I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по лабораторному практикуму по географии на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения образовательной программы основного общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования, на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания.
Программа
отражает
основные
требования
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей
географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения
и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития, обучающихся средствами лабораторного практикума по географии
определяет возможности предмета для реализации требований к результатам
освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА
ПО ГЕОГРАФИИ
География в основной школе — предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий,
законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
географического образования, основой для последующей уровневой
дифференциации.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНОГО
ПРАКТИКУМА
ПО
ГЕОГРАФИИ
Изучение лабораторного практикума по географии в общем образовании
направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой
родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования
целостного географического образа России, ценностных ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета,
для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО ГЕОГРАФИИ В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования лабораторный практикум входит в
состав вариативной части учебного плана. Содержание лабораторного
практикума имеет краеведческий подход и его освоение происходит с опорой
на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
географии 5-7 класса.
Учебным планом на изучение лабораторного практикума отводится 34
часа: по одному часу в неделю в 8 классе.
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА
№
Название раздела
1
2.
3.
Введение (1ч.)
Границы России. Морские и сухопутные
границы. Территория страны. Свердловская
область на границе Европа-Азия.
Формирование территории России (5 час.)
Взгляд сквозь века. Как изменялась
граница России со временем.
Колонизация, расширение и изучение
материковой части России. Атласов, Арсеньев,
Докучаев, Ермак Тимофеевич, Ломоносов,
Москвитин, Хабаров.
По морям и океанам. Поморы. Беринг и
Чириков, Вилькицкий, Дежнёв, Лаптевы Д. и Х.,
Невельской, Папанин, Попов, Седов, Челюскин,
Шмидт.
Карты и атласы России. Семён Ремезов –
«Чертёжная книга Сибири» 1701 г. Атлас
Всероссийской империи И. Кирилова 1724 – 1737
г. Атлас Российской империи 1745 г. Бернард
Сильваниус, Герард Меркатор, Никола де Лиль,
Ортелиус и Энтони Дженкинс, царевич Фёдор.
Русское географическое общество. П.П.
Семёнов-Тян-Шанский. Экспедиции,
исследования, направления современной
деятельности РГО.
Географическое положение России (3
час.)
Крайние точки России. Крайняя северная
точка России.
Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин.
Крайняя южная точка России.
Физико-географические условия горы Базардюзю.
Крайняя западная точка России.
Физико-географические условия на Балтийской
песчаной косе Гданьского залива Балтийского
моря.
Крайняя восточная точка России.
Природа мыса Дежнева и острова Ратманова.
Часовые зоны России. Всемирное,
Формы
деятельности
Теоретическое
занятие;
Просмотр
видеофильмов.
Теоретическое
занятие;
Участие в
викторинах:
1. «Русские
Колумбы»;
2. Занимательная
картография.
Практическая
работа:
Определение по
старинным картам
современных
географических
объектов.
Просмотр
видеофильмов.
Теоретические
занятия;
Дидактические
игры и задания,
игровые
упражнения;
Практическая
работа:
1. Определение по
карте положения
крайних точек
России и
местное, поясное, декретное время.
Россия на карте мира. Преимущества и
недостатки физико-географического положения
России.
протяженности
страны с севера на
юг и с запада на
восток;
2. Определение
времени часовой
зоны;
Участие в
викторине:
«Сколько крайних
точек у России»;
3.
Просмотр
видеофильмов.
Теоретические
Природа России (20 ч.)
Россия
–
морская
держава.
Моря, занятия;
омывающие территорию страны. Отличительные
особенности природы российских морей.
Дидактические
Россия – страна великих равнин. Восточно- игры и задания,
Европейская равнина. Самая плоская и низкая –
игровые
Западно-Сибирская низменность. Самая высокая
упражнения;
равнина – Среднесибирское плоскогорье.
Россия – страна высоких гор. Кавказ. Урал.
Практические
Горы юга Сибири и Дальнего Востока. Вулканы
работы:
Камчатки.
1. определение
географических
Солнце, воздух и вода, а также горные
страны. Разнообразные климаты России. Климат объектов России
Свердловской области. Ледяное дыхание
по картам;
Арктики. Муссоны Дальнего Востока.
2. определение
Климатические рекордсмены. Климат гор
уникальных
России и Урала. Самые дождливые и самые
объектов страны и
засушливые районы. Штили и ураганы в России.
отдельных
Откуда и куда текут реки России. Реки –
территорий по
географический каркас территории. Крупнейшие фото, рисункам и
реки России: Амур, Ангара, Волга, Дон, Енисей,
описаниям;
Индигирка, Иртыш, Кама, Камчатка, Колыма,
3. Определение по
Кубань, Лена, Обь, Ока, Северная Двина, Терек,
картам истоков,
Яна. Крупнейшие реки свердловской области:
устьев рек,
Пышма, Тура, Лозьва, Сосьва, Исеть.
водосборных
Озера и водохранилища России. Интересные бассейнов и
и знаменитые озёра России и свердловской
водоразделов;
области: Байкал, Ильмень, Ладожское, Онежское,
Таймыр, Ханка, Чудское, Тургояк, Увельды,
Участие в
Балтым, Шарташ.
викторинах:
Болота и подземные воды. Распространение 1. «Россия –
4.
болот. Крупнейшие болота России. Карст –
подземная архитектура. Горячие источники.
Лечебные воды. Карстовые пещеры: Кунгурская,
Дивова, Капова.
Реки и озёра в русском фольклоре. Былины
Садко. Поговорки и пословицы. Стихи и песни о
России.
Снежный покров и ледники России. Горный
снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные
льды. Территории России с мощным
современным оледенением.
Полярные пустыни. Российская Арктика.
Ландшафт островов Северного Ледовитого
океана.
Царство тундр. «Северные узоры». Почвы и
растительность тундр. «Челнок тундры» северный олень.
Леса России – самые большие в мире.
Темнохвойная тайга, светлохвойная тайга,
смешанные, широколиственные, муссонные,
субтропические леса.
Российские степи. Степи России. Заповедные
степи.
Пустыни и полупустыни. Царство полыни.
Солончаки.
Субтропики. Культурные ландшафты
субтропиков. Крым. Кавказ.
Многоэтажность природы гор. Растения и
животное население горных районов России.
Почвы – национальное достояние России.
Типы почв России. Почвоведение. В.В. Докучаев
«Русский чернозём».
Красная книга России. «Исчезнувшие
навсегда». Эндемики России. «Новосёлы» России.
Заповедные земли.
Уникальные ландшафты. Заповедники,
национальные парки, объекты по списку
природного наследия ЮНЕСКО. Семь чудес
природы России.
Народы России (4 час.)
Природный ландшафт – колыбель этноса.
Ландшафт как один из важнейших факторов
этногенеза. Теория Л.Н. Гумилёва о развитии
этносов. Места развития этносов - территории
сочетания двух и более ландшафтов: а) в
восточной части Европы - при сочетании горного
морская держава»;
2. «С южных гор
до северных
морей»;
3. «Уникумы
животного мира и
растительности
России»;
4. «Самые-самые».
Просмотр
видеофильмов.
Теоретические
занятия;
Дидактические
игры и задания,
игровые
упражнения;
5.
и степного ландшафтов; б) в западной - лесного и
лугового; в) в южной - степного и оазисного; г) на
севере - лесотундра и тундра. Тезис Л.С. Берга о
воздействии
ландшафта
на
организмы:
««Географический ландшафт воздействует на
организмы принудительно, заставляя все особи
варьировать в определенном направлении,
насколько это допускает организация вида.
Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда,
жизнь на островах и т. д. - все это накладывает
особый отпечаток на организмы. Те виды,
которые не в состоянии приспособиться, должны
переселиться в другой географический ландшафт
или - вымереть».
Мы разные, но мы вместе. От первобытных
племён до современных народов. От Руси к
России. Как классифицируют народы. Народы
России.
Где живут в россияне.
Основная полоса
расселения. Горожане и сельчане. Классификация
городов по людности. Урбанизация. Типы
сельских поселений: деревни, сёла, станицы,
аулы, стойбища.
Природа в произведениях искусства. М.М.
Пришвин: «Потому мы радуемся, попадая в
природу, потому что тут мы приходим в себя».
Айвазовский,
Брюсов,
Есенин,
Куинджи,
Лермонтов, Поленов, Пушкин, Фет, Шишкин.
Подведение итогов (1 час.)
Практическая
работа:
Определение по
картам территорий
проживания
коренных и
малочисленных
народов России;
Участие в
викторинах:
1. «Обычаи
народов России»;
2. «Приглашение
на праздник»;
Просмотр
видеофильмов.
Составление
презентации «По
родным
просторам»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
освоения
программы
лабораторного
практикума по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение лабораторного практикума по географии в 8 классе
способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
устанавливать
существенный
признак
классификации
географических объектов, процессов и явлений, основания для их
сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах
и данных наблюдений с учётом предложенной географической
задачи;
выявлять
дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять
причинно-следственные
связи
при
изучении
географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей
и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого
наблюдения
или
исследования,
оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического
проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена
команды
в
достижение
ответственности.
результатов,
разделять
сферу
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач
и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения
территории России;
находить в различных источниках информации факты, позволяющие
определить вклад российских учёных и путешественников в освоение
страны;
характеризовать
географическое
положение
России
с
использованием информации из различных источников;
различать федеральные округа, крупные географические районы и
макрорегионы России;
приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов
и показывать их на географической карте;
оценивать влияние географического положения регионов России на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
использовать
знания
о
государственной
территории
и
исключительной экономической зоне, континентальном шельфе
России, о мировом, поясном и зональном времени для решения
практико-ориентированных задач;
оценивать степень благоприятности природных условий в пределах
отдельных регионов страны;
проводить классификацию природных ресурсов;
распознавать типы природопользования;
находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород
и основных тектонических структур, слагающих территорию;
находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач: объяснять закономерности
распространения
гидрологических,
геологических
и
метеорологических опасных природных явлений на территории
страны;
сравнивать особенности компонентов природы отдельных
территорий страны;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий
страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России
и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий для решения
практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
называть географические процессы и явления, определяющие
особенности природы страны, отдельных регионов и своей
местности;
объяснять распространение по территории страны областей
современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи
лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда
температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент
увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный
фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий
с помощью карт погоды;
проводить классификацию типов климата и почв России;
распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей
среды;
показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные
формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России;
крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей,
природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны,
южной границы распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики
семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
приводить
примеры
рационального
и
нерационального
природопользования;
приводить примеры особо охраняемых природных территорий
России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную
книгу России;
выбирать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей населения России;
приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным
условиям на территории страны;
сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России
с мировыми показателями и показателями других стран;
различать демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения России, её отдельных регионов и
своего края;
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по
заданным основаниям;
использовать знания о естественном и механическом движении
населения, половозрастной структуре и размещении населения,
трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и
религиозном
составе
населения для
решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный
прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий
прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона)
расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок
городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя
прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы»,
«трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок
труда», «качество населения» для решения учебных и (или)
практико- ориентированных задач;
представлять в различных формах (таблица, график, географическое
описание) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Количество
Раздел. Тема лабораторного практикума
урока
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Введение. Границы России
Формирование территории России (5 часов)
Взгляд сквозь века
Колонизация, расширение и изучение
материковой части России.
По морям и океанам
Карты и атласы России
Русское географическое общество
Географическое положение России (3 часа)
Крайние точки России
Часовые зоны России
Россия на карте мира
Природа России (20 часов)
Россия – морская держава
Россия – страна великих равнин
Россия – страна высоких гор
Солнце, воздух и вода, а также горные стены
Климатические рекордсмены
Откуда и куда текут реки России
Озера и водохранилища России
Болота и подземные воды
Реки и озёра в русском фольклоре
Снежный покров и ледники России
Полярные пустыни
Царство тундр
Леса России – самые большие в мире
Российские степи
Пустыни и полупустыни
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Субтропики
Многоэтажность природы гор
Почвы – национальное достояние России
Красная книга России, Свердловской области
Уникальные ландшафты Свердловской области,
памятники природы
Население России и Свердловской области (4
часа)
Природный ландшафт – колыбель этноса
Мы разные, но мы вместе
Где живут россияне
Природа в произведениях искусства
Обобщение по всему курсу (1 час)
Общее количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)