РП_АООП_НОО_7.1_Родная_литература_3-4_кл

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 7.1,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных
основных образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(3-4 КЛАССЫ)

г. Екатеринбург, 2022 г

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Цели и задачи изучения учебного предмета
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
 воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как
существенной части родной культуры;
 включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего
народа;
 осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры; 6 развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
 воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа,
введение обучающегося в культурно языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
 формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
 обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
 формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
 совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
 развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена
с учетом Рабочей программы воспитания и возможностью использования электронных
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 3-4 классах на изучение предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» отводится в неделю ‒ 0,25 часа, за год ‒ 8 часов.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в
центре внимания находятся:
1.
Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном
пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до современности (например,
доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми
понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы
произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику
русской литературы и культуры.
2.
Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства,
что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных
раздела: «Мир детства» и «Россия — Родина моя». В каждом разделе выделены
тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и
книги» и др., во втором: «Люди земли Русской», «О родной природе». Произведения
каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить
существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или
проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с
уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса,
разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов
России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких
по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в
рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики
региона.
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национальнокультурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому
на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с
помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть,
сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь,
взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе
культуры православной семьи.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского
народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.),
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям,
отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных
текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания,
отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного
запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые
слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих
возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы;
литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.
Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по
ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе
художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с
опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских
художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по
основным направлениям воспитательной деятельности:

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных п роизведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-э тических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных
и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств;
проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе
в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в
процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно- следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное миниисследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного текстового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео , звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать
схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини- исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предл оженные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок,
связанных с анализом текстов;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение
четырёх лет обучения должно обеспечить:
 понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
 осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении
русской литературы;
 ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков
героев с нравственными нормами,
 овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов;
 совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными
приёмами
интерпретации,
анализа
и
преобразования
художественных, научно-популярных
 применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования
(умения
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного
с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого; составлять
устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной
задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
 самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение
 использование справочных источников для получения дополнительной информации.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской
 осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как
средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и
анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста
в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение
от имени одного из действующих лиц;
 пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
культурной самоидентификации;
 определять
позиции героев
художественного текста, позицию
автора
художественного текста;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста
в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных
адресатов);
 самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
 пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «Литературное чтение на родном
(русском) языке»
№
п/п
1

2

Тема урока
Н. Некрасов
«Славная
осень!...»
Ф. Тютчев
«Листья»

3 класс (8 часов)
Содержание урока
Элементы реализации программы
воспитания
Анализ лирического произведения.
Уважительное отношение и интерес к
Нахождение средств выразительности :
художественной культуре.
сравнение.
Стремление к самовыражению в
разных видах
Сравнение поэтических и прозаических
художественной деятельности.
произведений.
Развитие
навыков сотрудничества
со
Соотнесение произведений литературы и сверстниками.
живописи. Определение темы. Главной Развитие этических чувств,
мысли, создание собственного текста на доброжелательности
основе репродукции.
и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей. Формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Сравнение образов.

3

С. Есенин
«Сыплет
черёмуха
снегом…»,
В. БорисовМусатов
«Весна».

4

О.
Высотская
«Одуванчик
», З.
Александров
а
«Одуванчик
».
Саша
Соотнесение произведений литературы и

4

Цифровые образовательные
ресурсы
Вивальди Времена года
(Осень) –
https://ru.drivemusic.me/klassi
cheskaya_muzyka/64866vivaldi-vremena-godaosen.html

Кол-во
часов
1

«Весна», Виктор БорисовМусатов –
https://muzeimira.com/kartini_russkih_hud
ojnikov/3054-vesna-viktorborisov-musatov-opisaniekartiny.html

1

Рассказ про одуванчик
детям https://detskiychas.ru/obo_vsy
om/rasskazy_o_prirode/pro_o
duvanchik_detyam/

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

6

7

8

Чѐрный
«Летом» А.
Рылов
«Зелѐный
шум».
Книги
великих
русских
писателей.
А.С.
Пушкин,
Л.Н.
Толстой,
И.А.
Крылов.
Выставка
книг
русских
писателей.
Книги
уральских
писателей

живописи.

Представление о жанре (рассказ, басня,
стихотворение),
особенностях
построения и выразительных средствах.
Освоение разных видов пересказа
художественного текста: подробный,
выборочный
и краткий (передача
основных мыслей).

Уважительное отношение и интерес
к художественной культуре,
восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и
творчеству своего народа.

Формирование
основных
базовых
ценностей (любовь, уважение к близким,
старшим,
родным,
забота).
Формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю
России.
Освоение разных видов пересказа Наличие мотивации к творческому
художественного текста: подробный, труду, работе на результат.
выборочный
и краткий (передача
основных мыслей).

Национальная электронная
детская библиотека (НЭДБ)
–
https://arch.rgdb.ru/xmlui/

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

4 класс (8 часов)
№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Элементы реализации программы
воспитания

Цифровые
образовательные
ресурсы
РЭШ. Путешествие в
страну «Устное народное
творчество» https://resh.edu.ru/subject
/lesson/5074/start/286321/

1

Виды устного
народного
творчества.

Определение конкретного смысла
понятий: притча, былина, миф.
Нахождение синонимов, антонимов,
омонимов в устном народном
творчестве.

Осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей
многонационального российского
общества

2

А. Невский.
Подготовка
сообщения о святом
А. Невском.
В. Серов. «Ледовое
побоище» Н.
Кончаловская.
«Слово о побоище
ледовом».
Г. Николаева
«Ливень»

Осознание
понятия
Родина,
представления о проявлении любви к
Родине
в
русской
(родной)
литературе.

Формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и историю России.

Определение особенностей
художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка

4

И. Соколов-Микитов
«Русский лес».

5

А. Гайдар «Голубая

Понимание заглавия произведения,
его адекватное соотношение с
содержанием. Выявление авторского
отношения к изображаемому на
основе анализа текста.
Понимание нравственного

Познавательные интересы, активность, 4 класс (Работа с
инициативность, любознательность и
текстом) — Ливень
самостоятельность в познании
https://mektebli.net/russkijyazyk-4-klass-rabota-stekstom-liven/
Русский лес в картинах
русских художников http://bianki.mypage.ru/illju
stracii/russkiy_les_v_kartina
h_russkih_hudojnikov.html
Формирование эстетических
Голубая чашка (1964).

3

Благоверный князь
Александр Невский –
https://inlnk.ru/ND9Pzn

Кол-во
часов
1

1

1

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru

чашка»

6

Книги о школе, о
сверстниках.

7

Интерпретация
текстов
литературных
произведений в
творческой
деятельности
учащихся.

8

История книги.

содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения главных
героев. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя
и событие. Анализ (с помощью
учителя) поступка персонажа и его
мотивов.
Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя
и событие. Анализ (с помощью
учителя) поступка персонажа и его
мотивов. Сопоставление поступков
героев по аналогии или по контрасту.
Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста,
авторских помет, имён героев.
Самостоятельное воспроизведение
текста с использованием
выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение
эпизодов с использованием
специфической для данного
произведения лексики, рассказ по
иллюстрациям, пересказ.

потребностей, ценностей и чувств

Детский фильм | Золотая
коллекция –
https://www.youtube.com/w
atch?v=g-Xekmz_h_w

Наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат.

Национальная
электронная детская
библиотека (НЭДБ) –
https://arch.rgdb.ru/xmlui
/

Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной
деятельности, на основе
представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и
свободе.

1

Самостоятельное построение плана
собственного высказывания.
Подготовка и презентация
сообщений.

Познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность
и
самостоятельность в познании

1

1

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».