РП_КК_Социально-бытовая_ориентировка1-4_кл.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.2,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
(1-4 классы)

Екатеринбург, 2022 г.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

1.

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
составлена рабочая программа коррекционного курса для детей с расстройством аутистического
спектра, вариант обучения 8.2, обучающихся в 1-ом (1-ом дополнительном) – 4-ом классах.
Программа коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» разработана на
основе программы «Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования детей с расстройством аутистического спектра» в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (в редакции с изменениями и дополнениями);
2.
Приказа Миобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО» (зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №15785);
3.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки
России от 19 декабря 2014г. № 1598;
Срок реализации рабочей программы. Рабочая программа составляется на 5 лет, но
конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся
в конце каждого учебного года.
Цель курса - формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических
умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие
взаимосвязные задачи:
1. Практическая подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
2. Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
3. Становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств.
4.Накопление опыта социального поведения.
5. Развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности.
6. Формирование культуры поведения, его саморегуляции.
7. Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях
активизации речевой деятельности.
8. Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми.
9. Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения
различных поручений, связанных с бытом семьи.
10. Формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в
повседневной жизни.
11. Знакомство с трудом родителей и других взрослых.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся
с расстройством аутистического спектра. Компенсация особенностей развития достигается путем
организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов
воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием
индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных
форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности,

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности,
использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого
количества наглядности.
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий,
которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей
обучающихся с РАС. Расстройство аутистического спектра накладывает специфические особенности
на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни.
Особенности обучающихся с РАС, препятствующие успешной социально-бытовой
адаптации:
- Трудности в освоении новых видов деятельности и навыков;
- Гиперестезии;
- Нарушение функции планирования и самоконтроля;
- Сниженная способность к имитации;
- Трудности при возникновении внештатных ситуаций;
- Трудности при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную;
- Стереотипность;
- Особенности эмоциональной сферы.
Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством аутистического спектра
Для освоения курса «Социально – бытовая ориентировка» обучающимися с расстройством
аутистического спектра (вариант 8.2) необходимо обеспечить следующие материально-технические
условия реализации, адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования:
-организации пространства, в котором обучается ребенок с расстройством
аутистического спектра;
-организации временного режима обучения;
-организации рабочего места обучающегося с расстройством аутистического спектра;
-техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты
обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей;
-обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их
сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
-специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим
материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения,
отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с расстройством
аутистического спектра.

2. Общая характеристика коррекционного курса
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы
работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий
ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность.
Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и
углубляя изученные темы.
Программа курса составлена по модульному принципу, форма организации занятий –
индивидуальная. Содержание, и продолжительность занятий в рамках конкретного модуля
определяется мерой практической актуальности для каждого обучающегося определенного
класса.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать
поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует
сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через
ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном
процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но
также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем
адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в
общении. У детей с расстройством аутистического спектра с интеллектуальной недостаточностью
отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога,
которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность
ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание,
расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи.
Рабочая программа корректируется и конкретизируется каждый учебный год, уточняется
после проведения диагностики (обследования) обучающихся.
При диагностике в начале года особое внимание уделяется следующим категориям:
- физический потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся имеет
удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс
утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками).
- коммуникативный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся понимает и выполняет
простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.).
- познавательный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся может воссоздавать
целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой
инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш). - художественнодеятельностный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся включается в совместные
игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу,
принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному
курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава
обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и
навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной
категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
С учётом психофизических особенностей, обучающихся личностные результаты, включают:
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и
- находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка
в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге,
составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты связаны с овладением обучающимися
«академическим» компонентом каждой образовательной области и включают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные).
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,
ученик-класс, учитель-класс);

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой,
творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других
носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся.
Содержание коррекционного курса
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в
достаточной степени, представляет основы социально-бытовой ориентировки необходимые,
как для
успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для
подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном
обществе.
Содержание курса 1 (1 дополнительный) класс – 33 часа.
Входная диагностика (1час).
Выявление уровня готовности обучающихся, конкретизация и уточнение программы курса,
в случае необходимости.
Развитие социально-бытовой ориентировки (31час).
Включает следующие подразделы:
Культура поведения (8ч). Поведение в школе. Поведение в столовой. Поведение дома.
Поведение дома в семье.
Моя школа. Мой класс. (7ч). Экскурсия по школе. Знание школьных помещений. Соблюдение
режимных моментов и требований. Рабочее место, порядок на рабочем месте. Школьные
принадлежности. Создание макета «Моя школа». Школьный режим. Рабочее место. Дидактические
игры «Так или не так?», «Где ты был?».
Личная гигиена (9 ч). Части тела. Предметы личной гигиены: мыло, полотенце (для рук и
банное), зубная щётка и паста, шампунь, мочалка. Уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазами,
волосами. Ноги и их значение. Зубы и их значение. Необходимость и периодичность чистки зубов.
Уши и их значение. Правила чистки ушей. Правила расчёсывания волос. «Играем в
парикмахерскую».
Я и моя семья (7 ч). Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание
своего возраста. Знание своего адреса. Мой адрес. Дидактическая игра «Портрет». Любимые
занятия. Ближайший мир ребёнка – семья. Состав семьи. Семейные традиции, праздники.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Итоговая диагностика (1 час).
Выявление уровня личностных и предметных результатов обучающихся. В
случае необходимости, коррекция, конкретизация, уточнение программы.
Количество часов, которое отводится на подразделы, включенные в «Развитие социальнобытовой ориентировки», варьируется в зависимости от уровня готовности обучающегося.
Содержание курса 2 класс– 34 часа.
Входная диагностика (1час).
Выявление уровня готовности обучающихся, конкретизация и уточнение программы курса,
в случае необходимости.
Развитие социально-бытовой ориентировки (32 час).
Включает следующие подразделы:
Культура поведения (7 ч). Культура общения со взрослыми и сверстниками. Поведение в
школе. Поведение дома. Поведение дома в семье.
Личная гигиена (6 ч). Правила ухода за ногтями и кожей рук (стрижка ногтей, средства ухода
за руками и способы их применения). Правила закаливания организма, правила обтирания; виды
спорта; личная гигиена учащихся во время физкультурных занятий, походов. Практические занятия.
Проведение занятий по обучению детей уходу за телом, выполнение процедур закаливания и др.
Одежда и обувь (10 ч). Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды
(пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков). Правила применения мыла, стирального
порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Сушка, глажение небольших
вещей (платков, воротничков, носков и др.). Складывание чистого белья. Уход за различного вида
обувью и головными уборами. Практические занятия. Пришивание пуговиц, петель, вешалок на
одежду, подшивание брюк, платья, зашивание по распоротому шву. Стирка и утюжка изделий из
цветной хлопчатобумажной и шелковой ткани. Пользование утюгом.
Питание (6 ч).
Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (мытье рук перед
приготовлением пищи и перед едой). Знакомство с кухней, посудой. Чистка и мытье посуды.
Хранение пищи и продуктов питания. Соблюдение чистоты и порядка.
Значение растительной пищи в питании человека. Правила приготовления овощных блюд (из
сырых и отварных овощей). Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом. Практические
занятия. Отваривание овощей, приготовление из картофеля пюре. Приготовление салатов и
винегретов из сырых и отварных овощей.
Семья (3 ч). Состав семьи. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и др.). Личные
взаимоотношения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей. Практические
занятия. Игры-драматизации по общению и выполнению семейных бытовых обязанностей.
Итоговая диагностика (1 час).
Выявление уровня личностных и предметных результатов обучающихся. В
случае необходимости, коррекция, конкретизация, уточнение программы.
Количество часов, которое отводится на подразделы, включенные в «Развитие социальнобытовой ориентировки», варьируется в зависимости от уровня готовности обучающегося.
Содержание курса 3 класс– 34 часа.
Входная диагностика (1час).
Выявление уровня готовности обучающихся, конкретизация и уточнение программы
курса, в случае необходимости.
Развитие социально-бытовой ориентировки (32 часа).
Включает следующие подразделы:
Культура поведения (3 ч). Закрепление правил поведения в общественных местах при
посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Правила поведения в зрительном зале, фойе, буфете,
гардеробе, залах музея, читальном зале. Соблюдение правил поведения за столом (правильная
осанка, пользование столовыми приборами, салфеткой, красивый и аккуратный прием пиши).
Практические занятия. Посещение общественных мест, отработка поведения во время приема
пищи.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Личная гигиена (5 ч). Режим дня. Личная гигиена. Утренняя зарядка. Ее значение для
здоровья
и жизни человека. Знать комплекс упражнений и выполнять их. Содержание в чистоте и порядке
личных (индивидуального пользования) вещей.
Семья (6 ч). Моя семья. Дни рождения. Родственники. Знать фамилии, имена и отчества
всех самых близких родственников. Места жительства. Профессии всех родственников.
Транспорт и ПДД (8 ч). Назначение транспорта. Городской транспорт.
Пассажирский транспорт. Светофор. Переход. Правила перехода улицы. Дорожные
знаки для пешеходов.
Растения (5 ч). Декоративные растения. Комнатные цветы. Уход за растениями. Овощи
и фрукты. Виды овощей и фруктов. Знать какие овощи и фрукты, и в каком виде употребляем в
пищу.
Медицина и помощь (5 ч.). Наше здоровье. Поликлиника, аптека, больница. Их назначение.
Итоговая диагностика (1 час).
Выявление уровня личностных и предметных результатов обучающихся. В
случае необходимости, коррекция, конкретизация, уточнение программы.
Количество часов, которое отводится на подразделы, включенные в «Развитие социальнобытовой ориентировки», варьируется в зависимости от уровня готовности обучающегося.
Содержание курса 4 класс– 34 часа.
Входная диагностика (1час).
Выявление уровня готовности обучающихся, конкретизация и уточнение программы
курса, в случае необходимости.
Развитие социально-бытовой ориентировки (32 часа).
Включает следующие подразделы:
Личная гигиена (3 ч). Чтение и письмо при соблюдении определенных гигиенических
требований (освещение рабочего места, вред чтения лежа, в движущемся транспорте, за едой, на
ходу, на ярком солнце). Недопустимо чтение старых книг с рваными, пожелтевшими страницами
(это вредно для зрения). Гигиенические требования во время самообслуживания. Соблюдение
чистоты помещения (для охраны зрения).
Питание (6 ч). Изготовление изделий из теста, их оформление. Знание способов
консервирования овощей, последовательного приготовления консервов разными
способами (квашение, соление). Умение составить меню, учитывая рациональность
питания и наличие продуктов.
Жилище (8 ч). Повседневные обязанности по уборке спален, игровой, классной и других
помещений. Уход за цветами. Уход за мебелью. Способы ухода за окнами, мытье стекол, зеркал,
подбор моющих средств. Способы утепления окон. Чистка пылесосом мягкой мебели. Подметаем
и пылесосим комнату. Где должны лежать вещи и письменные принадлежности.
Безопасность жизнедеятельности (4 ч). Предвидеть опасность. Правила безопасности
на воде. Как пешеходы и водители поделили улицу. О чем говорят дорожные знаки.
Семья (8 ч). Взаимопомощь, доброта. Пример и авторитет отца, матери. Посильный
домашний труд в семье (уборка своей постели, содержание в порядке вещей, помощь в уборке
комнаты, умение накрывать на стол перед едой.). Обращение к старшим утром и вечером: «Доброе
утро», «Спокойной ночи». Внимание, чуткость, заботливое отношение к старшим (отцу, матери,
бабушке, дедушке).
Транспорт (3 ч). Функции железнодорожного транспорта, метро. Назначение вокзалов,
основные службы вокзалов. Умение пользоваться расписанием (определение номера поезда,
времени отправления, прибытия). Значение видов пассажирских вагонов (общий,
плацкартный, купейный, мягкий). Порядок приобретения биле

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класса
№
Раздел, тема
занятия
1

2
3
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15

Характеристика деятельности учащегося

Входная диагностика (1 ч)
Культура поведения (7 ч)
Школа хороших манер. В чем секрет волшебных
Познавательная беседа с элементами игры
слов?
Поведение в школе.
Отработка навыка поведения в классе
Формы обращения к разновозрастным группам.
Активное участие в ситуации.
Поведение в столовой.
Отработка навыка поведения в столовой
Поведение за столом
Отработка навыка поведения за столом
Совместно с учителем разучивать правила
Поведение дома
поведения
Итоговое повторение пройденного материала
Активное участие в ситуации
Личная гигиена (10 ч)
Руки – мои помощники
Занятие с элементами пальчиковой гимнастики
Моем руки
Активное участие в ситуации
Познавательна беседа с элементами двигательной
Ноги и их значение.
активности
Моем ноги.
Активное участие в ситуации
Зубы и их значение. Необходимость и
Активное участие в ситуации
периодичность чистки зубов
Правила чистки зубов. Чистим зубы
Использование умений на практике

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

16
17

Уши и их значение. Правила чистки ушей
Глаза и их значение. Гигиена зрения

Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации

№
Раздел, тема

Характеристика деятельности учащегося

занятия
Правила расчёсывания волос. «Играем в
Активное участие в ситуации

18
19

парикмахерскую»
Обобщающий урок «Моё тело и уход за ним»

Использование умений на практике
Моя школа (6 ч)
Познавательная беседа с
визуальным стимульным

20
21
22
23

Экскурсия по школе
Создание макета «Моя школа»
Рабочее место
Школьные принадлежности.
Дидактические игры «Так или не так?», «Где ты

материалом
Использование умений на практике
Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации
Занятие-игра

24-25
был?».
26
27
28
29

Ближайший мир ребёнка - семья
Мой Дидактическая игра «Портрет»
Любимые занятия
Мой домашний адрес.

Моя семья (6 ч)
Занятие с элементами арттерапии
Занятие с элементами арттерапии
Активное участие в ситуации
Занятие с элементами игры
Активное участие с

30
31
32

Состав семьи
Обязанности ребёнка в семье
Семейные традиции, праздники

материалом
Участие в ролевой игре
Использование умений на практике

визуальным стимульным

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Итоговая диагностика (1 ч)

33

2 класс
№
Раздел, тема
занятия
1

Характеристика деятельности учащегося
Входная диагностика (1 ч)
Культура поведения (7 ч)

Приветствие и прощание со взрослыми,
Активное участие в ситуации

2
сверстникам.
Употребление слов, выражающих просьбу,

Активное участие в ситуации

3
4

благодарность.
Оказание помощи по просьбе другого ребенка.
Обращение к сверстнику (называть его по имени,

Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации

5
отвечать на его вопросы)
Соблюдение правил культурного поведения на

Совместно с учителем разучивать правила

улице
Соблюдение правил культурного поведения дома

поведения
Совместно с учителем разучивать правила

6

7
8

и в школе
поведения
Итоговое повторение пройденного материала
Активное участие в ситуации
Личная гигиена (7 ч)

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

9

Правила ухода за ногтями и кожей рук (стрижка
ногтей, средства ухода за руками и способы их
применения).
Правила закаливания организма, правила

Активное участие в ситуации

10
11-14

Активное участие в ситуации

обтирания.
Виды спорта.
Личная гигиена учащихся во время

Познавательная беседа с элементами игры
Активное участие в ситуации

15
физкультурных занятий.

Одежда и обувь (10 ч)
№
Раздел, тема

Характеристика деятельности учащегося

занятия
16-19

Отработка навыка раздевания и одевания верхней одежды,
Смена одежды и обуви по сезонам.

20
21

Мелкий ремонт одежды
Стирка. Правила применения мыла, стирального

22
23
24

порошка.
Сушка, глажение небольших вещей
Складывание чистого белья.
Уход за различного вида обувью и головными

25

уборами
Уход за различного вида головными уборами

обуви
Активное участие в ситуации
Занятие -тренинг
Активное участие в ситуации
Занятие -тренинг
Занятие- викторина. Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации
Питание (6 ч)

26

Санитарно-гигиенические требования к
Познавательна беседа с отработками навыка

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

приготовлению пищи (мытье рук перед
тщательного мытья рук
27
28

29
30
31

32
33
34

приготовлением пищи и перед едой).
Знакомство с кухней, посудой.
Чистка и мытье посуды. Соблюдение чистоты и

Познавательная беседа с элементами игры

Активное участие в ситуации
порядка.
Хранение пищи и продуктов питания.
Игра - тренинг
Значение растительной пищи в питании человека.
Познавательная беседа с элементами викторины
Сервировка стола к обеду. Правила поведения за
Отработка навыка сервировки стола с помощью
столом.
взрослого
Семья (2 ч)
Состав семьи. Родственные отношения (мать,
Познавательная беседа с визуальным стимульным
отец, брат, бабушка и др.).
материалом
Распределение хозяйственно-бытовых
Игры-драматизации по общению и выполнению
обязанностей.
семейных бытовых обязанностей
Итоговая диагностика (1ч)

3 класс
№
п.п.
1

2

Раздел, тема

Характеристика деятельности учащегося

Входная диагностика (1 ч)
Культура поведения (3 ч)
Закрепление правил поведения в общественных местах при
посещении кинотеатра, музея, библиотеки.
Активное участие в ситуации
Правила поведения в зрительном зале, фойе, буфете, гардеробе,

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

3

4
5
6
7
8
9

залах музея, читальном зале.
Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка,
пользование столовыми приборами, салфеткой, красивый и
аккуратный прием пиши).
Личная гигиена (5 ч)
Режим дня. Личная гигиена.
Утренняя зарядка.
Значение утренней зарядки для здоровья и жизни человека.
Разучивание и повторение комплекса упражнений для зарядки.
Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального
пользования) вещей.

Активное участие в ситуации

Отработка навыка поведения за столом
Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации
Познавательная
беседа с
двигательной активности
Совместное
разучивание
зарядки для ежедневного выполения

элементами
упражнений

Активное участие в ситуации

Семья (6 ч)
10

Моя семья. Дни рождения.

Познавательная беседа с элементами игры

11
12

Родственники. Изучение фамилий, имена и отчеств всех самых
близких родственников.
Место жительства.

13-15 Профессии всех родственников.

Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации
Познавательная
беседа
с
стимульным материалом

визуальным

Транспорт и ПДД (8 ч)
Назначение транспорта.
16-18

Активное слушание с элементами игры

19

Пришивание пуговиц, вешалок, петель и
крючков).

Городской транспорт.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

20

Пассажирский транспорт.

21
22
23

Светофор.
Переход. Правила перехода улицы.
Дорожные знаки для пешеходов.

Познавательная
беседа
с
визуальным
стимульным материалом
Занятиес
элементами
двигательной
активности
Занятие - тренинг
Активное слушание с элементами игры
Растения (5 ч)

24
25
26-27
28

Декоративные растения. Комнатные цветы.
Уход за растениями.
Овощи и фрукты. Виды овощей и фруктов.
Какие растения, и в каком виде употребляем в пищу.
Медицина и помощь (5 ч)

29
Наше здоровье.
30-32 Поликлиника, аптека, больница. Их назначение.

33
34

Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей.
Итоговая диагностика (1ч)

Познавательная
беседа
с
стимульным материалом
Использование умений на практике
Познавательная игра
Занятие -викторина

визуальным

Познавательная
беседа
с
визуальным
стимульным материалом
Занятие с элементами ролевой игры
Игры-драматизации
по
общению
и
выполнению
семейных
бытовых
обязанностей

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

4 класс
№
п.п.
1

Раздел, тема

Характеристика деятельности учащегося

Входная диагностика (1 ч)
Личная гигиена (3 ч)
2 Бережём зрение. Гигиена зрения.
Активное участие в ситуации
Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач. «Уход за
3 глазами».
Активное участие в ситуации
4 Гигиенические требования во время самообслуживания.
Использование умений на практике
Питание (6 ч)
Познавательная беседа с визуальным
5 Знакомство с видами хлебо-булочных изделий.
стимульным материалом
6 Изготовление изделий из теста, их оформление.
Активное участие в ситуации
7 Заготовка продуктов на зиму.
Занятие с элементами арттерапии
Совместно с учителем разучивать правила
8 Знание способов консервирования овощей.
поведения
9-10 Составляем меню из предложенных продуктов.
Активное участие в ситуации
Жилище (8 ч)
Повседневные обязанности по уборке спален, игровой, классной
11-12 и других помещений.
Активное участие в ситуации
13
14
15
16
17

Уход за цветами.
Уход за мебелью.
Способы ухода за окнами, стеклами, зеркалами.
Способы утепления окон.
Подметаем и пылесосим комнату.

Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации
Активное участие в ситуации

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

18

Где должны лежать вещи и письменные принадлежности.

Занятие с элементами викторины

Безопасность жизнедеятельности (4 ч)
Предвидеть опасность.
19

Познавательная беседа с элементами игры

20
21

Правила безопасности на воде.
Как пешеходы и водители поделили улицу.

Пришивание пуговиц, вешалок, петель и
крючков).
Активное участие в ситуации

22

О чем говорят дорожные знаки.

Познавательная беседа с элементами игры
Семья ( 8 ч)

23

Взаимопомощь, доброта к близким.

24-25 Пример и авторитет отца, матери.

26-28 Посильный домашний труд в семье.

29
30

31
32

Соблюдение режима, определенных норм и правил поведения.
Внимание, чуткость, заботливое отношение к старшим (отцу,
матери, бабушке, дедушке).
Транспорт (3 ч)
Функции железнодорожного транспорта, метро.
Виды и назначение вокзалов, основные службы вокзалов.

Активное участие в ситуации
Познавательна беседа с элементми ролевой
игры
Игрыдраматизации
по
общению
и
выполнению
семейных
бытовых
обязанностей
Занятие с элементами отработки навыков
поведения в общественных
местах
Занятие с элементми игры
Познавательная
беседа
стимульным материалом
Познавательная
беседа
стимульным материалом
Игрыпо

с

визуальным

с

визуальным
общению

и

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

33
34

Умение пользоваться расписанием. Порядок приобретения
билета.
Итоговая диагностика (1ч)

драматизации
выполнению
обязанностей

семейных

бытовых

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий
необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребенку необходимо
иметь: тетрадь в клеточку, листы бумаги А 4, простой карандаш, набор цветных
карандашей, ручку.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ обусловливают
необходимость специального подбора демонстрационного материала, наборы конструкторов,
дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности, использование печатных пособий, дидактического раздаточного материала,
наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей, предметов различной
формы, величины, цвета. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством
аутистического спектра обуславливают использование ИКТ технологий, а именно электронные
и информационные ресурсы с визуальной, аудио-, комбинированной информацией.
Материальное-техническое обеспечение:
- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике
программы;
- дидактические карточки по изучаемым темам;
- разноцветные фишки;
- разнообразный демонстрационный материал;
- карточки «да/нет»-системы, карточки с символами;
- календарь активности.
Литература:
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2) МАОУ
СОШ №34 г. Томска
2.
Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. «Социально бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях.
3.
Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у
детей с нарушениями развития: Путешествие в мир окружающих предметов: Для дошк. и
младш. школьного возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова. - М.:
ВЛАДОС, 2004
4.
Моллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями
в развитии детей. М., 2000.
5.
Солнцева Л. И.Содержание и методы коррекционных занятий по социальнобытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы
коррекции. – М., ВОС, 1990;
6.
Щербакова А.М. Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка
в специальных(коррекционных) образовательных учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».