Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.3,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3 КЛАСС)
г. Екатеринбург, 2022 г
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 1-4
классов составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с
Адаптированной основной образовательной программой начального общего
образования (АООП НОО), учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС
(Вариант программы 8.3.) и календарным учебным графиком МАОУ-Гимназии №
47.
Учебный предмет «Физическая культура» включён в федеральный компонент
учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Обучение физической культуре детей с расстройствами аутистического
спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет
большую проблему в следствие специфических особенностей развития:
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в
контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками,
отгороженность от внешнего мира;
особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность
эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность,
проявления
негативизма
при
попытках
вовлечь
ребенка
в
произвольную
деятельность;
боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности
окружающей обстановки;
ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного
внимания;
специфические особенности речевого развития: понимание обращенной
речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до
автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов,
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные
или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной
функции речи, низкая речевая активность;
низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего
пространственной ориентации.
Специфические
особенности
нарушения
психического
развития
детей
вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный
характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и
используются в реальной жизни.
В программу можно включать характеристику обучающихся, их навыки и
умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса
обучающихся с РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционноразвивающие
и
лечебно-оздоровительные
задачи.
Физическое
воспитание
рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с
умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из
важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной
жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности,
способствует социальной интеграции школьников в общество.
Программа направлена на освоение простейших физических упражнений,
носит оздоровительную направленность и создаются условия для выработки
жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В процессе обучения у
учащихся формируются знания, навыки правильного поведения (подчиняться
правилам игр и соревнований) и гигиенические навыки, иметь опрятный внешний
вид и соответствующую спортивную форму, а также умения и навыки необходимые
для
всестороннего
гармонического
развития
и
социализации
учащихся.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Воспитываются
нравственные
качества,
приучаются
к,
организованности,
дисциплине, ответственности, элементарной самостоятельности.
Цель: формирование новых навыков, совершенствование и закрепление
двигательных умений и навыков, которые изучались во втором классе.
Задачи:
поддержание устойчивой работоспособности на достигнутом уровне;
укрепление
здоровья
и
закаливание
организма,
формирование
правильной осанки;
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
условиях, а также дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
общих интересов.
Метапредметные результаты:
педагога планировать, контролировать и оценивать собственные
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
педагога осуществлять и контролировать собственную учебную
деятельность;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
заданными эталонами;
нешний контроль и оценку;
-следственные связи;
-символические средства для
представления информации, для создания моделей объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
задач, к применению различных методов познания для изучения
различных сторон окружающей действительности;
получаемую из разных источников;
текста и презентацию материалов с использованием
информационных и коммуникационных технологий;
ований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
видов спорта, использование их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметные результаты:
Планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня,
организация отдыха и досуга с использованием средств физической
культуры;
физического развития и физической подготовки человека;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
основных физических качеств;
соревнований;
требований техники безопасности к местам проведения;
различными способами, в различных условиях;
в игровой и соревновательной деятельности;
действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-
иметьпредставления
укрепления здоровья,
о
физической культуре
физического
развития
и
как
средстве
физической
подготовки
человека;
-
выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
-
знать основные правила поведения на уроках физической культуры и
осознанно их применять;
-
выполнять строевые команды по словесной и наглядной инструкции;
-
иметь представление о двигательных действиях;
-
знать основные строевые команды;
-
вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-
ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
-
взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении
подвижных игр, элементов соревнований;
-
участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
-
знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием,
соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
-
практически
освоить
элементы
гимнастики,
легкой
атлетики,
спортивных и подвижных игр и др. видов физической культуры;
-
самостоятельное выполнение комплексов физических упражнений без
предметов и с предметами;
-
владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки
и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня
(физкультминутки);
-
выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием
учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
-
подавать
и
выполнять строевые
команды, вести подсчёт
при выполнении общеразвивающих упражнений.
-
овладение навыками совместного участия со сверстниками в подвижных
играх и эстафетах;
-
оказывать посильную помощь и поддержку сверстникам в процессе
участия в подвижных играх и соревнованиях;
-
знать спортивные традиции своего народа и других народов;
-
знать способы использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности и уметь их применять в практической
деятельности;
-
знать правила и технику выполнения двигательных действий, уметь
применять усвоенные правила при выполнении двигательных действий под
руководством учителя;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
знать и применять правила бережного обращения с инвентарём и
-
оборудованием в повседневной жизни;
соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
-
физкультурно- спортивных мероприятиях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс, 102 ч)
№
Тема
п/п
Тип
Кол-
урока
во
Виды учебной деятельности
Средства
обучения
часов
1.
Теоретические
Беседа
1
Инструкция
ответственности за свои поступки на по
безопасности
основе представлений о этических Наглядные
и
нормах и правилах поведения в картинки
поведения
на
современном обществе; вступать в
уроках.
контакт и работать в коллективе
Спортивная
(учитель - ученик, ученик - ученик,
форма.
учитель
Легкая
ходьба;
атлетика: Активные
действия
разновиднос
3.
личной
сведения: техника
правила
2.
Понимание
3
принятые
–
класс);
использовать
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками и
учителем
ти
(в
спортзале,
школе);
ходьбы;
в
слушать и понимать инструкцию к
медленном
и
учебному заданию в разных видах
быстром темпе, в
деятельности и быту; сотрудничать
заданном
со взрослыми и сверстниками
направлении.
разных
атлетика: Активные
действия
бег в медленном и
Легкая
2
социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать
быстром
в
с
людьми;
договариваться
и
заданном
поведение
учетом
поведения
направлении.
других
участников
спорной
темпе.
Бег
в
с
изменять
свое
ТБ.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
4.
атлетика: Активные
действия
Прыжки в длину с
Легкая
3
в
учебными
атлетика: Активные
действия
Прыжки
через
Легкая
препятствия
2
принадлежностями(инструментами,
спортивным
активно
рабочее
место;
участвовать
в
деятельности, контролировать
толчком одной и
и
двумя.
атлетика: Активные
действия
прыжок в длину с
Легкая
разбега
инвентарем)и
организовывать
в
длину и высоту
6.
ориентироваться
пространстве спортзала; работать с
места.
5.
ситуации;
4
оценивать
свои
действия
и
действия одноклассников.
(5-6
шагов)
7.
малого Активные
действия
мяча в цель (dМетание
3
50см)
8.
атлетика: Активные
действия
Метание малого
Легкая
мяча
3
на
дальность.
9.
Игрыс
эстафеты Активные
действия
3
элементами л/а
10.
Беседа
Теоретические
1
личной
сведения: Техника
ответственности за свои поступки на
безопасности
основе представлений о этических
и
правила
поведения
11.
Понимание
нормах и правилах поведения в
на
современном обществе; вступать в
уроках
контакт и работать в коллективе
гимнастики
(учитель - ученик, ученик - ученик,
Активные
действия
Гимнастика:
строевые
упражнения
-
2
учитель
принятые
–
класс);
использовать
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
размыкание
12.
и
учителем
приставными
учебному заданию в разных видах
шагами
деятельности и быту; сотрудничать
Гимнастика:
Активные
действия
2
разных
Гимнастика:
Активные
действия
3
(гимн.
палка,
ситуациях;
упоры, элементы
учетом
поведения
участников
спорной
в
сторону,
стойка
на
лопатках,
согнув
ноги,
с
опорой
ног
на
ориентироваться
в
пространстве спортзала; работать с
спортивным
организовывать
активно
и
ползание,
Активные
действия
2
Активные
действия
2
перелезание через
препятствия
Гимнастика:
висы, лазание по
рабочее
место;
участвовать
оценивать
свои
действия
действия одноклассников.
стенку.
Гимнастика:
инвентарем)и
в
деятельности, контролировать
гимнастическую
гимнастической
свое
принадлежностями(инструментами,
кувырок
скамейке,
с
изменять
учебными
полуакробатики:
гимнастической
людьми;
поведение
ситуации;
3
с
и
мяч 2кг)
Активные
действия
конструктивно
договариваться
других
Гимнастика:
в
относиться,
сопереживать,
обручи, набивной
стенке
социальных
взаимодействовать
предметами
16.
со взрослыми и сверстниками
доброжелательно
комплекс ОРУ с
15.
школе);
слушать и понимать инструкцию к
предметов.
14.
спортзале,
смыкание
комплекс ОРУ без
13.
(в
и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
17.
Активные
действия
2
Активные
действия
2
Активные
действия
2
Активные
действия
2
Подвижные игры- Активные
действия
эстафеты
с
1
Гимнастика:
упражнения
в
равновесии
18.
Гимнастика:
упражнения
с
фитболами
19.
Гимнастика:
упражнения
с
гантелями (0,5кг)
20.
Гимнастика:
упражнения
с
гимнастическими
лентами
21.
элементами
гимнастики
22.
Беседа
Теоретические
1
ответственности за свои поступки на
безопасности
основе представлений о этических
и
нормах и правилах поведения в
поведения
на
современном обществе; вступать в
уроках
контакт и работать в коллективе
физической
(учитель - ученик, ученик - ученик,
культуры.
Виды
учитель
спортивных игр
Коррекционные
игры:
«Класс
принятые
Активные
действия
1
элементами обще-
класс);
использовать
ритуалы
социального
(в
спортзале,
школе);
слушать и понимать инструкцию к
смирно»,
Подвижные игры: Активные
действия
Игры
с
–
взаимодействия с одноклассниками и
учителем
учебному заданию в разных видах
«Слушай сигнал»
24.
личной
сведения: Техника
правила
23.
Понимание
1
деятельности и быту; сотрудничать
со взрослыми и сверстниками
разных
социальных
в
ситуациях;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
25.
развивающих
доброжелательно
упражнений:
сопереживать,
«Мы-
взаимодействовать
солдаты»,
движение»
поведение
учетом
поведения
участников
спорной
Подвижные игры: Активные
действия
игры
с
1
других
с
ситуации;
изменять
свое
ориентироваться
в
пространстве спортзала; работать с
ходьбы
«Тише
учебными
едешь-
дальше
принадлежностями(инструментами,
спортивным
Подвижные игры Активные
действия
с
элементами
1
организовывать
активно
инвентарем)и
рабочее
участвовать
выручалки»,
и
«Хвостики»,
действия одноклассников.
Подвижные игры Активные
действия
с бросками и
ловлей
1
мяча
«Кого назвали тот и ловит»
Подвижные игры Активные
действия
с
1
метанием:
«Попади
в
мяч»,
«Выбивалы»
Правила игры в Активные
действия
футбол. Передачи
мяча друг
Другу на месте и
с продвижением
место;
в
деятельности, контролировать
«Салки-
«Невод»
29.
людьми;
и
бега:
28.
с
договариваться
будешь»
27.
конструктивно
«Запрещенное
элементами
26.
относиться,
2
оценивать
свои
действия
и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
30.
Удары Активные
действия
мяча по воротам.
Футбол.
2
Упрощенная игра
31.
Активные
действия
2
Активные
действия
2
Активные
действия
2
Активные
действия
2
Баскетбол. Броски Активные
действия
в цель (мишень,
2
Пионербол.
Правила
игры.
Передачи
мяча
через сетку друг
другу
32.
Пионербол.
Правила
игры.
Упрощенная игра
33.
Баскетбол.
Правила
игры.
Стойка
баскетболиста.
Передачи мяча в
парах.
34.
Баскетбол.
Ведение мяч на
месте
и
с
продвижением.
35.
обруч,
щит,
кольцо)
36.
Баскетбол.
Подвижная
игра
Активные
действия
1
Активные
действия
1
«Мяч капитану»,
«10 передач»
37.
Бадминтон.
Правила
игры.
Захват ракетки.
Имитация ударов
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
38.
Бадминтон.
Правила
игры.
Активные
действия
2
Активные
действия
2
Активные
действия
2
Беседа
1
Удары по волану
различными
способами
39.
Бадминтон.
Передачи
друг
другу, работа в
парах
40.
Бадминтон.
Упрощенная игра
41.
Теоретические
ответственности за свои поступки на
безопасности
основе представлений о этических
и
нормах и правилах поведения в
поведения
уроках
на
современном обществе; вступать в
легкой
контакт и работать в коллективе
атлетики.
(учитель - ученик, ученик - ученик,
Виды
учитель
соревнований по
принятые
л/а.
взаимодействия с одноклассниками и
Активные
действия
Строевые
упражнения.
учителем
класс);
использовать
ритуалы
социального
(в
спортзале,
школе);
слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
шеренгу, колонну,
деятельности и быту; сотрудничать
парами
со взрослыми и сверстниками
Строевые
упражнения.
44.
1
–
в
Построение
43.
личной
сведения: Техника
правила
42.
Понимание
Активные
действия
1
разных
социальных
в
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
Размыкание,
сопереживать,
смыкание
взаимодействовать
приставными
договариваться
и
шагами.
поведение
учетом
поведения
участников
спорной
Легкая
атлетика: Активные
2
других
с
конструктивно
с
людьми;
изменять
свое
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
действия
ходьба,
ситуации;
пространстве спортзала; работать с
ходьбы, ходьба с
учебными
изменением
принадлежностями(инструментами,
и
спортивным
направления
организовывать
атлетика: Активные
действия
бег в медленном и
Легкая
2
темпе.
Бег
и
направлении
атлетика: Активные
действия
высокий
старт,
Легкая
3
бег по сигналу на
30м.,
челночный
бег 4по10м
47.
атлетика: Активные
действия
прыжки в длину с
Легкая
2
места
48.
атлетика: Активные
действия
прыжки
через
Легкая
препятствия
2
в
длину и высоту
толчком одной и
двумя
49.
атлетика: Активные
действия
Прыжок в длину с
Легкая
разбега
3
(5-6
шагов)
50.
атлетика: Активные
действия
метание малого
Легкая
рабочее
место;
участвовать
оценивать
свои
действия
действия одноклассников.
в
заданном
скорость
активно
инвентарем)и
в
деятельности, контролировать
быстром
46.
в
разновидности
скорости
45.
ориентироваться
2
и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47 620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел.
(343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
мяча в цель
51.
атлетика: Активные
действия
метание малого
Легкая
2
мяча на дальность
52.
атлетика: Активные
действия
броски набивного
Легкая
мяча
(1-2кг)
двумя
руками
2
махом сверху изза головы, снизу
53.
Игры-эстафеты с Активные
действия
элементами л/а
2