РП_АООП_НОО_8.2_Родной_(русский)__язык_3-4_кл.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 8.2,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных
основных образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3-4 КЛАССЫ)

г. Екатеринбург, 2022 г.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 3-4 классов на
уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в Программе воспитания МАОУ-Гимназии № 47.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований,
заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского
языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык
(русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский)
родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не
может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые
обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный
характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного
курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное
чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса
русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно
практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как
носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие
языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение
учащихся в практическую речевую деятельность.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры
и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других
языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка
и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными
русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Содержание учебного предмета «Родной русский язык»

3 класс
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова,
обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные
сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей,
зорька, солнце и т. п.); уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских
городов, сведения о происхождении этих названий. Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как
специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм
родительного падежа множественного числа). Существительные, имеющие только форму
единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Создание

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

текстов-повествований.
Редактирование
предложенных
текстов
с
целью
совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
4 класс
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от
корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские
традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы. Трудные случаи образования
формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на
пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на
уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). Информативная
функция заголовков. Типы заголовков. Информационная переработка прослушанного или
прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации
основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о
научной
картине
мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы,
о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» должно обеспечить воспитание
ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся
в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия
русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение
активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения
родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о
родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых
типов и жанров.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:


осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;



распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова,
называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова,
называющие музыкальные инструменты);

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru



распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы;



использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;



понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;



понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;



соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);



произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);



использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;



выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;



проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;



правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён
существительных;



выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже;



пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;



пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;



различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;



владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;



использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru



выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;



владеть различными приёмами слушания научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;



анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;



проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.), определять языковые особенностей текстов;



выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;



создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;



создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;



оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;



редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:



распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами
и чувствами людей; родственными отношениями);



распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и
сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы;



осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;



использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;



понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;



понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru



соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);



соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);



произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);



выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;



проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;



заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1го лица единственного числа настоящего и будущего времени;



выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);



редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;



соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи
собственного текста (в рамках изученного);



пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова, для уточнения нормы формообразования;



пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;



пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;



различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;



владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;



использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;



выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;



строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;



владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru



владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;



анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;



соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;



составлять план текста, не разделённого на абзацы;



приводить объяснения заголовка текста;



владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;



владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста: пересказывать текст с изменением лица;



создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;



создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение
в письменной форме и представлять его в устной форме;



оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;



редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок
или с целью более точной передачи смысла;



редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Тематическое планирование по предмету «Родной русский язык»
3 класс (8 часов)
№

Тема урока

Содержание

урока
1

Дело мастера боится.

2

Заиграйте,
гусли…

3

У
земли ясно
солнце, у человека
– слово

4

Для чего нужны
суффиксы?

мои

Элементы реализации
программы воспитания

Слова, обозначающие предметы
и явления традиционной
культуры: слова, называющие
занятия людей
Слова, обозначающие предметы
и явления традиционной русской
культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты
Русские традиционные
сказочные образы, эпитеты и
сравнения: уточнение значений,
наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и
художественной литературы

Формирование основ
российской гражданской
идентичности, чувства
гордости за свою Родину

Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить
различные оттенки значения и
различную оценку, как
специфическая особенность
русского языка

Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование личностного
смысла

Электронные
образовательные
ресурсы
https://clck.ru/mHXca

Кол-во часов

https://www.yaklass.ru/

1

1

1

http://nachalka.info

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

учения
5

Какие особенности
рода имён
существительных
есть в русском языке?

Специфика грамматической
категории рода имен
существительных в русском
языке

6

Все ли имена
существительные
«умеют» изменяться по
числам?

Существительные, имеющие
только форму единственного или
только форму множественного
числа

7

Создаём текстыповествования

Создание текстов-повествований
о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах,
связанных с народными
промыслами

8

Учимся
редактировать
тексты

Редактирование предложенных
текстов с целью
совершенствования их
содержания и формы (в пределах
изученного в
основном курсе)

Овладение начальными
навыками адаптации в
динамично изменяющемся
и развивающемся мире
Развитие
самостоятельности и
личной
ответственности за свои
поступки
Формирование целостного,
социально
ориентированного взгляда
на мир в его
органичном единстве и
разнообразии природы,
народов, культур и религий

https://clck.ru/dXLRp

1

https://rus.1sept.ru/urok/

1

https://clck.ru/Mtf8b

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

4 класс (8 часов)
№

Тема урока

Содержание

урока
1

Не стыдно не знать,
стыдно не учиться

2

Вся семья вместе,
так и душа на месте

3

Язык языку весть
подаёт

Лексика, заимствованная
русским языком из языков
народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.

4

Красное словцо
не ложь

Пословицы, поговорки и
фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей

Элементы реализации
программы воспитания

Слова, связанные с обучением.

Познавательные интересы,
активность,
Пословицы, поговорки и
инициативность,
фразеологизмы, возникновение
любознательность и
которых связано с учением
самостоятельность в
познании
Слова, называющие родственные Формирование целостного,
отношения (матушка, батюшка,
социально
братец, сестрица, мачеха,
ориентированного взгляда
падчерица). Пословицы,
на мир в его органичном
поговорки и фразеологизмы,
единстве и
возникновение которых связано с разнообразии природы,
качествами, чувствами людей, с
народов, культур и религий
родственными отношениями.

Электронные
образовательные
ресурсы
https://rus.1sept.ru/urok/

Кол-во часов

1

1

1

Уважительное отношение и
интерес к
художественной культуре

http://nachalka.info

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

5

Трудно ли
образовывать
формы глагола?

Трудные случаи образования
формы 1-го лица единственного
числа настоящего и будущего
времени глаголов (на
пропедевтическом уровне)

6

Можно ли об
одном и том же
сказать поразному?

7

Учимся передавать в
заголовке тему и
основную мысль текста

Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на
уровне словосочетаний и
предложений (на
пропедевтическом
уровне)
Особенности озаглавливания
текста

8

Учимся пересказывать
текст

Информационная переработка
прослушанного или
прочитанного текста: пересказ с
изменением лица (на
практическом уровне)

Познавательные интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании
Развитие мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла учения
Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
в разных
социальных ситуациях

https://clck.ru/mHDtU

1

https://clck.ru/mH8EG

1

https://www.yaklass.ru/

https://clck.ru/NEBNq

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».