1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник научится:
соблюдать правила техники безопасности и труда при работе в школьной
химической кабинете (лаборатории);
распознавать и использовать лабораторную посуду общего и специального
назначения для проведения лабораторного исследования;
приготавливать растворы различной концентрации для проведения эксперимента;
планировать химический эксперимент, производить расчёты и выполнять
простейшие лабораторные приемы, а также работать с реактивами и приборами;
осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и
лабораторный эксперимент;
получать изученные газы, собирать их в сосуд, распознавать и исследовать их
свойств;
определять качественный состав вещества, распознавать и получать вещества;
организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-популярной
литературой;
наблюдать и объяснять наблюдаемые явления, происходящие в природе,
лаборатории и в повседневной жизни;
определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации
полученной информации, её обработки и оформления;
работать в группе.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2
(34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
8 КЛАСС
Введение
Инструктаж обучающихся по правилам техники безопасности при работе в
химической лаборатории на занятиях курса.
Общие требования к обучающимся (рабочая тетрадь, халат, дисциплина и.т.д.).
Ознакомление обучающихся с программой и формами занятий.
Раздел 1. Техника лабораторного химического эксперимента
Приемы обращения с лабораторным штативом, укрепление и установка пробирок,
колб, стакана с помощью зажимов (лапок) и колец. Химическая посуда общего и
специального назначения.
Нагревательные приборы. Строение пламени. Нагревание веществ в пробирках,
колбах.
Весы. Взвешивание. Взвешивание твёрдых и отмеривание определённых объёмов
жидкостей. Плотность растворов и ее измерение.
Классификация реактивов по их возможному воздействию на организм и по степени
чистоты. Хранение химических реактивов. Обозначения на этикетках с химическими
реактивами.
Оформление результатов химического эксперимента и их обработка.
Лабораторные работы.
1. Химическая посуда общего назначения.
2. Химическая посуда специального назначения.
3. Весы. Взвешивание. Измерение объёма и плотности растворов.
4. Приготовление растворов различной концентрации
Раздел 2. Простейшие операции с химическими веществами
Способы взятия вещества для проведения эксперимента. Способы переливания
жидкости. Проведение эксперимента с использованием полумикрометода. Типы
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Получение газообразных веществ методом вытеснения воздуха и методом
вытеснения воды. Аппарат Киппа. Прибор для получения газов. Идентификация
кислорода и водорода.
Лабораторные работы.
5. Правила обращения с химическими веществами. Типы химических реакций.
6. Методы получения и собирания газов. Получение кислорода и водорода
различными способами.
7. Получение твердых веществ. Получение оксида меди (II) разложением малахита.
Раздел 3. Получение, свойства и идентификация неорганических веществ
Химические реакции, лежащие в основе получения, свойств и идентификации
кислот, оснований, оксидов и оснований. Качественное обнаружение веществ.
Лабораторные работы.
8. Получение и свойства оксидов.
9. Получение и свойства оснований.
10. Получение и свойства кислот.
11. Получение и свойства солей.
12. Идентификация неорганических веществ.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(33 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
9 КЛАСС
3
Раздел 1. Номенклатура неорганических соединений
Особенности построения названий важнейших классов неорганических соединений:
оксидов, кислот, оснований, солей и бинарных соединений. Зависимость названий кислот
и их солей от степени окисления центрального элемента.
История возникновения тривиальных названий некоторых неорганических веществ.
Важнейшие тривиальные названия неорганических веществ: кальцинированная сода,
кристаллическая сода, едкий натр, глауберова соль, растворимое стекло, чилийская
селитра, индийская селитра, гипосульфит натрия, поташ, бертоллетова соль, графит,
алмаз, известняк, мел, мрамор, негашёная известь, гашёная известь, известковая вода,
известковое молоко, хлорная известь, простой суперфосфат, двойной суперфосфат, гипс,
хлорное железо, хлористое железо, пирит, железный купорос, цинковый купорос, медный
купорос, цинковая обманка, малахит, веселящий газ, пиролюзит, бурый газ, нашатырь,
аммиачная селитра, нашатырный спирт, аммофос.
Раздел 2. Лабиринты генетической связи
Химические свойства оксидов (основных, кислотных). Химические свойства
щелочей и нерастворимых оснований. Химические свойства кислот. Химические свойства
солей (основных, кислых). Амфотерность оксидов и гидроксидов.
Генетический ряды. Генетический ряд металла, образующего растворимый
гидроксид. Генетический ряд металла, образующего нерастворимый гидроксид.
Генетический ряд металла, образующего амфотерный гидроксид.
Генетический ряд неметалла, образующего растворимый гидроксид. Генетический
ряд неметалла, образующего нерастворимый гидроксид
Лабораторные работы.
1. Осуществление генетической цепочки превращений на примере соединений
меди(II).
Раздел 3. Химические реакции в свете теории электролитической диссоциации
Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление
молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Условия протекания
РИО до конца: образование осадка, выделение газа, образование слабых электролитов
(воды).
Структура реального эксперимента ОГЭ по химии.
Окислительно-восстановительные функции веществ и направление окислительновосстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель. Окисление и восстановление.
Классификация окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.
Лабораторные работы.
1. Реакции обмена между растворами электролитов.
2. Образование и растворение осадков.
3. Качественные реакции наиболее важных катионов.
4. Качественные реакции наиболее важных анионов.
5. Моделирование ситуаций реального эксперимента ОГЭ по химии.
Раздел 4. Решение расчётных задач по химии
Решение задач на смеси, сплавы и растворы.
Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в
реакции.
Вычисление объёма вещества по известной массе другого вещества, участвующего в
реакции. Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества,
содержащего примеси.
4
Определение массовой доли выхода продукта химической реакции по сравнению с
теоретически возможным.
Расчёт по химическому уравнению объёмных соотношений газов.
Расчёты по термохимическим уравнениям. Вычисление массы вещества по
известному количеству теплоты.
Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ взято в
избытке. Решение комбинированных задач по химии
Раздел 5. Химия элементов побочных подгрупп
Положение металлов побочных подгрупп в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов побочных подгрупп .
особенности физических и химических свойств важнейших металлов побочных подгрупп:
железа, меди, хрома, марганца.
Оксиды хрома (II, III). Гидроксиды хрома (II, III). Хромовая и дихромовая кислоты.
Хроматы и дихроматы.
Оксиды марганца (II, IV, VII). Марганцевая кислота. Перманганаты.
Оксиды меди (I, II). Гидроксид меди (II). Комплексные соединения меди (II).
Оксиды железа (II, III). Гидроксиды железа (II, III). Ферраты. Комплексные
соединения железа (II, III).
Лабораторные работы.
1. Химические свойства важнейших соединений хрома и марганца.
2. Химические свойства важнейших соединений железа и меди.
3. Получение, собирание и распознавание газов.
4. Идентификация неорганических соединений.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
№
п\п
Изучаемая тема
Количество учебных
часов
Общее
Лаборатор
ные
работы
Электронные образовательные
ресурсы
8 класс
5
1.
2.
3.
Введение
Техника лабораторного
химического
эксперимента
Простейшие операции
с
химическими
веществами
Получение, свойства и
идентификация
неорганических
веществ
Резерв
Итого:
2
10
ЛР № 1-4
6
ЛР № 5-7
12
ЛР № 8-12
4
34
11
Интернет Урок
(видео,
презентации,
тесты)
https://interneturok.ru/
Российская электронная школа
(уроки, тренировочные задания,
тесты)
https://resh.edu.ru/subject/
Виртуальная лаборатория:
http://www.virtulab.net/
ОГЭ: https://goo.su/RssMI6H
ВПР: https://sdamgia.ru/
9 класс
1.
2.
3.
4.
5.
Номенклатура
неорганических
соединений
Лабиринты
генетической связи
Химически реакции в
свете
теории
электролитической
диссоциации
Решение
расчётных
задач по химии
Химия
элементов
побочных подгрупп
Резерв
Итого:
3
3
ЛР № 1
7
ЛР № 2-6
8
9
ЛР № 7-10
3
33
10
Интернет Урок
(видео,
презентации,
тесты)
https://interneturok.ru/
Российская электронная школа
(уроки, тренировочные задания,
тесты https://resh.edu.ru/subject/
Виртуальная лаборатория:
http://www.virtulab.net/
ОГЭ: https://goo.su/RssMI6H
ВПР: https://sdamgia.ru/
6
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 класс)
Дата,
неделя
№
п\п в
теме
1 -2
неделя
1
3-4
неделя
2
Тема и тип урока
Элементы содержания образования
Инструктаж по ТБ в химической
лаборатории на занятиях курса
УИНЗ
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
ТБ и ОТ в кабинете химии. Общие требования к
обучающимся (рабочая тетрадь, халат,
дисциплина). Ознакомление обучающихся с
программой и формами занятий.
Виды и формы деятельности
направленные на реализацию
рабочей программы воспитания
установление
доверительных
отношений
между
педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
1. ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (10 часов)
Лабораторная работа № 1.
Устройство и назначение лабораторного установление
доверительных
«Химическая посуда общего
штатива. Устройство и работа спиртовки.
отношений
между
назначения»
Стеклянная
химическая
посуда
общего педагогическим работником и его
ЛР
назначения:
пробирка
(химическая, обучающимися, способствующих
биологическая, центрифужная), стеклянная позитивному
восприятию
палочка, стеклянная воронка, мерный цилиндр, обучающимися требований и
химические
стаканы,
колба
круглая просьб
педагогического
5-6
неделя
3
7-8
неделя
4
плоскодонная, колба круглодонная, колба
Эрленмейера.
Фарфоровая
посуда
общего
назначения:
фарфоровая чашка, ступка с пестиком,
фарфоровый шпатель, фарфоровый тигель.
Прочее оборудование: газоотводная трубка,
ложка для сжигания веществ, тигельные щипцы,
держатель для пробирок.
Лабораторная работа № 2.
Стеклянная химическая посуда специального
«Химическая посуда специального назначения: чашка Петри, прибор Кирюшкина
назначения»
(для получения газов), аппарат Киппа, мерные
ЛР
колбы, эксикатор, кристаллизатор, промывные
склянки (Дрекселя, Вульфа, Тищенко), колбы
(Вюрца,
Энглера,
Кляйзена,
Кильдаля,
Арбузова, Бунзена), двухгорлые и трехроглые
колбы для синтеза веществ, холодильники
(Либиха, шариковый, охлаждающий змеевик,
воздушный), хлоркальцевая трубка, сосуд
Ландольта, аллонж, делительная воронка,
дефлегматор,
бюретка,
пипетки
градуировочные.
Фарфоровая посуда специального назначения:
воронка Бюхнера, фарфоровый стакан).
Классификация химических
Классификация химических реактивов по
реактивов.
назначению:
общеупотребительные,
Хранение химических реактивов специальные.
УИНЗ
Классификация химических реактивов по
чистоте: химически чистые, очищенные, чистые
для анализа, особо чистые, чистые, высшей
очистки, спектрально чистые. Предельно
допустимое содержание примесей в химических
реактивах.
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
отношения.
8
9-10
неделя
5
11-12
неделя
6
13-14
неделя
7
Лабораторная работа № 3
«Весы. Взвешивание. Измерение
объёма и плотности растворов»
ЛР
Классы опасности химических реактивов.
Группы хранения химических реактивов и их
характеристика.
Хранение
химических
реактивов различных групп: совместное или
раздельное. Металлический ящик. Сейф.
Вытяжной шкаф.
Предупреждающие знаки на склянках и банках с
реактивами. Цветовые полоски, обозначающие
степень чистоты химических реактивов.
Учет расхода химических реактивов. Журнал
прекурсоров.
Типы лабораторных весов (ручные (аптечные),
рычажные,
чашечные,
циферблатные,
электронные). Точный разновес. Бюкс. Правила
взвешивания.
Измерение объёма жидкостей с помощь:
мензурки, мерного цилиндра, градуированной
пипетки, бюретки, насадки-дозатора на колбу
(10 мл).
Измерение плотности растворов с помощью
набора ареометров. Определение концентрации
растворов веществ по известной плотности с
помощью справочника.
Приготовление растворов веществ с заданной
массовой долей растворённого вещества.
Лабораторная работа № 4.
«Приготовление растворов
различной концентрации»
ЛР
2. ПРОСТЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ (6 часов)
Лабораторная работа № 5.
Способы взятия вещества для проведения установление
доверительных
«Правила обращения с
эксперимента. Способы переливания жидкости. отношений
между
химическими веществами.
Проведение эксперимента с использованием педагогическим работником и его
Типы химических реакций»
полумикрометода.
Проведение
четырёх обучающимися, способствующих
9
15-16
неделя
8
17-18
неделя
9
ЛР
Лабораторная работа № 6.
«Методы получения и собирания
газов. Получение кислорода и
водорода различными способами»
ЛР
Лабораторная работа № 7.
«Получение твердых веществ.
Получение оксида меди (II)
разложением малахита»
ЛР
реакций, отвечающих их типу.
Способы получения газов: метод вытеснения
воздуха, метод вытеснения воды.
Получение
кислорода
разложением
перманганата калия. Распознание кислорода с
помощью тлеющей лучинки.
Получение водорода взаимодействием цинка с
соляной кислоты. Обнаружение водорода с
помощью пламени и проверка его на чистоту.
Получение гремучего газа.
Разложение основного карбоната меди (II).
Расчёт выхода продукта реакции. Изучение
свойств оксида меди (II): растворимость в воде,
взаимодействие с кислотой.
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
отношения;
применение
на
уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
10
19-20
неделя
10
21-22
неделя
11
23-24
неделя
12
25-26
неделя
13
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.
3. ПОЛУЧЕНИЕ СВОЙСТВА И ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (12 часов)
Лабораторная работа № 8.
Получение основного оксида железа (III) установление
доверительных
«Получение и свойства оксидов» разложением
гидроксида
железа
(III). отношений
между
ЛР
Получение оксида меди (II) прокаливанием педагогическим работником и его
медной проволоки. Взаимодействие оксида обучающимися, способствующих
магния
с
кислотами.
Взаимодействие позитивному
восприятию
углекислого газа с известковой водой.
обучающимися требований и
педагогического
Лабораторная работа № 9.
Получение гидроксида меди (II). Получение просьб
работника,
привлечению
их
«Получение и свойства
гидроксида кальция взаимодействием оксида
оснований»
кальция
с
водой.
Взаимодействие внимания к обсуждаемой на уроке
ЛР
нерастворимых оснований и щелочей с информации, активизации их
кислотами (реакция нейтрализации). Действие познавательной деятельности;
обучающихся
растворов индикаторов на щелочи. Разложение побуждение
на
уроке
нерастворимых
оснований
на
примере соблюдать
общепринятые нормы поведения,
гидроксида меди (II).
Лабораторная работа № 10.
Получение
геля
кремниевой
кислоты. правила общения со старшими
«Получение и свойства кислот»
Взаимодействие
кислот
с
металлами, (педагогическими работниками) и
ЛР
основными оксидами, основаниями, солями. сверстниками (обучающимися),
Действие растворов индикаторов на кислоты. принципы учебной дисциплины и
Исследование
некоторых
кислот, самоорганизации;
привлечение
внимания
встречающихся в быту (лимонная, уксусная).
обучающихся
к
ценностному
Лабораторная работа № 11.
Получение соли: взаимодействием простых
«Получение и свойства солей»
веществ,
взаимодействием
кислоты
с аспекту изучаемых на уроках
11
ЛР
27-28
неделя
14
29-30
неделя
15
31-34
неделя
16-17
Лабораторная работа № 12.
«Идентификация неорганических
веществ»
ЛР
Итоговое занятие.
«Фестиваль химических реакций»
УОИСЗ
Резерв
основанием, соли взаимодействием металла с
кислотой, взаимодействием основного оксида и
кислоты. Взаимодействие растворов солей
между собой.
Распознавание кислоты и щелочи среди
выданных растворов с помощью индикатора.
Доказательство качественного состава вещества.
Проведение
заранее
подготовленных
химических экспериментов обучающимися в
присутствии
учителя.
Обучающиеся
демонстрируют навыки обращения с веществом,
лабораторным оборудованием, комментируют
происходящие явления, делают выводы. По
окончанию урока, обучающиеся выбирают
лучший химический эксперимент с помощью
голосования.
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
отношения;
применение
на
уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию
обучающихся;
дидактического
театра,
где
полученные на уроке знания
обыгрываются 21 в театральных
постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся
командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
обучающимися;
проведение
уроков-экскурсий (выездных или
в онлайн-формате);
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
12
знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока;
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного
отношения
к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных обучающихся над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
обучающимся
социально
значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи.
13
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 класс)
Дата,
неделя
1
№
п\п в
теме
1
Тема и тип урока
Элементы содержания образования
Виды и формы деятельности
направленные на реализацию
рабочей программы воспитания
1. НОМЕНКЛАТУРА НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (3 часа)
Особенности построения названий важнейших установление
Инструктаж по ТБ в химической
доверительных
14
неделя
лаборатории на занятиях курса.
Систематическая номенклатура
неорганических соединений
КУ
2
неделя
2
3
неделя
3
4
неделя
4
Тривиальная номенклатура
неорганических соединений
КУ
Практикум по теме
«Номенклатура неорганических
соединений»
УП
классов неорганических соединений: оксидов,
кислот, оснований, солей и бинарных
соединений. Зависимость названий кислот и их
солей от степени окисления центрального
элемента.
Разбор заданий ОГЭ № 7.
Важнейшие тривиальные названия соединений
азота, алюминия, калия, кальция, натрия,
железа, серы, кремния, фосфора, углерода,
водорода.
История возникновения тривиальных названий
некоторых неорганических веществ.
отношений
между
педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
отношения.
2. ЛАБИРИНТЫ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ (3 часа)
Характерные химические свойства Химические свойства оксидов (основных, установление
основных классов неорганических кислотных). Химические свойства щелочей и отношений
доверительных
между
15
соединений
КУ
5
неделя
5
Генетическая связь между
основными классами
неорганических соединений
КУ
6
неделя
6
Лабораторная работа № 1.
«Осуществление генетической
цепочки превращений на примере
соединений меди (II)»
ЛР
нерастворимых
оснований.
Химические
свойства кислот. Химические свойства солей
(основных, кислых). Амфотерность оксидов и
гидроксидов. Разбор заданий ОГЭ № 9,10,12.
Генетический ряды.
Генетический ряд металла, образующего
растворимый гидроксид. Генетический ряд
металла,
образующего
нерастворимый
гидроксид.
Генетический
ряд
металла,
образующего амфотерный гидроксид.
Генетический ряд неметалла, образующего
растворимый гидроксид. Генетический ряд
неметалла,
образующего
нерастворимый
гидроксид. Разбор заданий ОГЭ № 21.
Осуществление цепочки превращений
(малахит → медь) на основе следующих
последовательных реакций:
Вариант 1.
(CuOH)2CO3→CuCI2→Сu(OH)2→CuO→CuSO4
→Cu
Вариант 2.
CuOH)2CO3→CuO→Cu(NO3)2→Сu(OH)2→CuO
→ CuCI2→Cu
педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
отношения;
применение
на
уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
использование
воспитательных
16
7
неделя
7
8
неделя
8
9
неделя
9
10
неделя
10
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.
3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (7 часов)
Лабораторная работа № 2.
Проведение химических операций с растворами установление
доверительных
«Реакции обмена между
электролитов в результате которых образуется отношений
между
растворами электролитов»
осадок, газ, вода.
педагогическим работником и его
ЛР
обучающимися, способствующих
восприятию
Лабораторная работа № 3.
Получение аморфных и кристаллических позитивному
обучающимися
требований
и
«Образование и растворение
осадков гидроксидов и солей металлов главных
педагогического
осадков»
и побочных подгрупп. Растворение осадка просьб
работника,
привлечению
их
ЛР
одноразовым введением достаточного объема
растворителя и последовательное добавление, и внимания к обсуждаемой на уроке
сливание с осадка свежих дробных порций информации, активизации их
познавательной деятельности;
растворителя.
побуждение
обучающихся
Лабораторная работа № 4.
Реакции обнаружения катионов:
+
+
+
+
2+,
2+
2+
3+
3+
на
уроке
«Качественные реакции наиболее H , Na , NH4 , Ag , Pb Ba , Ca , AI , Cr , соблюдать
общепринятые нормы поведения,
важных катионов»
Ag+, Zn.
правила общения со старшими
ЛР
(педагогическими работниками) и
Лабораторная работа № 5.
Реакции обнаружения анионов:
222322«Качественные реакции наиболее OH , SO4 , SO3 , CO3 , PO4 , SiO3 , CrO4 , CI , сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
важных анионов»
Br-, I-, S2-, NO3-CH3COOсамоорганизации;
ЛР
17
11
неделя
11
«Структура реального
эксперимента ОГЭ по химии»
УИНЗ
12
неделя
12
13
неделя
13
Лабораторная работа № 6.
«Моделирование ситуаций
реального эксперимента ОГЭ по
химии»
ЛР
«Составление уравнений ОВР
методом электронного баланса»
КУ
14
неделя
14
Подготовка лабораторного оборудования для
проведения
эксперимента.
Техника
безопасности при выполнении реального
эксперимента на ОГЭ по химии. Типичные
ошибки
при
выполнении
химического
эксперимента на ОГЭ по химии. Критерии
оценивания эксперимента. Проблемы при
выполнении
Разбор
заданий реального
ОГЭ № 24 схимического
реальным
эксперимента.химического эксперимента.
выполнением
Окислительно-восстановительные
функции
веществ
и
направление
окислительновосстановительных
реакций.
Окислитель.
Восстановитель. Окисление и восстановление.
Классификация
окислительновосстановительных
реакций.
Метод
электронного баланса. Разбор заданий ОГЭ №
4,16,20.
4. РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 часов)
«Решение расчётных задач по теме Компоненты смеси. Массовая доля вещества в
«Смеси. Сплавы. Растворы»
смеси. Растворитель. Растворенное вещество.
УП
Массовая доля растворённого вещества в
растворе.
Разбор заданий ОГЭ № 20.
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
отношения;
применение
на
уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.
установление
доверительных
отношений
между
педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих
позитивному
восприятию
18
15
неделя
15
16
неделя
16
17
неделя
17
18
неделя
18
19
неделя
19
20
неделя
20
Решение задач по теме
«Вычисление массы и объёма
вещества по известной массе или
объему другого вещества,
участвующего в реакции»
УП
Решение задач по теме
«Расчёт по химическому
уравнению объёмных
соотношений газов»
УП
Решение задач по теме
«Расчёты по термохимическим
уравнениям. Вычисление массы
вещества по известному
количеству теплоты»
УП
Решение задач по теме
«Расчёты по уравнениям
химических реакций, если одно из
исходных веществ взято в
избытке»
УП
Решение задач по теме
«Определение массовой доли
выхода продукта химической
реакции по сравнению с
теоретически возможным»
УП
Решение задач по теме
«Вычисление массы продукта
реакции по известной массе
Расчёт количества вещества, массы и объёма
продукта реакции по известному количеству и
массе исходного вещества.
Разбор заданий ОГЭ № 20.
Расчёт объёма газа по известному объёму
другого газа при одинаковых условиях.
Молярный объём газов.
Разбор заданий ОГЭ № 20.
Экзотермические и эндотермические реакции.
Тепловой
эффект
химической
реакции.
Термохимическое уравнение.
Расчёт избытка и недостатка веществ,
участвующих в реакции по уравнению
химической реакции.
Разбор заданий ОГЭ № 20.
Масса практическая. Масса теоретическая.
Массовая доля выхода продукта химической
реакции от теоретически возможного.
Разбор заданий ОГЭ № 20.
Примесь. Технический образец. Массовая доля
примесей в составе технического образца.
Массовая доля чистого вещества в составе
обучающимися требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
отношения;
применение
на
уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию
обучающихся;
дидактического
театра,
где
19
21
неделя
21
исходного вещества, содержащего
примеси»
УП
Решение комбинированных задач
по химии
УП
технического образца.
Разбор заданий ОГЭ № 20.
Разбор заданий ОГЭ № 20.
полученные на уроке знания
обыгрываются 21 в театральных
постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся
командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
обучающимися;
проведение
уроков-экскурсий (выездных или
в онлайн-формате);
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока;
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
20
собственных
идей,
навык
уважительного
отношения
к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных обучающихся над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
обучающимся
социально
значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи.
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного
отношения
к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
21
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения
22
неделя
22
23
неделя
23
24
неделя
25
неделя
24
26
неделя
27
неделя
26
28
неделя
28
25
27
5. ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП (9 часов)
Металлы побочных подгрупп
Положение металлов побочных подгрупп в
УИНЗ
Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева.
Особенности строения атомов металлов
побочных подгрупп.
Соединения хрома
Оксиды хрома (II, III). Гидроксиды хрома (II,
УИНЗ
III). Хромовая и дихромовая кислоты. Хроматы
и дихроматы.
Соединения марганца
Оксиды марганца (II, IV, VII). Марганцевая
УИНЗ
кислота. Перманганаты.
Соединения железа
Оксиды железа (II, III). Гидроксиды железа (II,
КУ
III). Ферраты. Комплексные соединения железа
(II,III).
Соединения меди
Оксиды меди (I, II). Гидроксид меди (II).
УИНЗ
Комплексные соединения меди (II).
Лабораторная работа № 7.
Получение и свойства гидроксида хрома (III).
«Химические свойства важнейших Восстановительные свойства соединений (III).
соединений хрома и марганца»
Свойства хроматов и дихроматов. Получение
ЛР
малорастворимых хроматов. Окислительные
свойства
хроматов
и
дихроматов.
Окислительные свойства перманганата калия.
Влияние среды на протекание ОВР.
Лабораторная работа № 8.
Получение и свойства гидроксида железа (II),
«Химические свойства важнейших (III).
соединений железа и меди»
Восстановительные
свойства
соединений
ЛР
железа
(II).
Окислительные
свойства
соединений железа (III). Качественные реакции
на ионы Fe2+ и Fe3+.
Получение и свойства гидроксида меди (II).
установление
доверительных
отношений
между
педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
22
29
неделя
29
Лабораторная работа № 9.
«Получение, собирание и
распознавание газов»
ЛР
30
неделя
30
Лабораторная работа № 10.
«Идентификация неорганических
Окислительные свойства иона меди Cu2+.
Способы получения газов: метод вытеснения
воздуха, метод вытеснения воды.
Получение
кислорода
разложением
перманганата калия и пероксида водорода в
присутствии катализатора оксида марганца (IV).
Распознание кислорода с помощью тлеющей
лучинки.
Получение водорода взаимодействием цинка с
соляной кислоты; цинка/алюминия с раствором
щелочи при нагревании. Обнаружение водорода
с помощью пламени и проверка его на чистоту.
Получение гремучего газа.
Получение углекислого газа взаимодействием
мрамора и соляной кислоты. Обнаружение
углекислого газа с помощью лучинки и
помутнения известковой воды.
Получение аммиака нагреванием твердой смеси
хлорида аммония и гидроксида кальция.
Растворимость аммиака в воде. Аммиачный
фонтан. Обнаружение аммиака с помощью
индикаторов
(универсальный,
лакмус,
фенолфталеин)
Получение
хлороводорода
действием
концентрированной серной кислоты на твёрдый
хлорид натрия. Растворимость хлороводорода в
воде. Получение соляной кислоты.
Хлороводородный
фонтан.
Обнаружение
хлороводорода с помощью индикаторов
(универсальный, лакмус).
Распознание веществ (сульфата железа (III),
сульфата меди (II), сульфата железа (II),
отношения;
применение
на
уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию
обучающихся;
дидактического
театра,
где
полученные на уроке знания
обыгрываются 21 в театральных
постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся
командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
обучающимися;
проведение
уроков-экскурсий (выездных или
в онлайн-формате);
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока;
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
23
соединений»
ЛР
31-33
неделя
31-33
хлорида натрия, хромата калия, перманганата
калия,
дихромата
калия,
гидроксида
тетраамминмеди (II), гексагидроксохромата (III)
натрия.) без использования вспомогательных
реактивов.
Экспериментальное
подтверждение
качественного химического состава выданного
вещества.
Аналитический эффект. Разбор заданий ОГЭ №
18.
обучающихся
в
рамках
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного
отношения
к
чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей,
навык публичного выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных обучающихся над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
обучающимся
социально
значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи.
Резерв (3 часов)
24