Токугава. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОССИИ. XVIII ВЕК.
Россия в правление Петра I.
Россия в конце XVII века. Социальное, экономическое и политическое устройство.
Россия и Европа в конце XVII в. Социально-экономическое развитие России к концу
XVII века. Сельское хозяйство. Промышленность: ремесленное производство и мануфактуры.
Развитие внутренней торговли. Ярмарки. Политика протекционизма во внешней торговле.
Социальная структура. Состояние служилого сословия. Духовный кризис общества.
«Бунташный» характер XVII века и социальная нестабильность. Абсолютистские тенденции в
развитии государственного строя. Предпосылки для масштабных реформ Петра I.
Северная война.
Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление.
Военные реформы. Первые победы русской армии. Битва у д. Лесной. «Полтавская виктория».
Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Затягивание войны.
Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики.
Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов
Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Воспоминания современников о Северной войне. Отражение Северной войны в отечественной
культуре XVIII века.
Санкт-Петербург – новая столица России.
Особенности природы и климата в устье Невы. Устье Невы до строительства Санкт-

Петербурга. Ландскрона и Ниеншанц. Основание и строительство Санкт-Петербурга,
формирование его городского плана. Перенос царского двора и государственных учреждений
из Москвы в Санкт-Петербург. Петровское барокко. Архитектура Санкт-Петербурга.
Канцелярия городовых дел. «Архитектура надзора». Строительство и назначение
Петропавловской крепости. Петропавловский собор. Петровские ворота. Здание главного
Адмиралтейства. Здание Двенадцати коллегий. Гостиный двор. Биржа. Ораниенбаум.
Петергоф. Домик Петра I. Летний дворец. Меншиковский дворец. Императорская академия в
Санкт-Петербурге. Кунтскамера как первый музей в России. Зодчие Д. Трезини, М.Г. Земцов,
Ж.-Б. Леблон, Г. И. Маттарнови, И.М. Угрюмов.
Новые органы власти при Петре I.
Причины реформы системы государственного управления. Создание, устройство и
особенности работы органов власти, созданных в рамках государственно-административной
реформы: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Кабинет Петра I. Церковная реформа.
Устройство и особенности работы Синода.
Механизм формирования органов власти при Петре I. Табель о рангах.
Роль гвардии в проведении реформ и контроле за деятельностью центральных органов
власти. Завершение складывания абсолютистской монархии.
Развитие промышленности при Петре I.
Тяжелая и легкая промышленность при Петре I. Строительство заводов и мануфактур.
Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные
верфи. Роль государства в создании промышленности. Этапы государственной политики в
отношении промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Быт
приписных и посессионных крестьян.
Новый принцип передачи власти при Петре I.
Личность царевича Алексея Петровича и его образ в отечественной культуре.
Противоречия царевича Алексея и Петра I. Бегство Алексея Петровича за границу. Дело
царевича Алексея. Заточение в Петропавловскую крепость и смерть наследника престола.
Письмо Александра Румянцева к Титову Дмитрию Ивановичу: подделка или попытка
реконструкции событий. Устав «О наследии престола». Передача власти после смерти Петра.
Образ Петра I. Оценки деятельности Петра I в исторической науке.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований.
Современники о Петре I. Образ Петра I в культуре.
Оценки деятельности Петра I в отечественной историографии: С.М. Соловьев, В.О.
Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов.
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты.
Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоанновны.
Личности и причины приглашения герцогини Анны Курляндской. «Затейка
верховников». Новые проекты переустройства. Неудача «затейки верховников» и ее причины.
Кондиции как попытка ограничения абсолютной власти монарха.
Участие Российской империи в Семилетней войне.
Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг. Участие в Семилетней войне. П. А.
Румянцев. П. С. Салтыков. Выход России из Семилетней войны. Петербургский мирный договор.
Последствия договора для внутренней и внешней политики государства.

Россия в 1760–1790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I.
Личность Екатерины II.
Биография и особенности характера Екатерины II. Детство, образование и воспитание.
Брак с Петром III. Первые годы в России. Отношения императрицы к русской культуре, к
личности и наследию Петра Великого. Влияние на мировоззрение императрицы европейских
просветителей. Екатерина как литератор и издатель.
«Просвещенный абсолютизм».

Просвещение и «просвещенный абсолютизм». Основные идеи «просвещенного
абсолютизма». Факторы, обусловившие проведение политики «просвещенного абсолютизма»
в России. Препятствия на пути этой политики. Задачи и особенности «просвещенного
абсолютизма»: политика в отношении сословий и церкви, экономическая политика. Проекты
реформирования России. Сторонники радикального и умеренного Просвещения. Итоги
политики «просвещенного абсолютизма».
Жалованные грамоты дворянству и городам.
Жалованная грамота дворянству: цель создания, история принятия, содержание и
значение. Жалованная грамота городам: цель создания, история принятия, содержание и
значение. Реакция современников на принятие грамот.
Образ жизни разных сословий Российское империи к середине XVIII века.
Социальная структура российского общества. Перемены в повседневной жизни
населения Российской империи. Европеизация дворянского быта. «Юности честное зерцало».
Новые формы общения в дворянской среде. Ассамблеи, балы, светские государственные
праздники. Жизнь в дворянских усадьбах. Одежда и мода. Изменения в положении женщин.
Крепостные театры. Общественные настроения.
Образ жизни крестьянского и городского населения. Крестьяне: крепостные,
государственные, монастырские. Права помещика по отношению к своим крепостным.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии
промышленности. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах.
Народы Прибалтики, Польши, Новороссии, Белоруссии, Поволжья, Северного Кавказа,
Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи.
«Греческий проект» Екатерины II.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Политика
европейских стран и Российской империи в отношении Османской империи. Борьба России за
выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного
Причерноморья.
Отражение «греческого проекта» в архитектура и художественной литературе.
Реакция европейских стран на планы Екатерины II в рамках «греческого проекта».
«Восточный вопрос». Концепция «великой идеи».
Оценка деятельности Екатерины II в исторической науке.
Итоги, последствия и значение политики Екатерины II. Воспоминания современников о
личности императрицы. Образ императрицы в русской культуре. Оценки деятельности
Екатерины II в отечественной историографии: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.М.
Карамзин.
Личность Павла I.
Воспитание и личность Павла I. Жизнь Павла Петровича в Гатчине. Гран-тур.
Отношения с Екатериной II. Основные принципы внутренней политики. Укрепление
абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма». Современники о Павле
Петровиче. Образ Павла I в культуре.
Влияние Великой французский революции на общественную мысль Российской империи
и политику Павла I.
Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России
революционным движениям в Европе. Участие России в антифранцузских коалициях.
Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в
Средиземном море.
Культурное пространство Российской империи в XVIII веке.
Российская наука в XVIII веке.

Научная революция второй половины XVIII века. Деятельность Академии наук и МГУ.
Развитие естественных и гуманитарных наук. Достижения в технике. Изучение страны как
главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская
экспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья Америки. Исследования в
области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие русского
литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.
М. В. Ломоносов и его роль в становлении российской науки.
Биография М. В. Ломоносова. Деятельность в области естественных наук. Вклад в
развитие русской словесности и истории. «Российская грамматика». Антинорамнизм. Роль
ученого в становлении российской науки и образования. Проектирование Московского
императорского университета. Вклад в педагогику. Оценки деятельности М.В. Ломоносова.
Образ ученого в культуре.

№
п/п
1

2

3-4

5

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ПРЕДМЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ (ИСТОРИЯ В ФАКТАХ И
ПРОТИВОРЕЧИЯХ)»
(34 часа)
Тема урока
Содержание урока
Основные принципы проектной Особенности
исторического
исследования,
и исследовательской
работы с различными источниками информации.
деятельности по истории.
Понятие «исторический источник». Виды
исторических источников.
Культура Просвещения.
Идеалы философии Просвещения и их отражение в
искусстве XVIII века.
Работа с трудами просветителей А. Смита,
Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др.
Политическая карта Европы к Мировое политическое устройство в XVIII веке.
Развитие международной торговли и культурных
началу XVIII века.
связей. Роль России в международной политике.
Работа с исторической картой «Европа в первой
половине XVIII века».
Аграрная революция и
Аграрная революция и промышленный переворот в
промышленный переворот в
Англии:
причины,
суть
и
последствия.
Англии.
Технический прогресс во времена промышленного
переворота.
Работа с исторической картой «Англия в XVIIXVIII вв.».
Причины, предпосылки, ход и значение Войны за
Война за независимость в
независимость в США. Образование и устройство
США.
США.
Работа с историческими картами «Колонизация
Северной Америки в XVII-XVIII вв.», «Война за
независимость английских колоний в Америке.
Образование США».
Работа с документами: Декларация независимости
США, Конституция США, Билль о правах.

7

8

9

10-11

и
мировоззрение
Деятели Великой французской Биографии
французской
революции
XVIII века.
революции.
Отражение Великой
французской революции в
общественной мысли и
художественной культуре
Европы конца XVIII – начала
XIX века.
Повседневность европейского
населения в XVIII веке.

участников

Работа с памятниками художественной культуры,
посвященными теме Великой французской
революции.

Социальная структура и образ жизни европейской
общества в XVIII веке.
Работа с исторической картой «Рост городов
Европы в XVI-XVIII вв.».
Политическая карта мира в
Изменение в мировом политическом устройстве в
конце XVIII века. Изменение в конце XVIII века. Расширение колониальных
отношениях Востока и Запада. империи в Азии.
Работа с историческими картами «Европа в 17941799 гг.», «Карта мира к концу XVIII века»,

«Индия, Китай и Япония в XVI-XVIII вв.».
12

13

14

15

16

17

18

19

20

21
22

23

Россия в конце XVII века.
Россия и Европа в конце XVII в. СоциальноСоциальное, экономическое и экономическое и политическое развитие России к
политическое устройство.
концу XVII века.
Работа с исторической картой «Экономическое
развитие России в XVII в.», «Россия с конца XVII
по 60-е годы XVIII в.».
Северная война.
Причины, ход, результаты Северной войны.
Формирование системы национальных интересов
Российской империи на международной арене, рост
её авторитета и влияния на мировой арене.
Работа с исторической картой «Северная война».
Санкт-Петербург – новая
История
основания
Санкт-Петербурга.
столица России.
Архитектура новой столицы.
Работа с планами и картами Санкт-Петербурга
XVIII века.
Новые органы власти при
Структура, регламенты, функции новых органов
Петре I.
власти при Петре I: Сенат, Синод, коллегии,
органы надзора и суда.
Работа с документами: Генеральный регламент,
Духовный регламент.
Развитие промышленности при Тяжелая и легкая промышленность при Петре I.
Создание базы металлургической индустрии на
Петре I.
Урале.
Работа с исторической картой «Российская
империя в первой половине XVIII в.».
Новый принцип передачи
«Дело царевича Алексея». Устав «О наследии
власти при Петре I.
престола».
Работа с текстом «Письмо Александра Румянцева
к Титову Дмитрию Ивановичу».
Образ Петра I. Оценки
Образ Петра I в культуре. Оценки деятельности
деятельности Петра I в
Петра I современниками и историками.
исторической науке.
Работа с трудами С.М. Соловьева, В.О.
Ключевского, П.Н. Милюкова, С.Ф. Платонова.
Работа с воспоминаниями Ф. Прокоповича, И.
Корба, Ю. Юля.
Кондиции «верховников» и «Затейка верховников». Кондиции как попытка
приход
к
власти
Анны ограничения абсолютной власти монарха.
Работа с текстом «Кондиции».
Иоанновны.
Участие Российской империи в Участие Российской империи в Семилетней
войне: причины и хо войны, результаты войны.
Семилетней войне.
Работа с исторической картой «Семилетняя война
1756-1763 гг.».
Личность Екатерины II.
Биография
и
мировоззрение
императрицы
Екатерины II.
«Просвещенный абсолютизм». Основные
идеи
теории
«просвещенного
абсолютизма» и их реализация в Российской
империи в правление императрицы Екатерины II.
Жалованные грамоты
Работа с документами: «Грамота на права,
дворянству и городам.
вольности
и
преимущества
благородного
российского дворянства» и «Грамота на права и
выгоды городам Российской империи».

24-25

26-27

27-28

29

Образ жизни разных сословий Социальная структура российского общества в
Российской империи к
середине XVIII века. Перемены в повседневной
середине XVIII века.
жизни населения Российской империи.
«Греческий проект» Екатерины Внешняя политика России при Екатерине II,
II.
основные задачи. «Греческий проект – план
Екатерины II по разрушению Османской империи.
Оценка деятельности
Образ Екатерины II в культуре. Оценки
Екатерины II в исторической деятельности императрицы современниками и
науке.
историками.
Работа с трудами С.М. Соловьева, В.О.
Ключевского, Н.М. Карамзина.
Работа с воспоминаниями Г. Р. Державина, А.М.
Грибовского, М.М. Щербатова.
Личность Павла I.
Биография и мировоззрение императора Павла I.
Влияние Великой французский
революции на общественную
мысль Российской империи и
политику Павла I.

Французская революция конца XVIII в. и
политика противостояния России революционным
движениям в Европе.
Работа
с
исторической
картой
«Борьба
контрреволюционной
Европы
против
революционной Франции».
31
Российская наука в XVIII веке. Научная революция второй половины XVIII века.
Деятельность
Академии
наук.
Развитие
естественных и гуманитарных наук. Достижения в
технике.
32
М. В. Ломоносов и его роль в Биография М. В. Ломоносова, его вклад в
становлении российской науки. отечественную науку и культуру.
33-34 Резервное время
30

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».