РП_АООП_НОО_6.1_Лит.чтение

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 6.1,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных
основных образовательных программ начального общего образования» № 109/32 от «31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/32 от «31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Екатеринбург, 2022 г.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Программе воспитания МАОУ-Гимназии № 47.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который
обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения,
читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное
чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить
формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами
текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие
направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:
соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником
фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние
прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие
обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе
произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным
опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской
литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является
представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих
формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также
возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося
воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в
начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература»,
который изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте». После периода обучения грамоте начинается
раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Обучение

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

грамоте» и «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа, во 2 классах – 136 часов, в 3
классах — 128 ч., в 4 классах – 94 часа.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования
и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а
также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения
предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а
также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного
чтения и решением следующих задач:









формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки,
загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка,
рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание;
композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника,
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанным
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без
пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения
к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в
словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему
осмыслить текст. Установка на смысловое чтение позволяющее связать звучащее слово
(словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста:
соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения,

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному
произведению, и темпа чтения, при этом замедлять его или ускорять в соответствии с речевой
задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя
произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста,
использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и
ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте,
используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинноследственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли
каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного
высказывания. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по
аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей
использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида
героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили
собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и
различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и
сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга
учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка,
титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный
материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сбор-ник, собрание сочинений,
периодические издания (журналы, газеты), справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов
(сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного
произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения,
его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания
(воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств
языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение
слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с
использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и
иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных
иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков
и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя);
понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в
тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора
(потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к ней в литературных
произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в
фольклоре разных народов.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому
того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в
повседневном общении. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей,
доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме,
неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят
свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на
чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из
беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать
своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать
любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по
отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных
видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли
текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ
текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в
которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения:
понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника,
поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный
вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача
прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале,
затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью
высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту
или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных
норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи:
соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя).
Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр
(на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге,
небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов
описания и рассуждения.

Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков
отечественной и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы,
произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для
восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные,
исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские
периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения
и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения
детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России;
загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её
истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе,
справедливости; юмористические произведения.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности,
используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор,
олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство
слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора
к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования
(рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги
героев).
Прозаическая и стихотворная
произведения (ритм, рифма).

речь,

выделение

особенностей

стихотворного

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и
авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,
загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление o жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным
произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание
возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование;
выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов
работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей,
последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей
позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками
социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям,
приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:






становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности
к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов
России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:



освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;



осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям




Эстетическое воспитание:





проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание,
благополучия:

формирование

культуры

здоровья

эмоционального

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru




соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:



осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:




бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:






ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:










сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:



определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru




формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);



проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;




работа с информацией:







выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:










у

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:




обучающегося

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:




у

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

обучающегося

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Совместная деятельность:









формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных
учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
1 КЛАСС



понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития,
находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций,
быта разных народов;



владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами,
читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в
минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и
художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и
литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по
фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного
произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого
слова с использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на
вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные
понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой
ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности
событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный
план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;














Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru








составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по
заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному
алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
Электронные образовательные ресурсы
Информационные и справочные порталы;
 электронные энциклопедические словари и Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
 обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом
количестве языков мира; портал с цифровыми образовательными ресурсами для
начальной школы http://school-collection.edu.ru/
 ресурсы
электронных
библиотек
и
специализированных
баз
данных
http://arch.rgdb.ru/xmlui/
 https://bibliogid.ru/ BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной
детской библиотеки
 http://lit.1sept.ru/urok/index.php?SubjectID=140030 сайт «Я иду на урок литературы»
 https://rvb.ru Русская виртуальная библиотека
 http://feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»
 Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru
 Корпорация «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/material/spisok-eor-nachalnayashkola/
 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). http://nsc.1september.ru/urok
 Презентации уроков «Начальная школа» http://nachalka.info/about /193
 Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
 Учи.ру – интерактивная образовательная платформа https://uchi.ru/
 Яндекс. Учебник. https://passport.yandex.ru/
 ИнфоУрок https://infourok.ru/

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

1 класс (132часа)

№

1
2
3

4

5

6

Тема

Содержание

Элементы реализации программы
воспитания

Добукварный период «Давайте знакомиться!»
Введение в школьную жизнь. Схема Введение
схемы
класса. Первоначальные представления о
класса.
Ориентирование в схеме класса.
научной картине мира;
формирование
уважительного
Введение в школьную жизнь. Оценка. Введение способа оценки
отношения
к
иному
мнению;
Способы оценки.
развитие
навыков
сотрудничества
со
Введение в школьную жизнь. Понятно Введение правила «Один говорит,
взрослыми и сверстниками в разных;
ли мы говорим? Дискуссия.
остальные молчат»
развитие навыков сотрудничества в
Средства и правила организации
разных
социальных
ситуациях;
дисскуссии.
формирование
уважительного
Введение в школьную жизнь. Развитие Сравнение
критериев
к
иному
мнению;
линии оценки. Противопоставление «правильность»
и отношения
осознание своей этнической и
правильности и оригинальности.
«оригинальность»
принадлежности;
Знакомство с учебной книгой – Введение в мир общения. Устная национальной
«Азбукой». Мир общения. Мы теперь форма общения: умение говорить, формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
ученики.
слушать.
Речевой
этикет.
Общее
представление
о
диалоговой
форме
общения
на
основе
наглядно-образных моделей.
Книжки – мои друзья. Роль слова в Осознание цели и ситуации
устном речевом общении.
устного общения с помощью
наглядно-образных моделей и
рисунков. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание роли
слова в устном речевом общении.

13

Кол-во часов
20
1
1
1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

7

8

9

10

11
12

13

Помощники слова в общении: жесты, Помощники слова в общении:
мимика, интонация. Общение без слов.
жесты,
мимика,
интонация.
Общение без слов. Жест и его
значение. Культура общения.
Символическое
изображение
настроения.
Как понять животных? Язык животных, Общение с животными. Голоса,
их движения, позы. Рассказы в позы и движения животных, их
картинках.
Викторина
«Угадай значение для понимания «братьев
животное».
наших меньших». Отгадывание
викторины.
Разговаривают ли предметы? Слова и Сравнение общения с помощью
предметы.
предметов и с помощью слов.
«Говорящие» предметы (телефон,
приёмник, телевизор). Оживление
предметов – героев сказок.
Предыстория
письменной
речи. Предыстория письменной речи.
Путешествие по городу.
Подготовка
к
осмыслению
письменной речи: письмо с
помощью рисунков, символов,
знаков. Осмысление их роли в
речевом общении как посредников
(помощников).
В Цветочном городе. Знаки охраны Знакомство со знаками охраны
природы.
природы.
Как найти дорогу? Дорожные знаки. Знакомство со знаками дорожного
Игра «Мы пешеходы».
движения.
Освоение
правил
дорожного движения.
Оформление сообщений с помощью Запись простейшего сообщения с
схем. Удивительная встреча. Звездное помощью
знаков-символов,
небо.
«чтение» сообщения.

14

1

1

1

1

1
1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

14

15

16

17

18

19

Мир полон звуков. Звуки в природе. Как Звуки
речи,
их
условное
звучат слова?
обозначение. Сравнение звуков
природы и звуков речи. Звуковая
структура слова.
Гласные и согласные звуки. В гостях у Гласные и согласные звуки, их
дедушки.
артикуляция.
Выбор символов для обозначения
гласных и
согласных звуков.
Твердые и мягкие согласные. Игра Твёрдые и мягкие согласные, их
«Загадочное письмо».
символическое обозначение на
звуковой схеме.
Звучание и значение слова.
Введение
модели
слова,
включающей звуковую схему и
значение слова. Установление
взаимосвязи звучания слова и его
значения, смысла.
Слова и слоги. Ударение в слове.
Слог — минимальная единица
произношения
и
чтения.
Сравнение слова и слога: слово номинативная единица, слог единица произношения. Деление
слов на слоги. Ударение, ударный
слог. Ударный гласный звук в
слове.
Слово и предложение. Вспоминаем Общее
представление
о
сказку.
предложении.
Модель
предложения,
графическое
обозначение его начала и конца.
Различение слова и предложения.
Пересказ сказок с использованием
моделей слов и предложений.

15

1

1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

20

21

22

23

24

25

Повторение – мать учения. Игра «Театр Повторение.
Звуки
и
их
пантомимы».
характеристика. Слоги и деление
слов
на
слоги.
Постановка
ударений в словах. Различение в
слове его значения и звучания.
Соотнесение
предложений
с
предложенной
графической
моделью.
Основной (букварный) период «Страна АБВГДейка»
Звук [а]. Буквы А, а.
Звук [а], буквы А, а. Звуковой Развитие навыков сотрудничества со
анализ слов, выделение звука и сверстниками в разных социальных
обозначение
его
буквой. ситуациях;
развитие
Характеристика звука с опорой на самостоятельности
и
личной
слого-звуковые схемы. Буква как ответственности за свои поступки;
знак звука.
формирование личностного смысла
Звук [о]. Буквы О, о.
Звук [о], буквы О, о. Звуковой учения; развитие самостоятельности;
анализ слов, выделение звука и принятие и освоение социальной
обозначение
его
буквой. роли
Формирование
Характеристика звука с опорой на обучающегося;
слого-звуковые схемы. Буква как осознания своей
этнической и национальной
знак звука.
принадлежности; формирование
Звук [у]. Буквы У, у.
Звук [у], буквы У, у. Звуковой
ценностей многонационального
анализ слов, выделение звука и
российского общества; развитие
обозначение его буквой.
Характеристика звука с опорой на этических чувств,
доброжелательности
и
слого-звуковые схемы. Буква как
эмоциональнознак звука.
отзывчивости,
Звуки [и], [ы].
Сравнение звуков [и] - [ы]и букв и нравственной
Буквы И, и, ы.
- ы. Буква икак указатель мягкости понимания
и сопереживания чувствам других
Игра «Замени звук».
впереди
людей;
овладение
начальными
стоящего согласного.
Звук [э]. Буквы Э, э.
Звук [э], буквы Э, э. Звуковой навыками

16

1

52
1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

26
27

28

29

анализ слов, выделение звука и адаптации
в
обозначение
его
буквой. изменяющемся
Характеристика звука с опорой на и развивающемся мире.
слого-звуковые схемы. Буква как
знак звука.
Узелки
на
память.
Закрепление Гласные звуки и буквы Аа, Оо, Уу,
изученного о гласных звуках.
Ии, ы, Ээ.
Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.
Согласные
звуки
[м],
[м’].
Различение гласных и согласных
звуков. Сравнение твёрдых и
мягких
согласных,
их
артикуляционная характеристика.
Звуковой анализ; подбор слов с
заданным
звуком.
Смыслоразличительная функция
звуков.
Обозначение звуков буквами.
Различение звука и буквы: буква
как знак звука. Слого-звуковой
анализ слов.
Звуки [с], [с’]
Согласные
звуки[с],
[с’].
Буквы С, с.
Сравнение твёрдых и мягких
Игра «Кто быстрее?»
согласных.
Звуковой
анализ.
Смыслоразличительная функция
звуков.
Обозначение звуков буквами.
Слого-звуковой анализ слов.
Звуки [н’], [н’].
Согласные звуки
[н’], [н’].
Буквы Н, н.
Сравнение твёрдых и мягких
согласных.
Звуковой
анализ.
Смыслоразличительная функция
звуков.Обозначение
звуков

17

динамично

1
1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

30

Звуки [л], [л’].
Буквы Л, л.

31

Чтение слов, предложений и текстов.

32

Звуки [т], [т’].
Буквы Т, т.
Игра «Кто больше?»

33

Звуки [к], [к’].
Буквы К, к.

буквами. Слого-звуковой анализ
слов.
Согласные
звуки
[л],
[л’].
Сравнение твёрдых и мягких
согласных.
Звуковой
анализ.
Смыслоразличительная функция
звуков.Обозначение
звуков
буквами. Слого-звуковой анализ
слов.
Формирование навыка плавного
слогового чтения и чтения целыми
словами с ориентировкой на знак
ударения. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с
интонациями
и
паузами
в
соответствии
со
знаками
препинания.
Согласные
звуки
[т],
[т’].
Сравнение твёрдых и мягких
согласных.
Звуковой
анализ.
Смыслоразличительная функция
звуков.Обозначение
звуков
буквами. Слого-звуковой анализ
слов.
Согласные
звуки
[к],
[к’].
Сравнение твёрдых и мягких
согласных.
Звуковой
анализ.
Смыслоразличительная функция
звуков.Обозначение
звуков
буквами. Слого-звуковой анализ
слов.

18

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

34

35

36

37

38

Упражнение
память.

в

чтении.

Узелки

на Осознанное
чтение
слов,
словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с
интонациями
и
паузами
в
соответствии
со
знаками
препинания.
Звуки [р], [р’].
Звуки и буквы русского алфавита.
Буквы Р, р.
Согласные
звуки
[р],
[р’],
обозначение их буквами. Звуковой
анализ по моделям слов. Слова с
указанным звуком в начале,
середине,
конце.
Смыслоразличительная функция
звуков.
Звуки [в], [в’].
Согласные
звуки
[в],
[в’],
Буквы В, в.
обозначение их буквами. Звуковой
анализ по моделям слов. Слова с
указанным звуком в начале,
середине,
конце.
Смыслоразличительная функция
звуков.
Звуки [п], [п’].
Согласные
звуки
[п],
[п’],
Буквы П, п. Игра «Давайте сочинять!» обозначение их буквами. Звуковой
анализ по моделям слов. Слова с
указанным звуком в начале,
середине,
конце.
Смыслоразличительная функция
звуков.
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.
Согласные
звуки
[г],
[г’],
обозначение их буквами. Звуковой
анализ по моделям слов. Слова с
указанным звуком в начале,

19

1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

39

40

41

42

середине,
конце.
Смыслоразличительная функция
звуков.
Парные согласные звуки
Парные
звонкие
и
глухие
[г]- [к], [г’] - [к’]. Упражнения в чтении. согласные, обозначение их на
письме (г - к). Упражнения в
чтении.
Буква е в начале слова и после гласных. Буква е, её роль в слове.
Наблюдения за изменением её
значения в зависимости от места в
слове. Обозначение буквой е двух
звуков в начале слова и после
гласных. Роль буквы после
согласных:
они
обозначают
гласный звук и указывают на
мягкость согласного, стоящего
перед ним.
Буква ё в начале слова и после гласных. Буква ё, её роль в слове.
Наблюдения за изменением её
значения в зависимости от места в
слове. Обозначение буквой ё двух
звуков в начале слова и после
гласных. Роль буквы епосле
согласных:
они
обозначают
гласный звук и указывают на
мягкость согласного, стоящего
перед ним.
Обозначение
мягкости
согласных Буквы е, ё; их роль в слове.
буквами Е, Ё. Чтение слов с буквами Е, Наблюдения за изменением их
Ё.
значения в зависимости от места в
слове. Обозначение буквами е, ё
двух звуков в начале слова и после

20

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

43

44

45

46

47

гласных Роль букв е, ё после
согласных.
Чтение слов с изученными буквами. Работа в парах: плавное чтение
Узелки на память. Игры со словами.
слов
и
предложений
с
увеличением темпа
чтения; корректировка чтения
друг друга; доброжелательные
советы.
Звуки [б], [б’].
Согласные
звуки
[б],
[б’],
Буквы Б, б.
обозначение их буквами. Парные
Парные согласные звуки
звонкие и глухие согласные,
[б]- [п], [б’] - [п’].
обозначение их на письме
(б - п). Упражнения в чтении.
Звуки [з], [з’].
Согласные
звуки
[з],
[з’],
Буквы З, з.
обозначение их буквами. Модели
слов с новыми согласными
звуками. Различение на моделях
слов значения и звучания слова.
Анализ звуковых схем; подбор
слов
с
заданным
звуком.
Артикуляция и характеристика
звуков.
Парные согласные звуки
Согласные
звуки
[з],
[з’],
[з]- [с], [з’] - [с’]. Упражнения в чтении. обозначение их буквами. Парные
Повторение – мать учения.
звонкие и глухие согласные,
обозначение их на письме (з - с).
Упражнения в чтении.
Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д. Парные Согласные
звуки
[д],
[д’],
согласные звуки
обозначение их буквами. Парные
[д]- [т], [д’] - [т’].
звонкие и глухие согласные,
обозначение их на письме (д - т).
Упражнения в чтении.

21

1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

48

49

50

51

52
53

54

Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Правописание Согласный звук [ж], обозначение
слов с буквосочетанием ЖИ.
его буквами. Модели слов с
новыми
согласным
звуком.
Правописание
слов
с
буквосочетанием ЖИ.
Мои первые книжки. Загадки слов. Отгадывание
загадок,
Веселые картинки.
рассматривание картинок. Работа
в парах: плавное чтение слов и
предложений с увеличением темпа
чтения.
Узелки на память. Игры со словами.
Чтение слов с буквами е, ё;
наблюдения за их ролью в слове.
Чтение текстов с пиктограммами.
Игры со словами.
Буква я в начале слова и после гласных. Буква я, её роль в слове.
Обозначение мягкости согласных с Наблюдения за изменением её
помощью буквы Я.
значения в зависимости от места в
слове. Обозначение мягкости
согласных с помощью буквы Я.
Составление рассказов по картинкам. Устные рассказы по картинкам.
Игры в слова.
Игры в слова.
Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
Согласные
звуки
[х],
[х’],
обозначение их буквами. Звуковой
анализ по моделям слов. Слова с
указанным звуком в начале,
середине,
конце.
Смыслоразличительная функция
звуков.
Мягкий знак – показатель мягкости Буква ь не обозначающая звуков.
согласных. Веселые уроки.
Мягкий знак как показатель
мягкости
согласного
звука,
стоящего
перед
ним.

22

1

1

1

1

1
1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

55

Внеклассное чтение. Рассказы и сказки
о природе.

56

Звук [й’]. Буквы Й, й.

57

Буква ю в начале слова и после гласных.

58

Обозначение
мягкости
согласных
буквой ю. Приговорки, игры, загадки,
песенки.
Узелки на память. Упражнения в
чтении.

59

60

Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Правописание
слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ.

61

Звук [ч’]. Буквы Ч, ч. Правописание

Разделительный мягкий знак.
Правописание
слов
с
разделительным мягким знаком.
Сравнение слов с разделительным
мягким знаком и мягким знаком
как
показателем
мягкости
согласных.
Чтение текста целыми словами с
ориентировкой на знак ударения.
Пересказ текста о природе.
Сравнение звуков [и] и [й’]. Буква
й, ее название «и краткое»
(обозначает согласный звук [й’]).
Буква ю, её роль в слове.
Наблюдения за изменением её
значения в зависимости от места в
слове. Буква ю в начале слова и
после гласных.
Обозначение мягкости согласных
с помощью буквы ю. Чтение
загадок, песенок, игры со словами.
Плавное
слоговое
чтение
многосложных слов, в которых
слоги выделены лигой. Ударный и
безударный слоги. Чтение текста
целыми словами с ориентировкой
на знак ударения.
Согласный звук [ш], обозначение
его буквами. Модели слов с новым
согласным звуком. Правописание
слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ.
Согласный звук [ч’], обозначение

23

1

1

1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

слов с буквосочетаниями ЧА, ЧУ.

62

Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Правописание
слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА, ЧУЩУ.

63

Чтение текстов о хлебе. Наблюдение
над словами.

64

Звук [ц]. Буквы Ц, ц.

65

Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.

66

Парные согласные звуки
[в]- [ф], [в’] -[ф’].

67

Разделительные
знаки.

твёрдый

и

мягкий

его буквами. Модели слов с новым
согласным звуком. Правописание
слов с буквосочетаниями ЧА-ЧУ.
Согласный звук [щ’], обозначение
его буквами. Модели слов с новым
согласным звуком. Правописание
слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ.
Чтение текста о хлебе целыми
словами с ориентировкой на знак
ударения.
Наблюдение
над
словами.
Анализ звуковых схем на моделях
слов,
артикуляция
[ц].
Характеристика звука. Слогозвуковой анализ слов по звуковой
схеме.
Согласные
звуки
[з],
[з’],
обозначение
их
буквами.
Характеристика звуков.
Парные
звонкие
и
глухие
согласные, обозначение их на
письме (в - ф). Упражнения в
чтении.
Буквы ь и ъ, не обозначающие
звуков.
Разделительные мягкий и твёрдый
знаки.
Сравнение
слов
с
разделительным мягким знаком и
мягким знаком как показателем
мягкости согласных.
Объяснение роли разделительных

24

1

1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

68

69

70

71

72

73
74

знаков ь и ъ в словах.
мягкий Буквы ь и ъ, не обозначающие
звуков. Правописание слов с
разделительными
твёрдым
и
мягким знаками.
Узелки на память. Упражнения в Модели слов, значение слова и его
чтении. Наблюдение над словами.
звучание. Анализ звуковых схем
на моделях слов.
Повторение – мать учения. Слово – это Слово как знак языка, имеющий
знак. Значение слова.
две
стороны:
звуковую
и
смысловую
(значение
слова).
Модели слов: значение
слова и его звуковое обозначение.
Роль слова: называть все, что
существует вокруг, и представлять
(замещать) предмет, его признаки
или действия. Слово как языковой
знак; модель слова, его значение и
звучание.
Старинные азбуки и буквари.
Буква как знак звука. Русский
алфавит. Старинные азбуки и
буквари.
По страницам старинных
азбук. Азбука – к мудрости ступенька.
Проверка читательских умений. Чтение Звук, буква, слово. Отработка
по выбору.
техники чтения. Чтение текстов
русских писателей, обсуждение их
нравственного смысла.
Послебукварный период «Про всё на свете»
С. Маршак «Про все на свете»
Речевое общение. Устная и
речь.
Весёлый
С чего начинается общение? Стихи письменная
алфавит. О чём рассказывают
А.Барто, С. Иванова, Б. Заходера.
книги?
Цель
общения,
Разделительные
знаки.

твёрдый

и

25

1

1

1

1

1

Развитие
мотивов
учебной
деятельности
и формирование личностного смысла
учения;
принятие
и
освоение

13
1
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

75

Умеет ли разговаривать природа? Стихи
детских писателей о природе.

76

Что, где, когда и почему? Удивительное
рядом. Стихи Б. Заходера,
Рассказы Н. Сладкова, Е. Соловьевой.

77
78

Чтобы представить слово. Стихи С.
Есенина и Э. Мошковской.

79-80

Об одном и том же по- разному.
Художники,
ученые,
писатели,
музыканты.
Книга
природы.
Произведения
Н.Сладкова,
В.Бианки,
Н.Матвеевой.
Сравни и подумай.

81

82
83

Большие
и
маленькие
Волшебство слова.

84
85

Считалки. Сказки.
Присказки. Загадки.

собеседники. Осознание модели
общения, цели и ситуации устного
общения.
Условное общение с миром
природы. Устные рассказы и
развитие воображения.
Осознание смысла произведений.
Чтение текстов с интонациями и
паузами в соответствии со знаками
препинания.
Адекватное восприятие звучащей
речи. Устные рассказы и развитие
воображения.
Сравнение текстов, написанных
учёным и художником.

Условное общение с миром
природы. Духовно-нравственный
смысл
рассказов
русских
писателей.
Сравнение
произведений.
секреты. Чтение осознанное, правильное и
выразительное
на
материале
небольших
текстов
и
стихотворений.
Секреты искусства слова. Загадки,
считалки, пословицы. Чтение
коротких текстов с интонациями и
паузами в соответствии со знаками
препинания.
Знакомство
с
правилами правописания и их
применение.

26

социальной роли
обучающегося;
развитие
самостоятельности;
развитие
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей; формирование целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в
его
органичном единстве и разнообразии
природы,
народов,
культур;
формирование эстетических
потребностей.

1

1
1
1

2

1

1
1

1
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

86

Книги – мои друзья.
С. Маршак «Новому читателю».

87

Возникновение письменности.
Творческая работа: рисуночное письмо.

88

Как бы жили мы без книг? Экскурсия в
библиотеку.

89

Мои любимые писатели.
А. С. Пушкин.

90

Обобщение по разделу: «Книги – мои
друзья» Маленькие и большие секреты
страны Литературии.

«Книги – мои друзья»
Книга как особый вид искусства.
Книга как источник необходимых
знаний.
Элементы
книги:
содержание
или
оглавление,
титульный
лист,
аннотация,
иллюстрации.
Представление о возникновении
письменности. Творческая работа:
рисуночное письмо.
Выбор
книг
на
основе
рекомендованного
списка,
картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке.
Алфавитный
каталог.
Самостоятельное
пользование
соответствующими
возрасту
словарями
и
справочной
литературой.
Постепенный
переход
от
слогового
к
плавному
осмысленному
правильному
чтению целыми словами вслух
(скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости
чтения.
Понимание
заглавия
произведения, его адекватное
соотношение
с
содержанием.
Осознание смысла произведения
при чтении про себя (доступных

27

Формирование эстетических
потребностей; развитие умения не
создавать
конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций; формирование
целостного, социально
ориентированного взгляда на мир;
развитие доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости;
развитие
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания.

5
1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

91

92

93

94

95
96

по
объёму
и
жанру
произведений).Осознание
значимости
чтения
для
успешности обучения.
«Радуга – дуга»
Песенки народов России. Песенки Особенности
фольклорного
Матушки Гусыни.
текста. Осознание того, что
фольклор
есть
выражение
общечеловеческих нравственных
правил и отношений. Установка на
нормальный для читающего темп
чтения,
позволяющий
ему
осознать текст.
Малые жанры устного народного
Малые фольклорные формы —
творчества. Загадки.
узнавание,
различение,
Сочинение загадок.
определение основного смысла.
Понимание
нравственного
содержания прочитанного.
Пословицы и поговорки разных
Пословицы
и
поговорки.
народов.
Нравственный смысл пословиц и
поговорок.
Мы идём в библиотеку. Сборники
Выбор
книг
на
основе
произведений устного народного
рекомендованного
списка,
творчества.
картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке.
Алфавитный каталог.
Наш театр. Английская народная
Инсценирование песенки.
песенка «Перчатки».
Маленькие и большие секреты
Осознание
понятия
Родина,
страны Литературии. Повторительно – представления
о
проявлении
обобщающий урок.
любви к Родине в литературе
разных народов (на примере

28

Развитие доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания;
Формирование уважительного
отношения к иному мнению;
формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и
историю России; развитие
самостоятельности; формирование
целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в
его
органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур.

6
1

1

1

1

1
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

97

Узнай сказку.
Г. Юдин «Почему "А" первая»;
И. Гамазкова «Живая азбука»;
Т. Коти «Катя и буквы».

98

Сравни сказки.
Русские народные сказки. «Курочка
Ряба».
С. Маршак «Курочка Ряба и десять
утят».

99

Жили-были. Сравнение сказок
народных и авторских.

100

Русская народная сказка. Лиса, заяц и
петух. Главные герои сказки.

народов России). Схожесть тем,
идей, героев в фольклоре разных
народов.
«Здравствуй, сказка!»
Сказки (о животных, бытовые,
волшебные).
Художественные
особенности
сказок:
лексика,
построение
(композиция).
Литературная (авторская) сказка.
Осознание того, что фольклор есть
выражение
общечеловеческих
нравственных
правил
и
отношений.
Чтение
предложений
с
интонационным
выделением
знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных
по виду и типу текстов, передача
их с помощью интонирования.
Народные и литературные сказки,
их сравнение.
Народные и литературные сказки,
их сравнение. Понятия: народная и
авторская сказка.
Понимание
нравственного
содержания
прочитанного,
осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с
точки зрения норм морали.
Характеристика
героя
произведения. Портрет, характер
героя, выраженные через поступки

29

Принятие и освоение социальной
роли
обучающегося;
формирование
эстетических
чувств;
развитие
умения не создавать
конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций; развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; развитие
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости.

9
1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

101

102

103

104

105

106

и речь.
Сравнение героев сказки. Л. Пантелеев Понятия: народная сказка, герои,
«Две лягушки». Наш театр. С. персонажи.
Михалков «Сами виноваты».
Инсценирование сказки.
Сказки народов России.
Осознание того, что фольклор есть
выражение
общечеловеческих
нравственных
правил
и
отношений.
Установка
на
нормальный для читающего темп
беглости,
позволяющий
ему
осознать
текст.
Соблюдение
орфоэпических и интонационных
норм чтения.
Мы идем в библиотеку. Народные и Выбор
книг
на
основе
авторские сказки.
рекомендованного
списка,
картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке.
Алфавитный каталог.
Маленькие и большие секреты страны Обобщение
по
разделу.
Литературии.
Особенности
народных
и
литературных сказок. Примеры
сказок. Характеристика героев и
поступков. Качества человека в
народных сказках.
Обобщение по разделу «Здравствуй, Проверочная работа по разделу
сказка!».
«Здравствуй, сказка!».
«Люблю всё живое»
Нравственный смысл произведений. В. Понимание
нравственного
Лунин «Никого не обижай». Е. содержания
прочитанного,
Благинина «Котёнок».
осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с

30

1

1

1

1

1
Формирование
целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в
его

9
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

107

108

109

110

точки зрения норм морали.
Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения.
Чтение
предложений
с
интонационным
выделением
знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных
по виду и типу текстов, передача
их с помощью интонирования.
Приём звукописи как средство
создания образа.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Понимание
нравственного
И. Пивоварова «Всех угостила».
содержания
прочитанного,
С. Михалков «Зяблик».
осознание мотивации поведения
Герой стихотворения.
героев, анализ поступков героев с
точки зрения норм морали.
Характеристика
героя
произведения: портрет, характер
героя, выраженные через поступки
и речь.
Мы в ответе за тех, кого приручили. Н.
Интерпретация
текстов
Сладков «Без слов». Создание
литературного произведения в
фотогазеты «Жизнь леса». (Плакат
творческой
деятельности
«Охраняй природу».)
учащихся: создание фотогазеты
или плаката.
Мы идём в библиотеку. Общение с Общее представление о разных
миром природы.
видах текста и их сравнение.
Книги о животных.
Определение целей создания этих
видов
текста.
Понимание
нравственного
содержания
прочитанного,
осознание
мотивации поведения героев,
Приём звукописи как средство создания
образа.
И. Токмакова «Лягушки». «Разговор
синицы и дятла».
В.Бианки «Разговор птиц в конце лета».

31

органичном единстве и разнообразии
природы,
народов,
культур;
формирование эстетических
потребностей;
развитие
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости;
формирование
личностного смысла
учения.

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

анализ поступков героев с точки
зрения норм морали.
Понимание
нравственного
содержания
прочитанного,
осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с
точки зрения норм морали.
Интерпретация
текста
литературного произведения в
творческой
деятельности
учащихся: чтение по ролям,
инсценирование. Понятие: диалог.
Постепенный
переход
от
слогового
к
плавному
осмысленному
правильному
чтению целыми словами вслух.
Обобщение по разделу. Общее
представление о разных видах
текста
и
их
сравнение.
Определение целей создания этих
видов текста.

111

Книги о природе и животных. Л. Н.
Толстой. «Обходиться добром со
всяким», «Не мучить животных».

112

Наш театр. С. Я. Маршак «Волк и
Лиса».

113

Маленькие и большие секреты страны
Литературии.
Повторительнообобщающий урок.

114

Обобщающий урок по разделу «Люблю Проверочная работа по разделу:
всё живое».
«Люблю всё живое».
«Хорошие соседи, счастливые друзья»
Выразительное чтение стихотворений.
Понимание
заглавия
С. Михалков «Песенка друзей».
произведения, его адекватное
М. Танич «Когда мои друзья со мной».
соотношение
с
содержанием.
.А.Барто «Сонечка».
Определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных
средств языка (с помощью

115

32

1

1

1

1
Развитие навыков сотрудничества со
сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из
спорных
ситуаций;
развитие
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других

6
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

учителя).
116

117

118

Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Понимание
нравственного
Е. Пермяк «Самое страшное»;
содержания
прочитанного,
В. Осеева «Хорошее»; Э. Шим «Брат и осознание мотивации поведения
младшая сестра» (по выбору).
героев, анализ поступков героев с
точки зрения норм морали.
Характеристика
героя
произведения. Портрет, характер
героя, выраженные через поступки
и речь. Способ чтения целыми
словами.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Понимание
заглавия
Е. Благинина «Паровоз, паровоз…»,
произведения, его адекватное
«Пришла ко мне подружка…».
соотношение
с
содержанием.
В. Лунин «Мне туфельки мама…».
Определение
особенностей
Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!».
художественного
текста:
Внеклассное чтение. Рассказы о детях. своеобразие
выразительных
средств языка (с помощью
учителя).
Понимание
нравственного
содержания
прочитанного,
осознание
мотивации поведения героев,
анализ поступков героев с точки
зрения норм морали.
Понятие: рассказ, герои рассказа.
Маленькие и большие секреты страны
Участие
в
коллективном
Литературии.
обсуждении: умение отвечать на
Л. Толстой. Рассказы (по выбору).
вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст.
Нравственно-

33

людей; формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории
и
культуре других народов. Осознание
своей этнической и национальной
принадлежности.

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

119

120
121

122

этические
понятия:
дружба,
друзья, обман, лень, доброта,
совесть, трудолюбие, честность.
Обобщение изученного по разделу:
Обобщение
по
разделу.
«Хорошие соседи, счастливые друзья»
Понимание
смысловых
В. Сутеев «Чей же гриб?».
особенностей разных по виду и
типу текстов, передача их с
помощью
интонирования.
Пересказ текста (по выбору).
Обобщение изученного
Проверка читательских умений.
«Край родной, навек любимый»
Лучше нет родного края.
Понимание
нравственного
П. Воронько «Лучше нет родного края». содержания
прочитанного,
Города России.
осознание мотивации поведения
А. Плещеев «Весна».
героев, анализ поступков героев с
С. Есенин «Черемуха»;
точки зрения норм морали.
стихотворения
Осознание
понятия
Родина,
С. Дрожжина, И. Сурикова, Н. Грекова. представления
о
проявлении
любви к Родине в литературе
разных народов (на примере
народов России).
Стихотворения русских поэтов о родной Понимание
нравственного
природе.
содержания
прочитанного.
Стихотворения А. Пушкина, А.
Понимание
заглавия
Плещеева о зиме. Сравнение.
произведения, его адекватное
соотношение
с
содержанием.
Определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных
средств языка (с помощью
учителя).
Сравнение
стихотворений.

34

1

1
8
Формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и
историю России; формирование
уважительного
отношения к иному мнению, истории
и
культуре других народов; осознание
своей этнической и национальной
принадлежности; развитие
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей; формирование ценностей
многонационального российского
общества.

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Стихотворный и прозаический
тексты. Понимание нравственного
содержания
прочитанного,
осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с
точки зрения норм морали.
Осознание
понятия
Родина,
представления
о
проявлении
любви к Родине в литературе
разных народов (на примере
народов России). Соблюдение
орфоэпических и интонационных
норм чтения. Чтение предложений
с интонационным выделением
знаков препинания.

1

124

Стихотворения русских поэтов о родной
природе.
Стихотворения Т. Л. Курбатовой
«Облака»;
«Капель».
Текст «Четыре сестры».
Стихотворный и прозаический тексты.
Родина любимая – что мать родимая.
Мать, Родина как мать, семейное
согласие.
Стихотворения
В. Берестова,
Г. Виеру,
Н. Бромлей, Т. Курбатовой

125

Рассказ А. Митяева «За что люблю
маму».

1

126

Волшебная страна фантазий.

Понимание
заглавия
произведения, его адекватное
соотношение
с
содержанием.
Участие
в
коллективном
обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст.
Определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных средств языка (с
помощью учителя). Составление
устного рассказа о маме.
«Сто фантазий»
Осознание смысла произведения Развитие доброжелательности и

123

35

1

6
1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Р. Сеф «Совершенно непонятно».
В. Маяковский «Тучкины штучки».
В. Викторов «Поэт нашёл в себе
слова…».

127

128129

130

при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений).
Постепенный
переход
от
слогового
к
плавному
осмысленному
правильному
чтению целыми словами вслух
(скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости
чтения.
Волшебная страна фантазий.
Установка на нормальный для
Ю. Мориц «Сто фантазий».
читающего
темп
чтения,
И.
Пивоварова
«Я
палочкой позволяющий ему осознать текст.
волшебной».
Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения.
Чтение
предложений
с
интонационным
выделением
знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных
по виду и типу текстов, передача
их с помощью интонирования.
Г. Цыферов «Про меня и про Сочинение собственных текстов
цыплёнка».
по аналогии с художественными
Сочинение собственных текстов по произведениями.
аналогии
с
художественными
произведениями.
Резервный урок. Любимые книги.
Участие
в
коллективном
обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст.

36

эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей; принятие и освоение
социальной роли
обучающегося; принятие и освоение
социальной роли
обучающегося; формирование
эстетических
потребностей.
1

2

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

131

Резервный урок. Маленькие и большие
секреты страны Литературии.

132

Резервный урок. Летнее чтение.

Понимание
заглавия
произведения, его адекватное
соотношение
с
содержанием.
Осознание смысла произведения
при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений).
Осознание значимости чтения для
успешности обучения.
Выбор книг для чтения летом,
обсуждение ведения «Дневника
читателя».

37

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».