РП_ Лабораторный практикум по физике _9 класс_2023-2024

Пояснительная записка
Данный курс предназначен для подготовки к государственной итоговой
аттестации учащихся по физике в форме ОГЭ. Учащиеся должны показать
хорошее освоение знаниями о физических явлениях и законах природы,
овладение умениями применять полученные знания на практике за весь курс
основной школы (7-9 классы). Все это требует проведения дополнительной
работы, по повторению и систематизации ранее изученного материала.
Прежде всего, именно эта проблема и должна быть решена в рамках данного
курса. Курс опирается на знания, полученные на уроках физики. Основное
средство и цель его освоения – решение задач (расчётных, качественных,
экспериментальных),

поэтому

теоретическая

часть

носит

обзорный

обобщающий характер.
Курс рассчитан на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Цель курса:
•обеспечить дополнительную поддержку выпускников основной школы для
сдачи ОГЭ по физике.
Задачи курса:
•систематизация и обобщение теоретических знаний по основным темам
курса;
•формирование умений решать задачи разной степени сложности;
•усвоение стандартных алгоритмов решения физических задач в типичных
ситуациях и в изменённых или новых;
•формирование у школьников умений и навыков планировать эксперимент,
отбирать приборы, собирать установки для выполнения эксперимента;
•повышение интереса к изучению физики.
В результате изучения курса «Подготовка к ОГЭ по физике» ученики

должны знать: основные законы и формулы из различных разделов физики;
классификацию задач по различным критериям; правила и приемы решения
тестов по физике;
уметь: использовать различные способы решения задач; применять
алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач;
решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики;
проводить анализ условия и этапов решения задач; классифицировать задачи
по определенным признакам; уметь правильно оформлять задачи.
Курс предполагает развитие у 9-классников: интеллекта, творческого
и логического мышления,

навыков

самоанализа

и

самоконтроля, познавательного интереса к предмету. Курс позволяет
реализовать следующие принципы обучения:
•дидактические (достижение прочности и глубины знаний при решении задач
по физике; обеспечение самостоятельности и активности учащихся; и др.);
•воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия,
настойчивости и упорства в достижении поставленной цели);
•межпредметные (показывающие единство природы и научной картины мира,
что позволит расширить мировоззрение учащихся).
Содержание курса разбито на модули. Освоение модуля занимает 2-3
урока. Повторение теоретического материала выносится на домашнее задание
(модель «Перевёрнутый класс», на самом занятии обучающиеся тренируются
в решении задач разных типов (расчётные, качественные, экспериментальные)
и видов (расчётные, на соответствие, с полным решением и обоснованием).
Особое внимание уделено выполнению экспериментальных заданий.
В конце первого полугодия проводится диагностическая контрольная
работа по отработанному материалу. Изучение курса заканчивается итоговой
тренировочной работой в формате ОГЭ.

Содержание
Введение (1 ч)
Правила и приемы решения физических задач. Знакомство с кодификатором
и демоверсией КИМ ОГЭ. Планирование подготовки к сдаче ОГЭ.
Модуль 1 (2 ч). Строение вещества. Модели строения газов жидкостей и
твёрдых тел. Масса тела и плотность вещества. Цена деления прибора.
Абсолютная погрешность измерения. Оформление решения
экспериментального задания.
Практикум решения качественных и расчётных заданий.
Экспериментальные задания:
- «Измерение средней плотности вещества».
Модуль 2 (2 ч). Деформация тела. Сила упругости и сила трения.
Практикум решения качественных и расчётных заданий.
Экспериментальные задания:
- «Измерение жёсткости пружины»,
- «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от
степени деформации пружины»,
- «Измерение коэффициента трения скольжения»,
- «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального
давления»,
- «Исследование зависимости силы трения скольжения от рода поверхности».
Модуль 3 (3 ч). Давление газа, жидкости и твёрдого тела.
Практикум решения качественных и расчётных заданий.
Модуль 4 (2 ч). Сила Архимеда. Плавание тел.
Практикум решения качественных и расчётных заданий.
Экспериментальные задания:
- «Измерение архимедовой силы»,
- «Исследование зависимости архимедовой силы
от объёма погруженной части тела».
Модуль 5 (3 ч). Механическая работа. Простые механизмы. Рычаг. Блок.
Правило моментов.
Практикум решения качественных и расчётных заданий.
Экспериментальные задания:
- «Измерение работы силы трения»,
- «Измерение момента силы, действующей на рычаг»,
- «Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью

подвижного блока»,
- «Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью
неподвижного блока».
Контрольная работа по проверке умения решать качественные,
расчётные и экспериментальные задания (2 ч).
Модуль 6 (2 ч). Внутренняя энергия. Теплопередача. Количество теплоты.
Удельная теплоёмкость.
Практикум решения качественных и расчётных заданий
Модуль 7 (2 ч). Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация.
Испарение. Кипение и конденсация.
Практикум решения качественных и расчётных заданий
Модуль 8 (1 ч). Тепловые машины. Внутренняя энергия сгорания топлива.
Практикум решения качественных и расчётных заданий.
Модуль 9 (1 ч). Электризация. Взаимодействие электрических зарядов.
Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения
электрического заряда.
Практикум решения качественных и расчётных заданий.
Модуль 10 (2 ч). Электрический ток. Закон Ома для участка цепи.
Соединение проводников.
Практикум решения качественных и расчётных заданий.
Экспериментальные задания:
- «Измерение электрического сопротивления резистора»,
- «Исследование зависимости силы тока, возникающего в проводнике, от
напряжения на концах проводника».
Модуль 11 (2 ч). Работа и мощность электрического тока. Закон ДжоуляЛенца.
Практикум решения качественных и расчётных заданий
Экспериментальные задания:
- «Измерение мощности электрического тока»,
- «Измерение работы электрического тока».
Модуль 12 (3 ч). Отражение и преломление света. Линзы. Глаз.
Практикум решения качественных и расчётных заданий
Экспериментальное задание.
- «Измерение оптической силы и фокусного расстояния
собирающей линзы»,

- «Исследование свойства изображения, полученного с помощью
собирающей линзы».
Тренировочный модуль (3 ч). Практика выполнения работы в формате
ОГЭ.
Резерв (2 ч).

Календарно-тематическое планирование уроков
№
п/п

Тема урока

Элементы содержания
образования

Введение.

Правила и приемы решения
физических задач. Знакомство с
кодификатором и демоверсией
КИМ
ОГЭ.
Планирование
подготовки к сдаче ОГЭ.

3

Масса тела и
плотность
вещества.

4

Сила – физическая
величина. Сила
упругости.

5

Сила трения.

Цена деления прибора.
Абсолютная погрешность
измерения. Оформление
решения экспериментального
задания.
Экспериментальное задание:
«Измерение средней плотности
вещества».
Сила. Деформация тела. Закон
Гука. Коэффициент жёсткости.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Экспериментальные задания:
- «Измерение жёсткости
пружины»,
- «Исследование зависимости
силы упругости, возникающей в
пружине, от степени
деформации пружины».
Виды трения.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Экспериментальные задания:
- «Измерение коэффициента
трения скольжения»,
- «Исследование зависимости
силы трения скольжения от
силы нормального давления»,
- «Исследование зависимости
силы трения скольжения от
рода поверхности».

1

2

Виды и формы
деятельности,
направленные на
реализацию рабочей
программы воспитания

побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы
поведения,
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации; работа
в парах.
Строение вещества. Строение вещества. Модели Самостоятельное
строения газов жидкостей и приобретение новых
твёрдых тел.
Практикум знаний.
решения качественных заданий.
практическая ценность
знания

практическая ценность
знания

практическая ценность
знания

6

Давление твёрдого
тела.

7

Давление газа и
жидкости.

8

Атмосферное
давление.

9

Сила Архимеда.

10

Плавание тел.

11

Механическая
работа. Мощность.

12

Простые
механизмы.

13.

Простые
механизмы.

Формула давления.
Зависимость давления от силы
и площади опоры.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Закон Паскаля. Зависимость
давления газа от температуры.
Расчёт давления в жидкости.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Измерение атмосферного
давления. Атмосферное
давление на различных
высотах.
Расчёт силы Архимеда.
Экспериментальные задания:
- «Измерение архимедовой
силы»,
- «Исследование зависимости
архимедовой силы
от объёма погруженной части
тела».
Условие плавания тела.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Механическая работа и
мощность.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Экспериментальное задание:
- «Измерение работы силы
трения».
Рычаг. Блок. Правило
моментов.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Рычаг. Блок. Правило
моментов.
Экспериментальные задания:
- «Измерение момента силы,
действующей на рычаг»,
- «Измерение работы силы
упругости при подъёме груза с
помощью подвижного блока»,
- «Измерение работы силы
упругости при подъёме груза с
помощью неподвижного
блока».

Практическая ценность
знания, работа в парах.

Практическая ценность
знания, работа в парах.

Самостоятельное
приобретение новых
знаний.
практическая ценность
знания

Практическая ценность
знания, работа в парах.
практическая ценность
знания

Самостоятельное
приобретение новых
знаний
практическая ценность
знания

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Контроль знаний по решению
качественных и расчётных
заданий.
Контроль знаний по
Контрольная
выполнению
работа
экспериментальных заданий.
Внутренняя
Способы изменения внутренней
энергия.
энергии. Виды теплопередачи.
Теплопередача.
Практикум решения
качественных заданий.
Количество
Нагревание и охлаждение тела.
теплоты.
Удельная теплоёмкость
вещества.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Влажность воздуха. Измерение влажности.
Плавление и
Количество теплоты при
кристаллизация.
плавлении и кристаллизации.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Испарение.
Испарение. Скорость
Кипение и
испарения. Количество теплоты
конденсация.
при кипении и конденсации.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Тепловые машины. Тепловой двигатель. КПД
теплового двигателя. Энергия
сгорания топлива.
Практикум решения расчётных
заданий.
Электрические
Электризация. Взаимодействие
явления.
электрических зарядов.
Электрическое поле.
Проводники и диэлектрики.
Закон сохранения
электрического заряда.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Электрический ток. Сила тока. Напряжение.
Закон Ома для
Сопротивление. Закон Ома для
участка цепи.
участка цепи.
Практикум решения расчётных
заданий.
Соединения
Зависимость сопротивления
проводников.
проводника от материала и
размеров.
Практикум решения расчётных
заданий.
Контрольная
работа

практическая ценность
знания
практическая ценность
знания
Самостоятельное
приобретение новых
знаний
Практическая ценность
знания, работа в парах.

Самостоятельное
приобретение новых
знаний.

Практическая ценность
знания, работа в парах.

Практическая ценность
знания, работа в парах.

Самостоятельное
приобретение новых
знаний.

Практическая ценность
знания, работа в парах.

Самостоятельное
приобретение новых
знаний.

24

Работа и мощность
электрического
тока.

25

Закон ДжоуляЛенца.

26

Отражение и
преломление света.

27

Линзы.

28

Глаз. Дефекты
зрения.

29

Решение
тренировочных
заданий.
Решение
тренировочных
заданий.
Решение
тренировочных
заданий.
Резерв времени.
Резерв времени.

30

31

32
33

Расчёт работы и мощности
тока.
Экспериментальные задания:
- «Измерение мощности
электрического тока»,
- «Измерение работы
электрического тока».
Закон Джоуля-Ленца. Закон
сохранения энергии в тепловых
процессах.
Практикум решения расчётных
заданий.
Законы распространения света.
Практикум решения
качественных и расчётных
заданий.
Построение изображений в
линзах.
Экспериментальное задание.
- «Измерение оптической силы
и фокусного расстояния
собирающей линзы».
Строение глаза. Исправление
дефектов зрения.
Экспериментальное задание.
- «Исследование свойства
изображения, полученного с
помощью собирающей линзы».
Диагностическая контрольная
работа.

практическая ценность
знания

Диагностическая контрольная
работа.

практическая ценность
знания

Диагностическая контрольная
работа.

практическая ценность
знания

Самостоятельное
приобретение новых
знаний.
Самостоятельное
приобретение новых
знаний.
практическая ценность
знания

практическая ценность
знания

практическая ценность
знания

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».