Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП НОО вариант 5.2,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении и введении в действие адаптированных
основных образовательных программ начального общего образования» № 44/1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия № 47
_________________О.Ф. Болячкина
Приказ № 109/31 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
(1-2 классы)
Екатеринбург, 2022 г.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание программы коррекционного курса «Произношение»
предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции
обучающихся с ТНР:
психофизиологических механизмов, которые лежат в основе овладения
произношением: правильного речевого дыхания, голосообразования, артикуляционной
моторики;
произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации
фонем);
языкового анализа и синтеза;
сложной слоговой структуры слова;
формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
практическое овладение основными закономерностями грамматического
строя речи;
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной). Тематика и последовательность
формирования правильного произношения и развития фонематических процессов
связана, прежде всего, с программами «Обучение грамоте» и «Русский язык», но имеет
опережающий характер.
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
формирование произношения звуков с учетом системной связи между
фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера
дефекта;
освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения
предложений, состоящих из трех- пятисложных слов,
различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса).
Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения на
индивидуальных/подгрупповых занятиях. Рекомендуется проведение этих занятий с
учетом степени выраженности, характера, механизма и структуры речевого дефекта.
Начиная
с
I
класса,
на
занятиях
коррекционно-развивающего
курса
«Произношение» формируется правильное восприятие и произношение звуков,
осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой,
правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Во II классе планируется продолжить формирование произносительной стороны
речи,
автоматизацию
навыков
произношения
в
различных
коммуникативных
ситуациях, в моделируемых лингвистических условиях закрепить структурносистемные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической
формой, коррекцию нарушений письменной речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом занятии
ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического
дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы
(фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На занятиях коррекционно-развивающего курса «Произношение» необходимо
формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения
произношением:
оптимальный
для
речи
тип
физиологического
дыхания
(диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование,
артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический
анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к
овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют
умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и
звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить
родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы,
соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами,
приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой
предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики; - развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации,
логического и словесно-фразового ударения).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2.
Целостное восприятие окружающего мира.
3.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
4.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5.
Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия
и управлять ими.
6.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.
Использование знаково-символических средств представления информации.
4.
Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5.
Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
6.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
8.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
9.
10.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Произношение».
11.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Произношение».
Предметные результаты:
1 класс
чёткое и правильное выполнение артикуляционных движений в
соответствии с речевой инструкцией;
удержание заданной артикуляционной позы;
правильное произношение гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э] и согласные [м],
[м'], [п], [п'], [в], [в'], [к], [к'], [н], [н'], [ф], [т], [т'], [х], [х'], [с], [с'], [б], [б'], [д], [д'], [з],
[з'], [г], [г'], [л], [л'], [р], [р'], [ш], [ж], [j'], [щ], [ц], [ч] в прямых, обратных, закрытых
слогах и слогах со стечениями согласных, а также в сочетаниях слогов разного типа с
оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (ударных и неударных
слогов, гласных и согласных), без чередования, в дву- и трёхсложных словах,
отдельных четырёхсложных;
правильное произношение звука [j'] в начале слова, перед гласной и
разделительными мягким и твёрдым знаками;
правильное и слитное произношение звуков в словах со стечением трёх
согласных, с оппозиционными звуками;
дифференцирование согласных;
повторение воспринятого на слух слогового ряда из 3-4 слогов;
выделение ударного слога в дву- и трёхсложных словах;
составление схемы дву- и трёхсложного слова;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
составление и правильное произношение предложений с использованием
слов усвоенной звуко-слоговой сложности;
умение демонстрировать сформированные произносительные навыки
(чёткое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале
стихотворений, адекватное восприятие звучащей речи.
2 класс
произношение в быстром темпе различных слоговых сочетаний с мягкими
согласными звуками, а также в слогах разного типа с оппозиционными звуками,
слоговых рядах с чередованием (звонких/глухих, мягких/твёрдых), слоговых сочетаний
со звуком [j'];
выделение звуков из слов различного звуко-слогового состава;
чёткое, слитное, с правильным ударением произношение трёх-,
четырёхсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов, со стечением двухтрёх согласных в составе слова;
выделение ударного слога в словах, состоящих из трёх-пяти слогов,
осуществление переноса ударения с одного слога на другой при образовании
грамматических форм;
правильное и плавное произношение слов с приставками;
слитное произношение предлогов с существительными и прилагательными;
чёткое произношение окончаний слов в связи с изменением его формы;
составление и слитное произношение простых и распространённых
предложений с соблюдением правильной интонации и ударения;
чёткое, правильное и выразительное чтение небольших рассказов,
стихотворений;
употребление в речи терминов «звук», «слог», «слово», «ударение»,
«ударный слог»;
знание основных органов артикуляционного аппарата;
умение давать краткую характеристику изученных звук (гласный/согласный,
твёрдый/мягкий, глухой/звонкий), знание их условных обозначений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
занятия
1
2
Количество
Тематическое планирование
Обследование речи обучающихся
Анализ и синтез открытого слога СГ. Развитие
часов
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
фонематического слуха.
Анализ и синтез обратного
слога ГС. Закрепление понятий «гласный»,
«согласный»
Анализ и синтез закрытого
слога СГС. Выделение гласного из слога.
Анализ и синтез слога со стечением согласных ССГ
Выделение гласного из слога.
Звуковой анализ слов типа ПУХ, СОК, СОМ.
Слогообразующая роль гласных.
Звуковой анализ слов типа МУХА, МУХИ. Деление
слов на слоги.
Выделение мягкого и твёрдого согласного звука в слоге,
слове.
Закрепление понятий «звук», «слог».
Звуковой анализ 1-2-сложных слов с закрытым слогом.
Деление слов на слоги.
Звуковой анализ со стечением согласных типа ВОЛК,
СТОЛ. Выделение гласного.
Закрепление понятий «твёрдый согласный», «мягкий
согласный».
Звуко-слоговой анализ 3- сложных слов, состоящих из
открытых слогов: СОБАКА, БУМАГА
Деление слов на слоги, составление слоговой схемы
Звуко-слоговой анализ 3- сложных слов, состоящих из
открытых и закрытых слогов.
Закрепление пройденного. Звуко-слоговой анализ слов.
Закрепление понятий «мягкий звук», «твёрдый звук».
Выделение мягкого согласного звука.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Развитие
фонематического слуха.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Развитие
фонематического слуха.
Закрепление понятий «глухой согласный», «звонкий
согласный»
Дифференциация звонких и глухих согласных. Развитие
фонематического слуха.
Дифференциация звонких и глухих согласных. Развитие
фонематического слуха.
Звуко-слоговой анализ 3-сложных слов со стечением
согласных. Ударение.
Смысловое ударение (мУка –мукА, стрЕлки –стрелкИ).
Закрепление пройденного. Звуко-слоговой анализ слов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
26
27
28
29
30
31
32
Мягкость согласных в конце и середине слова.
Обозначение мягкости согласных гласными второго
ряда.
Звуковой анализ слов с гласными Е, Ё, Ю, Я в начале
слова и после гласной.
Звуковой анализ слов со звуком [Й] в начале слова и
cередине слова .
Дифференциация свистящих и шипящих согласных.
Развитие фонематического слуха.
Дифференциация свистящих и шипящих согласных.
Развитие фонематического слуха.
Закрепление пройденного. Согласный, гласный, слог,
ударение.
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тематическое
планирование
Закрепление произношения гласных звуков.
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звуки [П’], [Б’].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звуки [Д’], [Т’].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звуки [В’], [Ф’].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звук [К’].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звук [Г’].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звук [М’].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звук [Н’].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звук [J].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звук [С’].
Закрепление произношения мягких согласных звуков.
Звук [З’].
Дифференциация твердых и мягких звуков. Звуки [Л] [Л’].
Дифференциация твердых и мягких звуков. Звуки [Р] -
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
[Р’].
Дифференциация твердых и мягких звуков. Звуки [С] [С’].
Дифференциация твердых и мягких звуков. Звуки [Т] [Т’].
Дифференциация звонких и глухих звуков. Звуки [П] [Б].
Дифференциация звонких и глухих звуков. Звуки [Т] [Д].
Дифференциация звонких и глухих звуков. Звуки [С] [З].
Дифференциация звонких и глухих звуков. Звуки [Ш] [Ж].
Дифференциация звонких и глухих звуков. Звуки [К] [Г].
Дифференциация звонких и глухих звуков. Звуки [В] [Ф].
Повторение. Обобщающий урок.
Согласный звук [Ц].
Дифференциация звуков [С] - [Ц].
Звук [Ч].
Дифференциация звуков [С’] – [Ч].
Дифференциация звуков [Т’] – [Ч].
Дифференциация звуков [Ц] - [Ч].
Звук [Щ].
Дифференциация звуков [С’] – [Щ].
Дифференциация звуков [Ч] – [Щ].
Дифференциация звуков [Ш] – [Щ].
Дифференциация звуков [Р] – [Л].
Повторение. Обобщающий урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1