Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП ООО обучающихся с НОДА,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении АООП ООО» №44/19 от 31.08.2020 г.
(с изменениями от 31.08.2022 г.)
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ-Гимназия № 47
Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.
Утверждаю Директор МАОУГимназия №47
_______ О.Ф. Болячкина
Приказ №109/13 от 31.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(7- 9 КЛАССЫ, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Екатеринбург 2022
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е. М. Гутник, А. В.
Перышкин, Н. В. Филонович «Рабочие программы. Физика. 7-9 классы» учебнометодическое пособие/ сост. Е.Н.Тихонова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013.
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс.
Программа рассчитана на учебную недельную нагрузку : в 7-9 классах по 2 часа. Всего 200
часов: в 7,8 классах - по 68 часов, в 9 классе - 64 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА»
7 класс
8 класс
9 класс
1) имеют первоначальные
представления о закономерной
связи
и
познаваемости
явлений природы,
1) имеют представления о
закономерной
связи
и
познаваемости
явлений
природы, об объективности
научного знания; о системообразующей роли физики для
развития других естественных
наук, техники и технологий;
2) имеют первоначальные
представления о физической
сущности механических
явлений, о веществе как виде
материи, движении как
способе существования
материи; знают
первоначальные сведения из
механики, атомномолекулярном учении о
строении вещества, владеют
понятийным аппаратом и
символическим языком
физики на начальном уровне;
2) имеют первоначальные
представления о физической
сущности явлений природы
(механических, тепловых),
видах материи (вещество и
поле), движении как способе
существования материи;
знают основные идеи
механики, атомномолекулярного учения о
строении вещества,
первоначальные элементы
электродинамики; владеют
понятийным аппаратом и
символическим языком
физики;
создают
собственные
письменные
и
устные
сообщения
о
физических
явлениях на основе нескольких
источников
информации,
сопровождают выступление
презентацией.
1) имеют представления о
закономерной
связи
и
познаваемости
явлений
природы, об объективности
научного знания; о системообразующей роли физики для
развития других естественных
наук, техники и технологий;
научном мировоззрении как
результате изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
2) имеют первоначальных
представлений о физической
сущности явлений природы
(механических,
тепловых,
электромагнитных
и
квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении
как способе существования
материи; понимают основные
идеи
механики,
атомномолекулярного
учения
о
строении вещества, элементы
электродинамики и квантовой
физики; владеют понятийным
аппаратом и символическим
языком физики;
создают
собственные
письменные
и
устные
сообщения
о
физических
явлениях на основе нескольких
источников
информации,
сопровождают выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников;
3)
понимают
сущность
научных методов познания,
умеют
осуществлять
наблюдения
физических
3)
умеют
осуществлять 3) умеют осуществлять
наблюдения
физических наблюдения физических
явлений, проводить опыты, явлений, проводить опыты,
простые экспериментальные
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
различают
прямые
косвенные измерения;
и исследования, прямые и
косвенные измерения с
использованием аналоговых и
цифровых измерительных
приборов; понимают
неизбежность погрешностей
любых измерений;
сравнивают точность
измерения физических величин
по величине их относительной
погрешности при проведении
прямых измерений;
4) понимают физические
основы и принципы действия
(работы) машин и
механизмов, средств
передвижения, бытовых
приборов;
4)
понимают физические
основы и принципы действия
(работы) машин и механизмов,
средств
передвижения,
бытовых
приборов,
промышленных
технологических процессов,
влияния их на окружающую
среду;
5) умеют приводить примеры
применения достижений
физики и технологий;
5) умеют приводить примеры
применения достижений
физики и технологий для
рационального
природопользования;
осознают роль физики в
расширении представлений об
окружающем мире.
6) знают и могут применить
основы
безопасного
использования естественных и
искусственных электрических
и магнитных полей;
явлений, проводить опыты,
простые экспериментальные
исследования,
прямые
и
косвенные
измерения
с
использованием аналоговых и
цифровых
измерительных
приборов;
понимают
неизбежность погрешностей
любых измерений;
используют
приемы
построения
физических
моделей,
поиска
и
формулировки доказательств
выдвинутых
гипотез
и
теоретических выводов на
основе
эмпирически
установленных фактов;
сравнивают
точность
измерения физических величин
по величине их относительной
погрешности при проведении
прямых измерений;
4)
понимают физические
основы и принципы действия
(работы) машин и механизмов,
средств передвижения и связи,
бытовых приборов, промышленных
технологических
процессов, влияния их на
окружающую среду; осознают возможные причины
техногенных
и
экологических катастроф;
5) осознают необходимость
применения достижений
физики и технологий для
рационального
природопользования;
осознают ценность научных
исследований, роль физики в
расширении представлений об
окружающем мире и ее вклад
в улучшение качества жизни;
6) знают и могут применить
основы
безопасного
использования естественных и
искусственных электрических
и
магнитных
полей,
электромагнитных и звуковых
волн,
естественных
и
искусственных
ионизирующих излучений во
избежание
их
вредного
воздействия на окружающую
среду и организм человека;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
7) умеют планировать в
повседневной жизни свои
действия
с
применением
полученных первоначальных
знаний законов механики с
целью сбережения здоровья;
7) умеют планировать в
повседневной жизни свои
действия с применением
полученных первоначальных
знаний законов механики,
тепловых явлений с целью
сбережения здоровья;
воспринимают информацию
физического содержания в
научно-популярной
литературе и средствах
массовой информации,
критически оценивают
полученную информацию.
8) имеют первоначальные
представления об, энергии,
машинах и механизмах, их
использовании.
8) имеют первоначальные
представления
о
нерациональном
использовании
природных
ресурсов и энергии, как
следствие
несовершенства
машин и механизмов;
7) умеют планировать в
повседневной жизни свои
действия
с
применением
полученных знаний законов
механики, электродинамики,
термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения
здоровья;
воспринимают информацию
физического содержания в
научно-популярной
литературе и
средствах
массовой
информации,
критически
оценивают
полученную
информацию,
анализируют ее содержание и
данные
об
источнике
информации;
8) имеют представления о
нерациональном
использовании
природных
ресурсов
и
энергии,
загрязнении
окружающей
среды
как
следствие
несовершенства машин и
механизмов.
Достижение предметных результатов осуществляется с применением технологий:
проблемно-диалогическое обучение, развитие критического мышления, учебное
проектирование, исследовательской технологии.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п
Изучаемая тема
Общее
количество
часов
Лабораторных
работ
Контрольная
работа
1
Введение.
4
1
-
2
Первоначальные сведения о
строении вещества.
5
1
-
3
Взаимодействие тел.
19
4
2
4
Давление твердых тел,
жидкостей и газов.
21
2
2
5
Работа и мощность. Энергия.
12
2
-
6
Резерв времени.
7
ИТОГО:
68
10
4
Общее
количество
часов
Лабораторных
работ
Контрольная
работа
8 класс
№ п/п
Изучаемая тема
1
Работа, мощность, энергия
3
1
-
1
Тепловые явления
12
1
1
2
Изменение агрегатных
состояний вещества
10
1
1
3
Электрические явления
24
5
2
4
Электромагнитные явления
3
1
-
5
Световые явления
8
1
-
6
Резерв времени
8
-
-
ИТОГО:
68
10
4
Общее
количество
часов
Лабораторны
х работ
Контрольная
работа
9 класс
№ п/п Изучаемая тема
1
Законы взаимодействия и
движения тел.
25
2
2
2
Механические колебания и
волны
11
1
1
3
Электромагнитное поле
13
1
1
4
Строение атома и атомного
ядра
10
1
Резерв
7
ИТОГО:
66
5
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС (66 Ч, 2 Ч В НЕДЕЛЮ)
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел.
Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения
физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная
система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. «Измерение объема жидкости и тела с помощью мензурки».
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные
состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Объяснение свойств
газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. «Измерение размеров малых тел».
Взаимодействия тел (19 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция.
Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность
вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой
тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил,
направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Трение
скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Физическая природа небесных тел
Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. «Измерение массы тела на рычажных весах».
4. «Определение плотности вещества твёрдого тела».
5. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
6. «Измерение силы трения с помощью динамометра».
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон
Паскаля. Давление на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические
машины. Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления.
Опыт Торричелли. Барометр-анероид, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон
Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость
тело».
8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Центр
тяжести тела. Условия равновесия рычага. Рычаги в технике, быту и природе.
Подвижные и неподвижные блоки. «Золотое правило» механики. Виды равновесия.
Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение энергии. Закон сохранения механической энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. «Выяснение условия равновесия рычага».
10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Резерв (7 часов)
8 КЛАСС (66 Ч , 2 Ч В НЕДЕЛЮ)
Повторение темы «Работа, мощность, энергия». (3 ч)
Механическая работа. Мощность. Условия равновесия рычага. Подвижные и
неподвижные блоки. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия. Превращение энергии. Закон сохранения механической энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Тепловые явления. Изменение агрегатного состояния вещества. (22 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность.
Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества
теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота
плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от
давления. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения
агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель
внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические
проблемы использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
3. «Измерение влажности воздуха».
Электрические явления (24 ч)
Электризация физических тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие
заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле как
особый вид материи. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического
заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на
электрические заряды. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные
части Удельное сопротивление. Реостаты. Сила тока. Электрическое напряжение.
Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и
параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон
Джоуля—Ленца. Короткое замыкание. Конденсатор. Правила безопасности при работе с
электроприборами.
8
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
5. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
6. «Регулирование силы тока реостатом».
7. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
8. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Электромагнитные явления (3 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле
катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное
поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Световые явления (8 ч/12 ч)
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Видимое движение
светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света.
Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
10. «Получение изображения при помощи линзы».
Резерв (8 ч)
9 КЛАСС (64 Ч, 2 Ч В НЕДЕЛЮ)
Законы взаимодействия и движения тел (25 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная
скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от
времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического
движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Движение по окружности.
Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон
всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон сохранения
импульса. Реактивное движение.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Исследование свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук (11 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические
колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Поперечные и продольные
волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом
(частотой). Звук. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
[Интерференция звука].
9
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
3. Исследование зависимости периода и
математического маятника от его длины.
частоты
свободных
колебаний
Электромагнитное поле (13 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий
его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой
руки. Индукция магнитного поля. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитный поток. Опыты
Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока.
Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Электрогенератор.
Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической
энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость
распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые
организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы
радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Интерференция и дифракция света. Свет - электромагнитная волна. Преломление света.
Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.]
Линейчатые спектры. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра (10 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры.
Поглощение и излучение света атомами. Радиоактивные превращения атомных ядер.
Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные
методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл
зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при
ядерных реакциях. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Деление ядер урана. Цепная
реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных
излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
5. Изучение треков заряженных частиц.
Резерв - 7 часов.
10
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п
1
1/1
2/2
3/3
4/4
Тема урока
Элементы содержания
образования
Введение (4 ч.)
Что изучает физика.
Наблюдения и опыт.
Инструктаж по технике
безопасности.
Измерение физических
величин.
Лабораторная работа №1
«Измерение объема
жидкости и тела с помощью
мензурки». Инструктаж по
технике безопасности.
Физические явления, вещество, материя. Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы.
Физика и техника.
Современные достижения науки,
Практическая ценность знания,
влияние технологических процессов на работа в парах. Уважение к
окружающую среду.
творцам науки и техники.
Понятие о физической величине,
простейшие измерительные приборы.
Определение цены деления
измерительного прибора, измерение
объема жидкости и твёрдого тела.
Погрешности измерений.
5/1
Строение вещества.
Представления о строении вещества, молекула, размеры
Молекулы. Лабораторная
молекул.
работа №2 «Измерение
размеров малых тел».
Инструктаж по технике
безопасности.
6/2
Движение молекул.
Диффузия.
8/4
9/5
11/2
Активизация
Познавательной
деятельности на изучение темы.
.Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
Диффузия в жидкостях, газах и твердых Привлечение
внимания
телах, связь скорости диффузии с
обучающихся к ценностному
температурой. Броуновское движение. аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Взаимодействие молекул.
Физический смысл взаимодействия
Привлечение
внимания
Смачивание
молекул, явление смачивания тел.
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Три состояния вещества.
Агрегатные состояния вещества,
Практическая ценность знания,
Различие в молекулярном
объяснения свойств состояний
работа в парах.
строении твёрдых тел,
вещества. Модели строения газов,
жидкостей и газов.
жидкостей и твёрдых тел.
Повторительно-обобщающий Основные положения теории строения Учебный проект “Дидактическая
урок по теме
вещества и их опытные доказательства. игра “Путешествие по
«Первоначальные сведения о
Микромирии”.
строении вещества».
Взаимодействия тел (19 ч.)
3
10/1
Практическая ценность знания,
работа в парах
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)
2
7/3
Виды и формы деятельности,
направленные на
реализацию рабочей
программы воспитания
Механическое движение.
Равномерное и
неравномерное движение.
Скорость тела.
Механическое движение, равномерное и Активизация
познавательной
неравномерное движение,
деятельности на изучение темы
относительность движения
Скорость равномерного и
Практическая ценность знания,
неравномерного движения, определение работа в парах
скорости, единицы скорости, решение
задач.
11
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
12/3
13/4
14/5
15/6
16/7
17/8
18/9
19/10
20/11
21/12
22/13
23/14
24/15
Расчет пути и времени
движения.
Определение пути, пройденного телом Учебный проект “Как пройти к
по формуле и с помощью графиков,
театрам Екатеринбурга”.
решение задач.
Явление инерции.
Явление инерции, проявление инерции в Практическая ценность знания,
быту и технике, решение задач.
работа в парах
Взаимодействие тел.
Измерение скорости тел при
Практическая ценность знания,
взаимодействии.
работа в парах
Масса тела. Единица массы. Масса, инертность, единицы массы,
Практическая ценность знания,
Измерение массы тела на
выяснение условий равновесия учебных работа в парах
весах.
весов.
Плотность вещества.
Плотность вещества, единицы
Практическая ценность знания,
плотности, анализ таблиц учебника.
работа в парах
Лабораторная работа № 3,4 Измерение массы тела. Определение
Побуждение
обучающихся
«Измерение массы тела на
плотности твердого тела.
соблюдать
на
уроке
рычажных весах»,
общепринятые нормы поведения,
«Определение плотности
принципы учебной дисциплины и
вещества твёрдого тела».
самоорганизации; работа в парах.
Инструктаж по технике
безопасности.
Расчет массы и объема тела Определение массы тела по его объему
по его плотности
и плотности, определение объема тела
по его массе и плотности, решение задач
Повторительно-обобщающий Расчёт скорости и пути движения,
Практическая ценность знания,
урок по теме «Механическое плотности и массы.
работа в парах
движение».
Контрольная работа по
Механическое движение. Масса.
теме «Механическое
Плотность вещества.
движение», «Плотность
вещества».
Сила.
Изменение скорости тела при действии Активизация
познавательной
на него других тел, сила, графическое деятельности на изучение темы
обозначение силы.
Явление тяготения. Сила
Сила тяжести, зависимость силы
Практическая ценность знания,
тяжести.
тяжести от массы тела, свободное
работа в парах
падение тел.
Сила упругости. Закон Гука. Возникновение силы упругости,
Практическая ценность знания,
Вес тела.
формулировка закона Гука, точка
работа в парах
приложения силы упругости. Вес тела,
отличие веса тела от силы тяжести,
единицы силы, формула для
определения силы тяжести и веса тела.
Динамометр. Лабораторная Градуирование пружины и измерение Побуждение
обучающихся
работа №5 «Градуирование сил динамометром. Изучение
соблюдать
на
уроке
пружины и измерение сил
устройства динамометра. Измерения сил общепринятые нормы поведения,
динамометром». Инструктаж с помощью динамометра.
принципы учебной дисциплины и
по технике безопасности.
самоорганизации; работа в парах.
25/16 Сложение сил.
Равнодействующая сил, сложение двух
сил, направленных по одной прямой в
одном направлении и в
противоположных, графическое
изображение равнодействующей двух
сил, решение задач.
26/17 Сила трения. Трение покоя и Сила трения, измерение силы трения
скольжения
скольжения, сравнение силы трения
скольжения с силой трения качения,
сравнение силы трения с весом тела,
трение покоя.
27/18 Трение в природе и технике. Измерение силы трения с помощью
Лабораторная работа №6 динамометра. Роль трения в технике,
Равнодействующая сил
Привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Практическая ценность знания,
работа в парах
Побуждение
соблюдать
обучающихся
на
уроке
12
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
«Измерение силы трения с
помощью динамометра».
Инструктаж по технике
безопасности.
28/19 Контрольная работа по
теме «Сила».
29/1
Давление. Единицы
давления.
30/2
Способы увеличения и
уменьшения давления.
Давление газа.
32/4
33/5
34/6
Проверка знаний. Вес тела.
Графическое изображение сил. Силы.
Равнодействующая сил.
Давление, формула для нахождения
давления, единицы давления, решение
задач.
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
Выяснение способов изменения
давления в быту и технике.
Причины возникновения давления газа.
Зависимость давления газа данной
массы от объема и температуры
Передача давления
Различия между твердыми телами,
жидкостями и газами. Закон жидкостями и газами. Передача
Паскаля.
давления жидкостью и газом. Закон
Паскаля
Давление в жидкости и газе. Наличие давления внутри жидкости.
Расчет давления жидкости на Увеличение давления с глубиной
дно и стенки сосуда.
погружения. Решение задач.
Практическая ценность знания,
работа в парах
Практическая ценность знания,
работа в парах
Решение задач по теме
«Давление в жидкости».
Практическая ценность знания,
работа в парах
Сообщающиеся сосуды.
Решение расчётных и качественных
задач.
Обоснование расположения
поверхности однородной жидкости в
сообщающихся сосудах на одном
уровне, а жидкостей с разной
плотностью на разных уровнях.
Устройство и действие шлюза.
Гидравлическая
машина.
Принцип действия гидравлической
36/8
машины.
Вес
воздуха.
Атмосферное
Атмосферное давление. Влияние
37/9
давление.
атмосферного давления на живые
организмы. Явления, подтверждающие
существование атмосферного давления.
Определение атмосферного давления.
38/10 Измерение атмосферного
давления. Опыт Торричелли. Решение задач. Опыт Торричелли.
Расчет силы, с которой атмосфера давит
на окружающие предметы.
Знакомство с работой и устройством
39/11 Барометр-анероид.
Атмосферное давление на
барометра-анероида. Использование его
различных высотах.
при метеорологических наблюдениях.
Атмосферное давление на различных
высотах. Решение задач.
Устройство и принцип действия
40/12 Манометры.
открытого жидкостного и
металлического манометров.
Поршневой
жидкостный
Принцип действия поршневого
41/13
насос.
жидкостного насоса. Решение
качественных задач.
Контрольная
работа
по
Контроль знаний. Давление в газах и
42/14
теме «Давление твёрдых тел, жидкостях.
жидкостей и газов».
35/7
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч.)
4
31/3
способы увеличения и уменьшения
трения.
Уважение к творцам науки и
технике,
Практическая ценность знания,
работа в парах
Практическая ценность знания,
работа в парах
Практическая ценность знания,
работа в парах
Практическая ценность знания,
работа в парах
Уважение к творцам науки и
технике,
Практическая ценность знания,
работа в парах
Практическая ценность знания,
работа в парах
Учебный проект “Пятый океан”.
13
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
43/15 Действие жидкости и газа на Причины возникновения
погруженное в них тело.
44/16 Закон Архимеда.
45/17 Лабораторная работа №7
Активизация
познавательной
выталкивающей силы. Природа
деятельности на изучение темы
выталкивающей силы.
Закон Архимеда. Плавание тел. Решение Уважение к творцам науки и
задач.
технике,
Определение выталкивающей силы,
Побуждение
обучающихся
действующей на погруженное в
соблюдать
на
уроке
жидкость тело.
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
«Определение
выталкивающей силы,
действующей на
погруженное в жидкость
тело». Инструктаж по
технике безопасности.
46/18 Плавание тел. Лабораторная Условия плавания тел. Зависимость
работа №8 «Выяснение
глубины погружения тела в жидкость от
условий плавания тела в
его плотности
жидкости». Инструктаж по Выяснение условий плавания тела в
технике безопасности.
жидкости.
47/19 Решение задач по теме
Архимедова сила. Условия плавания тел
«Архимедова сила и условия
плавания тел».
Физические основы плавания судов и
48/20 Плавание судов.
Воздухоплавание.
воздухоплавания. Водный и воздушный
транспорт. Решение задач
Закон Архимеда. Плавание тел.
49/21 Контрольная работа по
теме «Архимедова сила и
плавание тел».
50/1
Механическая работа.
Единицы работы.
51/2
Мощность. Единицы
мощности.
Простые механизмы. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге.
Момент силы.
53/4
54/5
55/6
56/7
57/8
Практическая ценность знания,
работа в парах
Учебный проект “Плавающий
город”.
Работа и мощность. Энергия (12 часов)
5
52/3
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
Механическая работа, ее физический
Активизация
познавательной
смысл. Единицы работы. Решение задач. деятельности на изучение темы
Мощность. Единицы мощности. Анализ
табличных данных. Решение задач.
Простые механизмы. Рычаг. Условия
Практическая ценность знания,
равновесия рычага. Решение задач.
работа в парах
Момент силы — физическая величина,
характеризующая действие силы.
Правило моментов. Единица момента
силы.
Рычаги в технике, быту и
Выяснение условия равновесия рычага. Побуждение
обучающихся
природе. Лабораторная
Устройство и действие рычажных весов. соблюдать
на
уроке
работа №9 «Выяснение
общепринятые нормы поведения,
условия равновесия рычага».
принципы учебной дисциплины и
Инструктаж по технике
самоорганизации; работа в парах.
безопасности.
Блоки. «Золотое правило»
Подвижный и неподвижный блоки Практическая ценность знания,
механики.
простые механизмы. Равенство работ
работа в парах
при использовании простых
механизмов. Суть «золотого правила»
механики.
Решение задач по теме
Условия равновесия рычага.
Практическая ценность знания,
«Условия равновесия
работа в парах
рычага».
Центр тяжести тела. Условия Центр тяжести тела. Центр тяжести
Учебный проект “Простые
равновесия тел.
различных твердых тел
механизмы”.
Статика - раздел механики, изучающий
условия равновесия тел. Условия
равновесия тел.
14
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Коэффициент полезного
действия механизмов.
Лабораторная работа №10
«Определение КПД при
подъеме тела по наклонной
плоскости». Инструктаж по
технике безопасности.
59/10 Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия.
58/9
60/11 Превращение одного вида
механической энергии в
другой. Закон сохранения
энергии.
61/12 Решение задач по теме
«Закон сохранения полной
механической энергии»
Определение КПД при подъеме тела по
наклонной плоскости. Понятие о
полезной и полной работе. КПД
механизма. Наклонная плоскость.
Определение ее КПД.
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
Понятие энергии. Потенциальная
энергия. Зависимость потенциальной
энергии тела, поднятого над землей, от
его массы и высоты подъема.
Кинетическая энергия. Зависимость
кинетической энергии от массы тела и
его скорости.
Переход одного вида механической
энергии в другой. Переход энергии от
одного тела к другому.
Привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Переход одного вида механической
энергии в другой. Переход энергии от
одного тела к другому.
Привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Практическая ценность знания,
работа в парах
62-68 Резерв времени (7 ч)
15
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п
1.
1/1
2/2
3/3
2
4/1
5/2
6/3
7/4
8/5
9/6
10/7
11/8
12/9
Тема урока
Механическая работа и
мощность.
Коэффициент полезного
действия.
Энергия. Кинетическая и
потенциальная энергия.
Превращение энергии.
Элементы содержания
образования
Виды и формы деятельности,
направленные на
реализацию рабочей
программы воспитания
Работа, мощность, энергия (3 ч)
Повторение материала 7 класса.
Повторение материала 7 класса.
Повторение материала 7 класса.
Активизация
познавательной
деятельности
Практическая ценность знания,
работа в парах
Самостоятельное приобретение
новых знаний
Тепловые явления (12 часов)
Тепловое движение.
Понятие теплПонятие теплового движения. Движение
Температура.
молекул в различных состояниях
вещества. Механическая энергия тела
(потенциальная и кинетическая).
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
Внутренняя энергия.
Способы изменения
внутренней энергии.
Привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Внутренняя энергия тела. Зависимость
внутренней энергии от температуры
тела, агрегатного состояния вещества и
степени деформации тела. Изменение
внутренней энергии при совершении
работы над телом или самим телом.
Изменение внутренней энергии путем
теплопередачи.
Теплопроводность.
Теплопроводность — один из видов
теплопередачи. Различие
теплопроводностей различных веществ.
Конвекция. Излучение.
Конвекция и излучение- виды
теплопередачи. Особенности видов
теплопередачи.
Примеры теплопередачи в Теплопередача и растительный мир.
природе и технике
Образование ветра. Тяга. Принципы
водяного отопления. Устройство и
принцип действий термоса.
Количество теплоты.
Зависимость количества теплоты,
необходимого для нагревания тела, от
массы этого тела, от изменения его
температуры, от рода вещества.
Удельная теплоемкость
Удельная теплоемкость вещества, ее
вещества. Расчет количества единица. Сравнение удельных
теплоты, необходимого для теплоемкостей различных веществ.
нагревания тела или
Формула для расчета количества
выделяемого им при
теплоты.
охлаждении.
Решение задач по теме
Расчет количества теплоты при
«Расчет количества теплоты нагревании и охлаждении.
при нагревании и
охлаждении».
Лабораторная работа № 1 Формула для расчета количества
«Сравнение количеств
теплоты при нагревании и охлаждении.
теплоты при смешивании
Равенство количеств теплоты при
воды разной температуры» теплообмене.
Инструктаж по технике
безопасности..
Практическая ценность знания,
работа в парах
Практическая ценность знания,
работа в парах
Практическая ценность знания,
работа в парах
Практическая ценность знания
Самостоятельное
новых знаний.
приобретение
Практическая ценность знания,
работа в парах
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
16
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
13/10 Энергия топлива. Удельная Топливо как источник энергии.
теплота сгорания.
14/11 Решение задач по теме
«Энергия топлива». Закон
сохранения энергии в
механических и тепловых
процессах.
15/12 Контрольная работа по
Самостоятельное приобретение
Удельная теплота сгорания топлива.
новых знаний.
Единица удельной теплоты сгорания.
Формула для расчета количества
теплоты, выделяемого при сгорании
топлива.
Формула для расчета количества
Учебный проект “Тепло в доме”.
теплоты. Формула для расчета
количества теплоты, выделяемого при
сгорании топлива. Переход
потенциальной энергии в кинетическую.
Переход механической энергии во
внутреннюю.
Контроль знаний.
теме № 1 «Количество
теплоты».
3
16/1
17/2
18/3
19/4
20/5
21/6
22/7
Изменение агрегатных состояний вещества (10 часов)
Плавление и отвердевание. Агрегатные состояния вещества.
Кристаллические тела. Плавление и
кристаллизация. Температура
плавления. График плавления и
отвердевания кристаллических тел
Удельная теплота
Удельная теплота плавления, ее
плавления.
единица. Увеличение внутренней
энергии данной массы вещества при его
плавлении. Формула для расчета
количества теплоты, выделяющегося
при кристаллизации тела.
Решение задач по теме
Формула для расчета количества
«Удельная теплота
теплоты, выделяющегося при
плавления».
кристаллизации тела.
Испарение. Насыщенный и Испарение. Испарение жидкости в
ненасыщенный пар.
закрытом сосуде. Насыщенный и
Поглощение энергии при
ненасыщенный пар. Конденсация пара.
испарении жидкости и
Поглощение энергии при испарении
выделение ее при
жидкости и выделение ее при
конденсации пара.
конденсации пара.
Влажность воздуха.
Относительная влажность воздуха.
Способы определения
Точка росы. Гигрометры:
влажности воздуха.
конденсационный и волосной.
Лабораторная работа №2 Психрометр. Практическое значение
«Измерение влажности
влажности воздуха. Лабораторная
воздуха». Инструктаж по
работа проводится в форме
технике безопасности.
фронтального эксперимента.
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
Кипение. Удельная теплота Кипение. Зависимость температуры
парообразования и
кипения от давления. Удельная теплота
конденсации.
парообразования (конденсации), ее
единица измерения. Формула для
расчета количества теплоты,
необходимого для превращения
жидкости в пар.
Решение задач по теме
Формула для расчета количества
«Удельная теплота
теплоты, необходимого для
парообразования и
превращения жидкости в пар.
конденсации».
Самостоятельное
новых знаний.
Самостоятельное
новых знаний.
приобретение
Практическая ценность знания,
работа в парах
Самостоятельное
новых знаний.
приобретение
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
Учебный проект “Определение
соответствия
влажности
и
температуры нормам СанПиНа”.
приобретение
Практическая ценность знания,
работа в парах
17
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
23/8
24/9
Работа газа и пара при
расширении. Двигатель
внутреннего сгорания.
Паровая турбина. КПД
теплового двигателя.
25/10 Контрольная работа № 2
Работа газа при его расширении под
Самостоятельное приобретение
действием нагрева. Принцип действия новых знаний.
теплового двигателя.
Устройство и принцип действия паровой Практическая ценность знания.
турбины, ее применение. Коэффициент
полезного действия теплового
двигателя. КПД двигателей внутреннего
сгорания и паровых турбин.
Контроль знаний.
«Изменение агрегатных
состояний вещества»
4
26/1
27/2
28/3
29/4
30/5
Электрические явления (24 часа)
Электризация тел при
Примеры электризации двух
соприкосновении.
незаряженных тел трением друг о друга.
Взаимодействие заряженных Передача заряда от заряженного тела к
тел. Электроскоп.
незаряженному при их
соприкосновении. Два рода зарядов.
Взаимодействие одноименно и
разноименно заряженных тел.
Устройство, принцип действия и
назначение электроскопа. Примеры
веществ, являющихся проводниками и
диэлектриками.
Электрическое поле.
Существование электрического поля
Делимость электрического вокруг наэлектризованных тел. Поле как
заряда. Электрон. Строение вид материи. Направление
атомов.
электрических сил и изменение их
модуля при изменении расстояния до
источника поля. Делимость
электрического заряда. Электрон.
Опыты Милликена и Иоффе по
определению заряда электрона. Единица
электрического заряда. Строение атома.
Протоны. Нейтроны. Строение атомов
водорода, гелия, лития. Положительные
и отрицательные ионы.
Объяснение электрических Объяснение электризации тел при
явлений.
соприкосновении, существования
проводников, диэлектриков и
полупроводников; передачи части
электрического заряда от одного тела к
другому, притяжения незаряженных
проводящих тел к заряженному на
основе знаний о строении атома; закон
сохранения электрического заряда.
Электрический ток.
Электрический ток. Источники тока.
Источники электрического Устройство, действие и применение
тока.
гальванических элементов и
аккумуляторов. Различие между
гальваническим элементом и
аккумулятором.
Электрическая цепь и ее
Элементы электрической цепи и их
составные части.
условные обозначения. Схемы
Электрический ток в
электрических цепей. Природа
металлах. Действие
электрического тока в металлах.
электрического тока.
Действия электрического тока и их
Направление электрического практическое применение. Направление
тока.
электрического тока. Носители
электрических зарядов в металлах,
полупроводниках, электролитах и газах.
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
Уважение к творцам науки и
технике,
Практическая ценность знания,
работа в парах
Самостоятельное
новых знаний.
приобретение
Практическая ценность знания,
работа в парах
18
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
31/6
Сила тока. Единицы силы
тока.
32/7
Амперметр и измерение
силы тока. Лабораторная
работа № 3 «Сборка
электрической цепи и
измерение силы тока на ее
различных участках».
Инструктаж по технике
безопасности.
Электрическое напряжение. Напряжение. Единица напряжения.
Самостоятельное приобретение
Единицы напряжения.
Назначение вольтметра. Включение
новых знаний.
Вольтметр. Измерение
вольтметра в цепь. Определение цены
напряжения.
деления его шкалы
Лабораторная работа № 4 Элементы электрической цепи и их
Побуждение
обучающихся
«Измерение напряжения на условные обозначения. Схемы
соблюдать
на
уроке
различных участках
электрических цепей. Напряжение.
общепринятые нормы поведения,
электрической цепи».
Зависимость силы тока в цепи от
принципы учебной дисциплины и
Инструктаж по технике
свойств включенного в нее проводника. самоорганизации; работа в парах.
безопасности.
Зависимость силы тока от Определение опытным путем
Практическая ценность знания,
напряжения. Электрическое зависимости силы тока от напряжения работа в парах
сопротивление проводников. при постоянном сопротивлении.
Природа электрического сопротивления.
Закон Ома для участка
Зависимость силы тока от напряжения и Уважение к творцам науки и
электрической цепи.
от сопротивления. Закон Ома для
технике,
участка цепи
Расчёт сопротивления
Электрическое сопротивление. Единица Самостоятельное приобретение
проводника. Удельное
сопротивления. Объяснение причины
новых знаний.
сопротивление.
сопротивления проводника. Зависимость
сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и
вещества, из которого он изготовлен.
Удельное сопротивление. Формула для
расчета сопротивления проводника
Решение задач по теме
Формула закона Ома, формула
Работа в группах.
«Закон Ома для участка
зависимости сопротивления от длины,
цепи».
площади сечения и материала.
Реостаты. Лабораторная
Закон Ома для участка цепи.
Побуждение
обучающихся
работа №5 «Регулирование Назначение, устройство, действие и
соблюдать
на
уроке
силы тока реостатом».
условное обозначение реостата.
общепринятые нормы поведения,
Инструктаж по технике
принципы учебной дисциплины и
безопасности.
самоорганизации; работа в парах.
33/8
34/9
35/10
36/11
37/12
38/13
39/14
Сила тока. Явление магнитного
Самостоятельное приобретение
взаимодействия двух параллельных
новых знаний.
проводников с током. Единица силы
тока. Назначение амперметра.
Включение амперметра в цепь.
Определение цены деления его шкалы
Элементы электрической цепи и Побуждение
обучающихся
их условные обозначения. Схемы
соблюдать
на
уроке
электрических цепей. Сила тока.
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
40/15 Лабораторная работа № 6 Закон Ома для участка цепи.
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
41/16
Практическая ценность знания,
работа в парах
«Измерение сопротивления
проводника при помощи
амперметра и вольтметра».
Инструктаж по технике
безопасности.
Последовательное
Цепь с последовательным соединением
соединение проводников.
проводников и ее схема. Общее
сопротивление, общее напряжение и
сила тока в цепи при последовательном
соединении проводников
19
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
42/17 Параллельное соединение
Цепь с параллельным соединением
проводников и ее схема. Общая сила
тока и напряжение в цепи с
параллельным соединением
проводников
Решение задач по теме
Смешанное соединение проводников.
«Соединение проводников». Общее сопротивление, общее
напряжение и сила тока в цепи при
последовательном. Общая сила тока и
напряжение в цепи с параллельным
соединением проводников
Контрольная работа
Контроль знаний.
№ 3 «Электрический ток и
соединение проводников».
Работа и мощность
Работа электрического тока. Единица
электрического тока.
работы тока. Формулы взаимосвязи с
другими физическими величинами.
Мощность электрического тока.
Единица мощности тока. Формулы
взаимосвязи с другими физическими
величинами.
Единицы работы
Расчет стоимости израсходованной
электрического тока,
электроэнергии. Измерение мощности и
применяемые на практике. работы тока в электрической лампе.
Лабораторная работа № 7
«Измерение мощности и
работы тока в электрической
лампе». Инструктаж по
технике безопасности.
Нагревание проводников
Причина нагревания проводника при
электрическим током. Закон протекании по нему электрического
Джоуля – Ленца .
тока. Закон Джоуля – Ленца. Формулы
для расчета выделяемого количества
теплоты.
Применение теплового
Устройство лампы накаливания и
действия электрического
нагревательных элементов. Причины
тока.
возникновения короткого замыкания.
Устройство и принцип действия
предохранителей
Контрольная работа №4 по Работа и мощность тока, закон Джоуля теме «Работа и мощность
Ленца
тока», «Закон ДжоуляЛенца».
Учебный проект “Электрическая
игрушка”.
43/18
Практическая ценность знания,
работа в парах
проводников.
44/19
45/20
46/21
47/22
48/23
49/24
5
50/1
51/2
52/3
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
Практическая ценность знания,
работа в парах
Самостоятельное приобретение
новых знаний. Работа в группах.
Электромагнитные явления (3 часа)
Магнитное поле. Магнитное Существование магнитного поля вокруг Активизация
познавательной
поле прямого тока.
проводника с электрическим током.
деятельности на изучение темы
Магнитные линии.
Магнитное поле прямого тока.
Магнитные линии магнитного поля.
Направление магнитных линий и его
связь с направлением тока в проводнике.
Магнитное поле катушки с Направление магнитных линий и его
Побуждение
обучающихся
током. Электромагниты и их связь с направлением тока в проводнике. соблюдать
на
уроке
применение.
Магнитное поле катушки с током.
общепринятые нормы поведения,
Лабораторная работа №89 Способы изменения магнитного
принципы учебной дисциплины и
«Сборка электромагнита и действия катушки с током.
самоорганизации; работа в парах.
испытание его действия».
Инструктаж по технике
безопасности.
Постоянные магниты.
Постоянные магниты. Взаимодействие Самостоятельное приобретение
Магнитное поле Земли.
магнитов. Объяснение причин
новых знаний. Работа в группах.
20
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ориентации железных опилок в
магнитном поле. Изображение
магнитных полей постоянных магнитов.
Ориентация магнитных стрелок в
магнитном поле Земли. Изменения
магнитного поля Земли. Значение
магнитного поля Земли для живых
организмов.
6
53/1
Световые явления (8 часов)
Источники света.
Прямолинейное
распространение света.
54/2
Отражение света. Закон
отражения света.
55/3
Плоское зеркало.
56/4
Преломление света. Закон
преломления света.
57/5
Линзы. Оптическая сила
линзы.
58/6
Изображения, даваемые
линзой.
59/7
Лабораторная работа №9
«Получение изображения
при помощи линзы».
Инструктаж по технике
безопасности.
60/8
Глаз и зрение.
Оптические явления. Источники света.
Точечный источник света и луч света.
Образование тени и полутени. Затмения
как пример образования тени и
полутени.
Явления, наблюдаемые при падении
луча света на отражающие поверхности.
Отражение света. Законы отражения
света.
Плоское зеркало. Построение
изображения в плоском зеркале.
Особенности этого изображения.
Явление преломления света. Оптическая
плотность среды. Законы преломления
света.
Собирающая и рассеивающая линзы.
Фокус линзы. Фокусное расстояние.
Оптическая сила линзы.
Построение изображений, даваемых
линзой. Зависимость размеров и
расположения изображения предмета в
собирающей линзе от положения
предмета относительно линзы.
Построение изображений, даваемых
линзой. Зависимость размеров и
расположения изображения предмета в
собирающей линзе от положения
предмета относительно линзы.
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
Строение глаза. Функции отдельных
частей глаза. Дефекты зрения и их
исправление.
Практическая ценность знания,
работа в парах
Привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Самостоятельное приобретение
новых знаний.
Работа в парах.
Самостоятельное
новых знаний.
приобретение
Практическая ценность знания,
работа в парах
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; работа в парах.
Резерв (8 ч.)
21
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ п/п
Тема урока.
Элементы содержания образования
Виды и формы
деятельности,
направленные на
реализацию рабочей
программы воспитания
Повторение темы “Световые явления” (8 класс)
1/1 Отражение и
2/2
3/3
преломление света.
Законы отражения и
преломления света.
Линзы. Оптическая сила
линзы. Изображения,
даваемые линзой.
Отражение света. Плоское зеркало.
Преломление света. Оптическая плотность
среды.
Построение изображений, даваемых линзой.
Зависимость размеров и расположения
изображения предмета в собирающей линзе от
положения предмета относительно линзы.
Оптические приборы.
Лабораторная работа
Зависимость размеров и расположения
“Получение изображений изображения предмета в собирающей линзе от
при помощи линзы”. Глаз положения предмета относительно линзы.
и очки. Инструктаж по
Строение глаза. Функции отдельных частей
технике безопасности.
глаза. Дефекты зрения и их исправление.
Работа в парах.
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
работа в парах.
Законы взаимодействия и движения тел (25 ч.)
4/1 Относительность
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
5/2
Самостоятельное приобретение
новых знаний.
6/3
7/4
8/5
9/6
10/7
11/8
Материальная точка, траектория, путь,
перемещение, тело отсчета, система отсчета,
поступательное движение, механическое
движение.
Понятие «путь», «перемещение», разница
между терминами, определение мути и
перемещения при разных видах механического
движения.
Равномерное
Для равномерного прямолинейного движения,
прямолинейное
вектор скорости, формула перемещения,
движение. Скорость.
уравнение равномерного прямолинейного
движения,
Координаты движущихся Уравнение координаты при равномерном
тел. Графики проекций прямолинейном движении, графики проекций
скорости и перемещения. перемещения и скорости при равномерном
прямолинейном движении.
Средняя и мгновенная
Средняя и мгновенная скорость при
скорость. Ускорение.
неравномерном движении. Спидометр.
Ускорение. Формула для расчёта ускорения.
Знаки ускорения. Единицы измерения
ускорения.
Равноускоренное
Формула для расчёта скорости
прямолинейное
равноускоренного прямолинейного движения.
движение.
График скорости равноускоренного
прямолинейного движения.
Перемещение при
Геометрический смысл перемещения.
прямолинейном
Формулы для расчёта перемещения при
равноускоренном
равноускоренном прямолинейном движении.
движении.
Перемещение в n-ю секунду.
Лабораторная работа Определение ускорения и мгновенной
№1: Исследование
скорости тела, движущегося равноускоренно.
равноускоренного
движения тела без
механического движения.
Материальная точка.
Система отсчёта.
Путь и перемещение.
Самостоятельное приобретение
новых знаний.
Самостоятельное приобретение
новых знаний.
Самостоятельное приобретение
новых знаний.
Самостоятельное приобретение
новых знаний.
Самостоятельное приобретение
новых знаний.
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, принципы учебной
22
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
начальной скорости».
Инструктаж по технике
безопасности.
дисциплины и самоорганизации;
работа в парах.
12/9 Свободное падение тел. Опыты Г. Галилея. Свободное падение13/10
14/11
15/12
16/13
17/14
18/15
19/16
20/17
21/18
22/19
23/20
24/21
25/22
26/23
Самостоятельное приобретение
частный случай равноускоренного
новых знаний. Работа в группах.
прямолинейного движения.
Движение тела,
Решение задач на определение скорости,
Практическая ценность знания.
брошенного вертикально высоты и времени движения при свободном
Уважение к творцам науки и
вверх.
падении (вертикальный бросок).
техники.
Равномерное движение Движение по окружности- частный случай
Самостоятельное приобретение
по окружности.
криволинейного движения. Период и частота новых знаний. Работа в группах.
обращения. Линейная и угловая скорость.
Центростремительное ускорение.
Решение задач по теме
Решение задач на расчёт физических величин, Практическая ценность знания.
«Движение по
характеризующих равномерное движение по Работа в группах.
окружности».
окружности.
Контрольная работа №1 Контроль знаний.
«Кинематика
материальной точки».
Первый закон Ньютона. Причины движения с точки зрения Аристотеля. Активизация
познавательной
Принцип
Закон инерции Галилея. Первый закон
деятельности на изучение темы
относительности Галилея. Ньютона. Инерциальные системы отсчёта.
Второй закон Ньютона. Сложение сил, равнодействующая сил, второй Уважение к творцам науки и
Принцип суперпозиции закон Ньютона.
техники.
сил.
Взаимодействие тел.
Третий закон Ньютона. Силы, возникающие
Привлечение
внимания
Третий закон Ньютона. при взаимодействии, и их свойства.
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Импульс. Закон
Импульс тела, импульс силы, замкнутая
Работа в парах.
сохранения импульса.
система, закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Реактивное движение. История развития
Практическая ценность знания,
космонавтики. Решение задач на закон
уважение к творцам науки и
сохранения импульса.
техники.
Закон всемирного
Всемирное тяготение, закон всемирного
Самостоятельное приобретение
тяготения.
тяготения, границы применимости физических новых знаний. Работа в группах.
закона, гравитационная постоянная.
Учебный проект “Ускорение
свободного падения на планетах
Солнечной системы”.
Ускорение свободного
Формула для определения ускорения
Практическая ценность знания.
падения. Первая
свободного падения. Зависимость ускорения
космическая скорость.
свободного падения от характеристик планеты.
Потенциальная и
Механическая энергия и её виды. Теорема о
Работа в парах.
кинетическая энергия.
кинетической энергии. Полная механическая
Теорема о кинетической энергия.
энергии.
Закон сохранения и
Закон сохранения полной механической
Практическая ценность знания.
превращения
энергии при свободном падении. Превращение
механической энергии. механической энергии во внутреннюю.
Невозможность создания вечного двигателя.
Лабораторная работа Сравнение полной механической энергии
Побуждение
обучающихся
№2 «Изучение закона
шарика в начале и в конце эксперимента.
соблюдать
на
уроке
сохранения энергии».
общепринятые
нормы
поведения, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
работа в парах.
23
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
27/24 Обобщающее повторение Законы Ньютона и законы сохранения.
«Основы динамики.
Законы сохранения».
Работа в группах. Дискуссия
«Может ли человек летать без
громоздких летательных
аппаратов».
28/25 Контрольная работа №2 Контроль знаний.
«Основы динамики.
Законы сохранения».
Механические колебания и волны (11 часов)
29/1 Колебательное движение. Колебание, свободные колебания,
Свободные колебания
колебательная система, маятники.
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
30/2 Величины,
31/3
32/4
33/5
34/6
35/7
36/8
37/9
38/10
39/11
Амплитуда колебаний, период, частота,
Работа в парах.
характеризующие
уравнение колебательного движения, фаза.
колебательное движение
Лабораторная работа Зависимость периода и частоты колебаний Побуждение
обучающихся
№3: “Исследование
маятника от длины его нити. Измерение соблюдать
на
уроке
зависимости периода и периода и частоты колебаний маятника.
общепринятые
нормы
частоты свободных
поведения, принципы учебной
колебаний
дисциплины и самоорганизации;
математического
работа в парах.
маятника от его длины”.
Инструктаж по технике
безопасности.
Превращение энергии при Потенциальная и кинетическая энергия при
Самостоятельное приобретение
колебательном движении. свободных колебаниях, трение, затухающие
новых знаний. Работа в группах.
колебания.
Затухающие и
Затухание собственных колебаний.
незатухающие колебания. Незатухающие вынужденные колебания.
Резонанс.
Резонанс в механике. Резонансная кривая.
Распространение
Механизм распространения упругих
Работа в парах.
колебаний в среде.
колебаний, механическая волна, поперечная
Волны. Скорость
волна, продольная волна, длина волны, период,
распространения волны частота, скорость волны, связь между ними.
Свойства механических Перенос энергии. Распространение с
Работа в парах.
волн.
определённой скоростью. Отражение,
преломление и поглощение волн.
Интерференция и дифракция.
Звуковые колебания.
Звук, частота, источники звука, длина волны, Работа в парах.
Распространение звука. продольная волна, изменение плотности среды.
Скорость звука.
Высота и тембр звука.
Высота и тембр звука, громкость звука,
Привлечение
внимания
Громкость звука
амплитуда, частота.
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Отражение звуковых
Отражение звука, эхо, звуковой резонанс.
Самостоятельное приобретение
волн. Звуковой резонанс. Решение расчётных и качественных задач.
новых знаний. Работа в группах.
Контрольная работа по Контроль знаний.
теме “Механические
колебания и волны”.
Электромагнитное поле (13 часов)
40/1 Магнитное поле и его
графическое
изображение.
41/2 Направление тока и
направление линий его
магнитного поля.
42/3 Обнаружение магнитного
поля по его действию на
Магнитное поле, взаимодействие проводников, Активизация
познавательной
силовые линии, однородное магнитное поле, деятельности на изучение темы
неоднородное магнитное поле.
Связь направления линий магнитного поля
Работа в парах.
тока с направлением тока в проводнике.
Правило буравчика и правой руки.
Сила Ампера, правило левой руки, сила
Уважение к творцам науки и
Лоренца.
технике,
24
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
электрический ток.
Правило левой руки.
43/4 Решение задач на
Решение упражнений на применение правил.
применение правила
буравчика и правила
левой руки.
44/5 Индукция магнитного
Вектор магнитной индукции, магнитный
поля. Магнитный поток. поток, зависимость магнитного потока от
площади контура, ориентации контура и от
модуля вектора магнитной индукции.
45/6 Явление
Опыты Фарадея. Индукционный ток, явление
электромагнитной
электромагнитной индукции, причина
индукции
возникновения индукционного тока.
46/7 Лабораторная работа Наблюдение явления электромагнитной
№4: “Изучение явления индукции и исследование особенностей
электромагнитной
явления.
индукции”. Инструктаж
по технике безопасности.
47/8 Направление
индукционного тока.
Правило Ленца.
48/9 Явление самоиндукции.
49/10
50/11
51/12
52/13
Определение направления индукционного
тока. Правило Ленца.
Работа в парах.
Работа в парах.
Уважение к творцам науки и
технике,
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
работа в парах.
Уважение к творцам науки и
технике,
Явление самоиндукции, индуктивность,
Работа в парах.
энергия магнитного поля.
Получение и передача
Колебание силы тока, частота и период
Самостоятельное приобретение
переменного
колебаний, переменный электрический ток,
новых знаний. Работа в группах.
электрического тока.
график электрических колебаний,
электромеханический индукционный
генератор, статор, ротор.
Электромагнитное поле. Электромагнитное поле и его источник. Теория Уважение к творцам науки и
Максвелла.
технике,
Электромагнитные
Электромагнитные волны: скорость,
Привлечение
внимания
волны. Светпоперечность, длина волны, получение и
обучающихся к ценностному
электромагнитная волна. регистрация, шкала электромагнитных волн, аспекту изучаемых на уроках
влияние электромагнитных излучений на
явлений.
живые организмы.
Контрольная работа №4 Контроль знаний.
«Электромагнитное
поле»
Строение атома и атомного ядра (10 часов)
53/1 Радиоактивность. Виды Сложный состав радиоактивного излучения,
54/2
радиоактивных
излучений.
Модели атомов. Опыт
Резерфорда.
55/3 Радиоактивные
превращения атомных
ядер.
56/4 Экспериментальные
методы исследования
частиц.
Лабораторная работа №
5 “Изучение треков
заряженных частиц”.
альфа-лучи, бета-лучи, гамма-лучи.
Модель Томсона, опыты Э.Резерфорда по
рассеянию альфа-частиц, метод сцинтилляций,
планетарная модель строения атома.
Массовое число, зарядовое число, закон
сохранения массового числа и заряда, правила
смещения, альфа-распад, бета-распад. Закон
радиоактивного распада.
Счетчик Гейгера, ударная ионизация, камера
Вильсона, трек частицы, пузырьковая камера.
Активизация
познавательной
деятельности на изучение темы
Уважение к творцам науки и
технике,
Работа в парах.
Побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
работа в парах.
25
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
57/5 Открытие протона.
Открытие нейтрона.
Э. Резерфорд, Д. Чедвик, протон, нейтрон,
нуклон, ядерная реакция, а.е.м.
Уважение к творцам науки и
технике,
58/6 Состав атомного ядра.
59/7
60/8
61/9
62/10
Д.И. Иваненко, В. Гейзенберг, протонноУважение к творцам науки и
Массовое число. Ядерные нейтронная модель строения ядра, изотоп,
технике,
силы.
ядерные силы, короткодействие, изотопы.
Энергия связи. Дефект
А. Эйнштейн, энергия связи, энергия покоя,
Уважение к творцам науки и
масс.
дефект масс, выделение или поглощение
технике,
энергии в ядерных реакциях.
Деление
ядер
урана. О. Ганн, Ф. Штрассман, деление ядер урана,
Привлечение
внимания
Цепная реакция.
продукт реакции, цепная реакция, критическая обучающихся к ценностному
масса, замедлитель нейтронов, условия
аспекту изучаемых на уроках
протекания управляемой цепной реакции.
явлений.
Ядерный
реактор. Назначение, устройство, принцип действия
Самостоятельное приобретение
Преобразование
ядерного реактора на медленных нейтронах;
новых знаний. Работа в группах.
внутренней
энергии преобразование энергии ядер в электрическую
атомных
ядер
в энергию, преимущества и недостатки АЭС
электрическую энергию. перед другими видами электростанций.
Атомная энергетика.
Э. Ферми, И.В. Курчатов, ядерное оружие,
Самостоятельное приобретение
Биологическое действие атомная энергетика, поглощенная доза
новых знаний. Работа в группах.
радиации. Термоядерная излучения, эквивалентная доза излучения,
Учебный проект “Атомная
реакция.
коэффициент радиационного риска, Источники физика: польза или вред”.
энергии Солнца и звёзд.
Резерв - 4 часа
26