Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 5.2,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных
основных образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(1-4 классы)
Екатеринбург, 2022 г.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Развитие речи» является самостоятельным коррекционным курсом, что
обусловливает его сложную структурную организацию. Лексический материал
группируется по тематическим концентрам, грамматический – по типовым
структурам, способствующим образованию у обучающихся речевых
стереотипов, что позволяет использовать обучающимися языка как средства
общения при решении коммуникативных задач.
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над
словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости
учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или
над связной речью.
Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:
формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества
предметов, действия;
обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления
новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами
словообразования;
формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом
значении слова;
уточнение значений слов;
развитие лексической системности;
расширение и закрепление связей слова с другими словами;
обучение правильному употреблению слов различных морфологических
категорий в самостоятельной речи.
Принципы отбора лексического материала подчинены коммуникативным задачам, что
обеспечивает в минимальные сроки использование обучающимися языка как средства
общения. Лексический материал группируется по тематическим концентрам и по
словообразовательным признакам с целью ознакомления со словообразовательными
моделями
различных
прилагательных.
Такой
частей
речи:
подход
к
имен
отбору
существительных,
речевого
глаголов,
материала
имен
обеспечивает
формирование у обучающихся умений выбирать слова на основе соотнесения
производящих и производных слов и выделения общности значения в тех изменениях,
которые привносят суффиксы, приставки и флексии. Выделяется для усвоения и группа
слов, не имеющих номинативного значения (предлоги, союзы, междометия), без знания
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
которых обучающиеся не могут овладеть структурой различного типа предложений и
связной речью. Изучаемые лексические средства языка включаются в непосредственное
общение, формируют умения творчески использовать их в различных видах
деятельности, обеспечивая лексическое «наполнение» высказываний.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной
деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся
должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи
и отношения между ними и выражать их в речи.
В
процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное
значение (денотативный компонент — связь с конкретными предметами, действиями,
признаками
предметов).
В
дальнейшем
проводится
работа
над
понятийным
компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета).
Уточнение значения обобщающих слов производится параллельно с дифференциацией
слов, относящихся к этому обобщающему понятию (посуда — тарелка, чашка, нож,
вилка, кастрюля и т. д. — кухонная, столовая, чайная), определяется сходство и
различие в значении этих слов.
По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в
определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е.
функциональное объединение слов семантически близких).
Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим
признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть-целое, по сходству или
противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи
антонимы и синонимы.
Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную
синтаксическую роль в речи, но не имеющих лексического значения (союзы,
междометия).
Развитие
обучающихся
с
словаря
различными
осуществляется
способами
также
через
словообразования.
У
ознакомление
обучающихся
формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В
процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы:
уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по
значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение
обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и
одинаковой некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью
отдельных приставок. При образовании новых слов с помощью суффиксов следует
обучать учащихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами
(например, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи
суффиксов (-щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова,
образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.
Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися
необходимо создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе
различных
словосочетаний
и
предложений.
Желательно, чтобы
обучающиеся
самостоятельно включали отработанные слова в спонтанную речь.
На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родственных слов,
закрепляют их точное использование в речи. Основное внимание в словарной
работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить
характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ
лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи. Теоретические
сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбираются в
соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который
усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов,
являющихся основой формирования структуры предложения.
При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные
средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При
знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются
словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ
морфологической структуры и др.).
Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его
грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их
использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными
признаками.
Закрепляются
словообразовательных
наиболее
моделей;
продуктивные
осваиваются
формы
менее
словоизменения
продуктивные
и
формы
словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание
непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.
Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения:
выделение
общего
грамматического
значения
ряда
словоформ;
соотнесение
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое значение;
звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и флексии;
уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении
направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах);
дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на
материале
слов
с
ударным/безударным
окончанием,
с
ударным/безударным
окончанием с морфонологическими изменениями в основе); дифференциация глаголов
в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (с
ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием
звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии.
Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей:
существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от
существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с
чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом.
Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов. Сравниваются
родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного),
определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в родственных
словах
общие
морфемы,
соотносятся
со
значением.
Формируются
модели
словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих
аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных
слов.
Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм
слов и грамматического оформления связей слов в предложениях.
Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и
совершенствование
грамматического
оформления
речи
путем
овладения
словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных
синтаксических конструкций предложения.
В
процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний
или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих
в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).
Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в
практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования
языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.
Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на
основе речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью
картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и
конструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза и
обобщений на синтаксическом уровне.
В
работе над предложением большое внимание уделяется семантическим
связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по
значению, верификации предложений, различной символизации).
При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться
на внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты.
Алгоритмизация
операций
языкового
анализа
и
синтеза
позволяет
учителю
организовывать умственную деятельность обучающихся.
Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:
формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинноследственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
формирование умений планировать содержание связного собственного
высказывания;
формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать
языковые
средства
оформления
связного
высказывания.
Программой
предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и
монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями
(сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять
диалоги под руководством учителя.
Работа над различными видами и типами связной монологической речи
происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры
этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию,
ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого
содержания, создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы
(рассказывание).
Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения
анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок,
сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое,
формирование
умения
устанавливать
смысловые
связи
между
отдельными
компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической
последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую
программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее в процессе порождения связного
высказывания.
В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией
сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей»
картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из
которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к
содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется
также работа над соотнесением сюжетных и предметных картинок; по анализу
отдельной сюжетной картинки; составлению смыслового плана связного высказывания
(сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).
Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает
развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей
между словами в предложении, а также умения использовать специальные
лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста.
В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать
последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала
в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в
дальнейшем обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по
заданной теме.
Система работы по развитию связной речи должна строиться с учетом различной
степени самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим
предусмотрена следующая последовательность работы: пересказ с опорой на серии
сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на
наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке
(сначала
с
предварительной
беседой
по
содержанию
картинки,
а
затем
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
самостоятельный
рассказ);
самостоятельный
рассказ
на
заданную
тему
(по
предложенному названию, началу, концу).
Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры
рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений
составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
В
I классе обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя, составлять
короткие рассказы по серии сюжетных картинок. Под руководством учителя
пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных
одной темой (по картинке или серии картинок), высказываются по личным
наблюдениям и впечатлениям.
Во II классе обучающиеся дают краткие и распространенные ответы на вопросы,
составляют диалоги по заданной ситуации. Знакомятся со структурой текста (начало,
основная часть, концовка), озаглавливают небольшие тексты и их части. Работают над
изложением.
В
III и IV классах продолжается работа по формированию умений
развертывать смысловую программу высказывания, точно использовать лексикограмматические и выразительные средства его оформления. Формируются умения в
работе с письменными изложениями и сочинениями.
Тематика для развития речи тесно связана с жизненным опытом обучающихся,
что помогает им осмысливать явления действительности, способствует созданию
картины мира и является основой формирования социальной компетенции. В I классе
основой для развития речи является «школьная» и «бытовая» тематика. Во II классе
центральной является тематика, связанная с изменениями в природе по временам года.
В III классе представления обучающихся обогащаются понятиями о космосе, планете
Земля, ее поверхности, воздушной оболочке, более глубоко изучается природа родного
края, взаимодействие человека и общества. В IV классе превалируют темы единства
человека и природы, строения организма человека, его восприятия мира, а также
исторические, патриотические и культурологические темы. Постепенное расширение и
усложнение тематического поля тесным образом связано с изучением содержания
учебного предмета «Окружающий мир» и максимально способствует социализации
обучающихся, их когнитивному и коммуникативно-речевому развитию.
Примерная тематика для развития речи:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
I класс: «Наш класс, наша школа», «Осень», «Наш город (село)», «Зима», «Моя
семья. Наш дом», «Весна», «Родная страна», «Лето».
II класс: «Окружающая природа», «Вспомним лето», «Осень», «Зима», «Весна»,
«Скоро лето».
III класс: «Космос и Земля», «Земля и другие небесные тела», «Воздух»,
«Земля», «Вода», «Формы поверхности», «Наш край», «Человек и общество», «Устное
народное творчество».
IV класс: «Единство человека и природы», «Организм человека, охрана его
здоровья», «Восприятие окружающего мира», «Человек
и история», «Российская история», «Древняя Русь», «Московское царство»,
«Российская империя», «Российское государство», «Как мы понимаем друг друга».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье
и другим людям, своему Отечеству, развитие морально - этических качеств личности
младшего школьника;
принятие социальной роли обучающегося, осознание личностного смысла учения и
интерес к изучаемому предмету;наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье
и другим людям, своему Отечеству;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой
саморегуляции;
освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных
ситуаций.
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
использовать знания в повседневной жизни.
Метапредметные результаты
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
определение общей цели и путей ее достижения (под руководством учителя);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать с учебными моделями, в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
Доступные определения терминов «слово», «словосочетание», «предложение».
Доступное определение термина «текст», его основные особенности. Названия и
последовательность времен года, характеристику основных сезонных изменений в
природе, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев.
Профессии работников школы, людей, работающих на транспорте и в сфере
торговли, занятых в сельском хозяйстве.
Названия и краткую характеристику 3-4 видов деревьев, кустарников, цветковых
растений, комнатных растений.
Названия и краткую характеристику игрушек, учебных принадлежностей,
предметов оборудования школы, елочных украшений (по 4-5).
Отличительную характеристику 3-4 домашних животных и птиц, а также
обитателей живого уголка, их образ жизни, основы ухода.
Отличительную характеристику 3-4 диких животных и птиц, их образ жизни,
места обитания.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Сходство и различие диких и домашних, зимующих и перелетных птиц.
Названия и характеристику основных видов транспорта (по 4-5),
сезонных игр и развлечений, видов спорта (по 3-4).
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие
животные, домашние птицы, дикие птицы, насекомые, рыбы, сезонная одежда и обувь
их характеристики.
Имя, отчество, фамилию свои и родителей, свой возраст, день рождения,
домашний адрес, номер телефона.
Название родного города (села), государства, столицы, символики государства,
3-4 рек, озер, крупных городов, на территории России, некоторых важных
исторических событий в жизни страны и родного города (села).
Правила поведения в классе и в школе, в гостях и дома, за столом.
Режим дня школы.
Названия и назначение предметов санитарно-гигиенического ухода, правила
личной гигиены.
Принципы ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Название и назначение основных предметов бытовой техники, возможности ее
использования.
Основы безопасного поведения в школе, в транспорте, на улице, в домашних
условиях, при использовании электрических приборов и газового оборудования, при
половодье, таянии льда на реке, ледоходе, оттепели и таянии сосулек, на водоеме, в
лесу.
Основы охраны окружающей среды.
Обучающиеся должны уметь:
активизировать усвоенные слова конкретного и абстрактного значения через речевую
практику, использовать многозначные слова (дрожать от холода – от страха);
точно и уместно употреблять слова близкие и противоположные по смыслу, слова с
переносным значением;
практически в собственной речи правильно использовать грамматические формы слов
и
отрабатываемые
конструкции
предложений,
употреблять
синтаксические
конструкции с союзами «что», «как», стоящие после глаголов (Учитель сказал, что
завтра пойдем на экскурсию. Учительница радовалась тому, что мы успешно написали
контрольную работу.), синтаксических конструкций с союзными словами: «где»,
«куда», «откуда» (Собака побежала туда, где играли дети), сравнительной
синтаксической конструкции с союзом «чем»;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
употреблять сложно-подчиненные предложения с придаточными причины,
отвечающими на вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?», самостоятельно ставить
проблемные вопросы;
использовать безличные предложения (Вечерело. Нам пора ехать, уже совсем
рассвело.);
четко, с правильным ударением произносить слова разного звуко - слогового состава;
самостоятельно вести беседу, составлять диалог с использованием прямой и косвенной
речи (инсценировки), обращений в репликах, вводных слов и выражений на тему из
школьной жизни, на заданную тему в соответствии с ситуацией или по содержанию
серии картин; уметь заменить прямую речь косвенной и наоборот;
осуществлять изложение текста с изменением лица и времени действия, с
сокращением (компрессией), расширением, с элементами описания природы;
самостоятельно составлять план к тексту, связно пересказать прочитанное или
прослушанное;
составить и записать небольшой рассказ по сюжетной картине, использовать элементы
описания и рассуждения;
в устной и письменной форме выразить комплимент, возражение, протест, позитивные
и негативные впечатления;
работать со схемами, таблицами и моделями.
различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание,
повествование, рассуждение;
составлять, с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений, текст с
элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную
статью, извлекая необходимую информацию;
писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
занятия
Тематическое планирование
Количество
часов
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Речь. Для чего она нужна?
Слово, его значение.
Слова-предметы.
Слова-признаки.
Слова-действия.
Различение в речи слов предметов, признаков, действий в
рассказе «Наш класс».
Слова-друзья.
Слова-неприятели.
Слова-родственники.
Различение в речи слов-родственников, слов-друзей и
слов-неприятелей.
Предложение.
Дифференциация понятий «слово», «предложение» в
рассказе «Осень».
Составление предложений на заданную тему по опорным
словам по теме «Наш дом».
Связь слов в предложении.
Моделирование предложений.
Составление простого предложения по схеме.
Общее понятие о тексте.
Тема текста.
Заглавие текста.
Планирование содержания связного высказывания.
Составление рассказа по теме «Зима» по сюжетным
картинкам.
Составление устного диалога на тему «Моя семья».
Творческий пересказ.
Пересказ по опорным словам.
Составление рассказа с опорой на картину по теме
«Весна»
Деление сплошного текста на предложения.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ с опорой на картину «Родная страна».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Составление рассказа-описания по картинке по теме: «Моя
любимая игрушка».
Пересказ по серии сюжетных картинок
Составление рассказа по началу по теме: «Лето».
Составление высказывания по личным впечатлениям по
теме «Почему я люблю свой город».
29
30
31
32
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
№
занятия
Тематическое
планирование
Количество
часов
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Устная и письменная речь.
Определение лексического значения слов-предметов,
признаков, действий.
Слова с похожим значением.
Слова с противоположным значением.
Различение слов с похожим и противоположным
значением.
Уточнение значения родственных слов.
Установление связи слов в словосочетании и
предложении.
Предложение и словосочетание. Их отличие.
Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи по теме «Осень».
Составление предложений- кратких ответов на вопросы к
тексту.
Составление предложений –полных ответов на вопросы к
тексту.
Признаки текста: тема, основная мысль, заголовок.
Установление временных связей в высказывании.
Установление пространственных связей в высказывании.
Составление диалога.
Составление монолога.
Абзац. Связь предложений в тексте «Зима».
Части текста. Пересказ по опорным словам.
Деление текста на части.
План текста. Составление плана текста с обозначенными
частями.
Сочинение рассказа по началу.
Виды плана. Составление планов разных видов.
Составление рассказа по теме «Весна» с опорой на слова.
Сочинение рассказа по концу.
Анализ текста. Редактирование текста-описания
«Синица».
Редактирование текста-повествования, работа над
завершенностью текста. Дифференциация правильного и
деформированного текста.
Изложение с языковым разбором текста по коллективно
составленному плану «Почему нашего щенка назвали
Шариком».
Сочинение рассказа по сюжетной картине «Скоро лето».
Повторы в тексте, пути их устранения, выбор
местоимения.
Работа с деформированным текстом.
Грамматическое оформление
предложений с повторяющимися словами.
Изложение-повествование по памяти «Легенда о
Каменном Поясе».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Сочинение - сравнительное описание «Уж и гадюка»
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
33
34
1
1
3 класс
№
занятия
Тематическое
планирование
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Имена существительные. Лексика.
Имена прилагательные. Лексика.
Глаголы. Глагольная лексика.
Предлоги. «Космос и Земля»
Узнавание слова по толкованию его лексического
значения. Работа с кроссвордами.
Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение
антонимов в тексте.
Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение
синонимов в тексте.
Многозначные слова.
Переносное значение слов.
Образные слова и выражения. Загадки.
Фразеологизмы. Фразеологические обороты.
Использование в речи однокоренных слов.
Изложение «Корень слова». Сочинение «Наш край».
Типы словосочетаний. Согласование. «Земля и другие
небесные тела».
Типы словосочетаний. Управление. «Воздух .Земля.
Вода».
Типы словосочетаний. Примыкание. «Формы
поверхности».
Диалогическая письменная речь.
Монологическая письменная речь. «Записка»
Выделение признаков связного текста. Составление
рассказа по началу.
Структура текста. Составление рассказа по концу.
Озаглавливание текста и его частей. «Устное народное
творчество».
Составление плана текста. «Верхом на «языке».
Текст – повествование. «Лиса и козел».
Текст – описание. «Что хранили в старину в глиняных
кубышках?»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Текст – рассуждение. «Клесты».
Определение главного и второстепенного в тексте.
«Человек и общество».
Установление причинно-следственных связей. Текст «Как
добывают асбест?».
Изложение по литературному произведению. «Друг
детства» (по В. Драгунскому).
Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна».
Изложение-повествование на основе слухового восприятия
текста по обобщенным вопросам,
опорным словам. «Кто хитрее?»
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет
Пушкина».
Сочинение по личному опыту. Как написать письмо.
Изложение- описание на основе зрительного восприятия
текста по коллективно составленному
плану, опорным словам. «Гнездо камышевки».
Творческое редактирование текста. «Верный друг».
4 класс
№
занятия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество
Тематическое планирование
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Употребление синонимов разных частей речи.
Употребление антонимов разных частей речи.
Употребление местоимений для обозначения
действующего лица. «Единство человека и
природы».
Использование связующих слов типа: а, но, вот, поэтому,
сначала, потом, наконец. «Как мы
понимаем друг друга».
Междометия.
Союзы. «Организм человека, охрана его здоровья».
Морфологические признаки имени существительного и
их влияние на связную речь.
Морфологические признаки имени прилагательного и их
влияние на связную речь.
Морфологические признаки глагола и их влияние на
связную речь.
Понимание и употребление в речи побудительных,
повествовательных и вопросительных
предложений. «Восприятие окружающего мира».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Понимание и употребление в речи распространенных и
нераспространенных предложений.
«Российская история».
Изложение с элементами описания и рассуждения на основе
зрительного восприятия текста по
плану, опорным словам. «Родина».
Пословицы. Поговорки.
Сочинение по пословице.
Понимание и употребление в речи предложений с
обращением.
Понимание и употребление в речи предложений с
однородными членами предложения.
«Древняя Русь».
Сочинение сказки по готовому началу.
Понимание и употребление в речи предложений с
обобщающими словами. «Московское
царство».
Понимание и употребление в речи предложений с прямой
речью.
Понимание и употребление в речи предложений со
сравнительным оборотом.
Понимание и употребление в речи сложных предложений.
Изложение по теме «Байкал».
Коллективное сочинение – повествование по серии картинок,
опорным словам. «Как я услышал
ежиную песню».
Составление плана текста-описания (действий) «Письмо».
Составление плана текста-повествования. «Колыбельная
для брата».
Размышления «Почемучек». Составление плана текстарассуждения «Карта и компас».
Творческие текстовые упражнения. «Российская
империя».
Составление картинно-графического плана к сочинению по
картине В.Д.Поленова «Заросший
пруд».
Драматическая импровизация по картине А.И.
Лактионова «Письмо с фронта».
Определение смысловой последовательности текста и его
частей. «Река Чусовая».
Коллективное сочинение-повествование по картине
К.Ф.Юона «Парад на Красной площади в
Москве 7 ноября 1941 года».
Установление логической последовательности при
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
32
33
34
составлении сочинения на историческую
тему. Анализ и редактирование сочинений. «Российское
государство»
Анализ художественного произведения «Кто живет в
пустыне» (по Н.Сладкову).
Составление отзыва о произведениях художественной
литературы на примере сказки-повести
Р.Киплинга «Маугли».
Сочинение-рассуждение по личному опыту «Мое
любимое занятие».
1
1
1