Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП ООО,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении
Адаптированной Основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с Расстройствами аутистического спектра
с учетом психофизических особенностей учащихся с задержкой психического развития
(Реализация требований ФГОС ООО от 31.05.2021г. №287) от 31.08.2022 №109/27»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ-Гимназия № 47
Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-Гимназия №47
Приказ №109/27 от 31.08.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(5 КЛАСС)
Екатеринбург 2022
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее — ОДНКНР) для 5 класса образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость
формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения
ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов
Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества,
формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное
государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире
духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурноисторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на
протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления
о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой
России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия
требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя
как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к
рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих
элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России
как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
Цели изучения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального
согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического
и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной
культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной
школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в
развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами,
на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и
изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе,
давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в 5 классе.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа на учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и
ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской
культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех
народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность
Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных
знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов
России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества.
Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи. стория семьи как часть истории народа, государства,
человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России.
Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества
(сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных
видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль
нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не
может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных
ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это
такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд.
Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовнонравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление
действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны.
Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры:
исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов
России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка
как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа
в его музыке и инструмен тах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура:
от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная
литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ
о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного
зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как
культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны —
залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизнен- ное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности .
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных
норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному раз- витию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и
общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: воспритие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного
типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования
личности гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству
страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности
и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской
Федерации, причинах культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их
необходимость.
Тема 3. Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание
личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных
смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с
языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов
России, важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и
историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы
репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного
многообразия;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины.
Тема 6. Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве,
охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии
их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,
«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных
артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми
они связаны.
Тема 8. Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и
основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и
общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать
ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и
отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями
своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её
существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную
важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь
представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль
домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой
общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления
целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории
народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах
из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на
основе предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и
культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте
культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,
«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и
уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о
существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения
истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные
средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных
произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как
формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как
способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с
опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей
российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации»,
«государствообразующий народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в
России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
устанавливать
взаимосвязь праздников и
культурного уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников:
определять нравственный смысл праздников народов России;
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры
и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического
развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и
типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники
истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать
об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства
музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции
культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных
произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих
языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
народа и его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания
народа на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной
этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с
учётом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через
бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и экономического единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального самоопределения отдельных этносов.
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные
примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения основана на понятных, прозрачных и структурированных
принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки
следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются
непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме
(классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие
традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных
результатов.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Тема
«Россия — наш общий
дом»
«Семья и духовнонравственные
ценности»
«Духовно-нравственное
богатство личности»
«Культурное единство
России»
Резервные уроки
Итого
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество Количество
ЭОР
часов
контрольных
работ
10
https://resh.edu.ru/
http://antologia.xxc.ru/
https://kinouroki.org/films-Киноуроки
https://www.youtube.com/user/TVRadostmoya
https://www.culture.ru
6
https://resh.edu.ru/
http://antologia.xxc.ru/
https://kinouroki.org/films-Киноуроки
https://www.youtube.com/user/TVRadostmoya
https://www.culture.ru
3
https://resh.edu.ru/
http://antologia.xxc.ru/
https://kinouroki.org/films-Киноуроки
https://www.youtube.com/user/TVRadostmoya
https://www.culture.ru
13
https://resh.edu.ru/
http://antologia.xxc.ru/
https://kinouroki.org/films-Киноуроки
https://www.youtube.com/user/TVRadostmoya
https://www.culture.ru
2
https://resh.edu.ru/
http://antologia.xxc.ru/
https://kinouroki.org/films-Киноуроки
https://www.youtube.com/user/TVRadostmoya
https://www.culture.ru
34
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС (34 Ч)
Основное содержание Основные виды деятельности Виды и формы деятельности, направленные на
реализацию рабочей программы воспитания
обучающихся
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Привлечение внимания обучающихся
к ценностному аспекту изучаемых
Зачем изучать курс Формирование и
Формировать представление об
на уроках явлений,
«Основы духовно- закрепление
особенностях курса ««Основы
организация их работы с получаемой
нравственной
гражданского
духовно-нравственной культуры
на уроке социально значимой
культуры народов единства. Родина и
народов России».
информацией –
России»?
Отечество.
Слушать и понимать объяснения
инициирование ее обсуждения,
Традиционные
учителя по теме урока.
высказывания обучающимися
ценности и ролевые
Вести самостоятельную работу с
своего мнения по ее поводу,
модели. Традиционная учебником
выработки своего к ней отношения.
семья. Всеобщий
характер морали и
нравственности.
Русский язык и единое
культурное
пространство. Риски и
угрозы духовнонравственной культуре
народов России
Наш дом — Россия Россия —
Слушать и понимать объяснения
многонациональная
учителя по теме урока.
страна.
Формировать представление о
Многонациональный необходимости и важности
народ Российской
межнационального и
Федерации. Россия как межрелигиозного
общий дом. Дружба сотрудничества,
народов
взаимодействия.
Выполнять задания на
понимание и разграничение
понятий по курсу
№ Тема
1
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
3
4
5
Язык и история
Что такое язык? Как в
языке народа
отражается его
история? Язык как
инструмент культуры.
Важность
коммуникации между
людьми. Языки
народов мира, их
взаимосвязь
Формировать представления о
языке как носителе духовнонравственных смыслов
культуры.
Понимать особенности
коммуникативной роли языка.
Слушать и анализировать
выступления одноклассников,
отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким
источникам
Русский язык —
Русский язык —
Формировать представление о
язык общения и
основа российской
русском языке как языке
язык возможностей культуры. Как
межнационального общения.
складывался русский Слушать объяснения учителя,
язык: вклад народов стараясь выделить главное.
России в его развитие. Объяснять наблюдаемые в
Русский язык как
практике изучения языка
культурообразующий явления
проект и язык
межнационального
общения. Важность
общего языка для всех
народов России.
Возможности, которые
даёт русский язык
Истоки родной
Что такое культура.
Формировать представление о
культуры
Культура и природа. том, что такое культура, об
Роль культуры в жизни общих чертах в культуре
общества.
разных народов.
Многообразие культур
и его
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
6
7
8
причины. Единство
Слушать и понимать
культурного пространства объяснения учителя по
России
теме урока.
Выполнять задания на
понимание и разграничение
понятий по теме
Материальная
Материальная культура: Формировать
культура
архитектура, одежда,
представление о
пища, транспорт, техника. традиционных укладах
Связь между
жизни разных народов.
материальной культурой и Слушать и анализировать
духовно-нравственны- ми выступления
ценностями общества
одноклассников.
Работать с учебником,
анализировать проблемные
ситуации
Духовная культура Духовно-нравственная
Формировать
культура. Искусство,
представление о духовной
наука, духовность.
культуре разных народов.
Мораль, нравственность, Понимать взаимосвязь
ценности.
между проявлениями
Художественное
материальной и духовной
осмысление мира. Символ культуры.
и знак. Духовная культура Выполнять задания на
как реализация ценностей понимание и разграничение
понятий по теме.
Учиться работать с текстом
и зрительным рядом
учебника
Культура и
Религия и культура. Формировать представление о
религия
Что такое религия, понятии «религия», понимать и
её роль в жизни
уметь объяснять, в чём
общества и
заключается связь культуры и
человека.
религии.
Государствообразу Слушать объяснения учителя,
ющие религии
работать с научно-популярной
России. Единство литературой по теме
ценностей в
религиях России
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Зачем нужно
Понимать смысл понятия
учиться? Культура «образование», уметь объяснять
как способ
важность и необходимость
получения нужных образования для общества.
знаний.
Слушать объяснения учителя,
Образование как
отбирать и сравнивать учебные
ключ к
материалы по теме
социализации и
духовнонравственному
развитию человека
10 Многообразие
Единство культур Отбирать материал по
культур России
народов России. Что нескольким источникам,
(практическое
значит быть
готовить доклады, работать с
занятие)
культурным
научно-популярной
человеком? Знание литературой.
о культуре народов Слушать выступления
России
одноклассников
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
9
Культура и
образование
11 Семья —
хранитель
духовных
ценностей
Семья — базовый Понимать, что такое семья,
Использование воспитательных
элемент общества. формировать представление о возможностей содержания учебного предмета
Семейные
взаимосвязях между типом
через демонстрацию обучающимся
ценности, традиции культуры и особенностями
примеров ответственного,
и культура. Помощь семейного уклада у разных
гражданского поведения,
сиротам как
народов.
проявления человеколюбия и добросердечности, через
духовноподбор соответствующих текстов для чтения, задач для
нравственный долг
решения,
человека
проблемных ситуаций для обсуждения.
Понимать значение термина
«поколение».
Слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи
12 Родина начинается История семьи как Понимать и объяснять, как и
с семьи
часть истории
почему история каждой семьи
народа, государства, тесно связана с историей
человечества. Как страны, народа.
связаны Родина и Слушать объяснения учителя,
семья? Что такое
разграничивать понятия по теме,
Родина и
систематизировать учебный
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Отечество?
13 Традиции
семейного
воспитания в
России
материал
Семейные традиции Понимать и объяснять, что
народов России.
такое традиция, уметь
Межнациональные рассказывать о традициях своей
семьи. Семейное
семьи, семейных традициях
воспитание как
своего народа и других народов
трансляция
России.
ценностей
Уметь объяснять и
разграничивать основные
понятия по теме. Просматривать
и анализировать учебные
фильмы, работать с
раздаточным материалом
14 Образ семьи в
Произведения
Знать основные фольклорные
культуре народов устного
сюжеты о семье, семейных
России
поэтического
ценностях.
творчества (сказки, Знать и понимать моральнопоговорки и т. д.) о нравственное значение семьи.
семье и семейных
обязанностях.
Семья в
Работать с научно-популярной
литературе и
литературой, просматривать и
произведениях
анализировать учебные фильмы,
разных видов
систематизировать учебный
искусства
материал
15 Труд в истории
Социальные роли Понимать, что такое «семейный
семьи
в истории семьи. труд», сознавать и
Роль домашнего характеризовать важного
труда. Роль
общего семейного труда для
нравственных
укрепления целостности семьи.
норм в
Слушать объяснения учителя,
благополучии
самостоятельно работать с
семьи
учебником
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
16 Семья в
современном мире
(практическое
занятие)
Рассказ о своей
Понимать, почему важно
семье (с
изучать и хранить историю
использованием своей семьи, передавать её
фотографий, книг, следующим поколениям.
писем и др.).
Готовить доклад, сообщение;
Семейное древо. создавать семейное древо;
Семейные
отбирать и сравнивать материал
традиции
из нескольких источников
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
17 Личность —
Что делает
Знать, что такое гуманизм,
общество —
человека
понимать, что делает человека
культура
человеком?
человеком и какие проявления
Почему человек не людей можно назвать
может жить вне
гуманными.
общества. Связь Работать с научно-популярной
между обществом литературой, уметь
и культурой как разграничивать понятия,
реализация
осваивать смысловое чтение
духовно(решать текстовые задачи)
нравственных
ценностей
18 Духовный мир
человека.
Человек —
творец
культуры
Привлечение внимания обучающихся
к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально значимой
информацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
Культура как духовный Понимать и объяснять значение
мир человека. Мораль. слова «человек» в контексте
Нравственность.
духовно- нравственной культуры.
Патриотизм. Реализация Слушать объяснения учителя,
ценностей в культуре.
работать с учебником, уметь
Творчество: что это
понимать и разграничивать
такое? Границы
основные понятия по теме
творчества. Традиции и
новации в культуре.
Границы культур.
Созидательный труд.
Важность труда как
творческой деятельности,
как реализации
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
19 Личность и
духовнонравственные
ценности
Мораль и нравственность Понимать и объяснять, что такое
в жизни человека.
мораль и нравственность, любовь к
Взаимопомощь,
близким.
сострадание, милосердие, Показывать на примерах важность
любовь, дружба,
таких ценностей как взаимопомощь,
коллективизм,
сострадание, милосердие, любовь,
патриотизм, любовь к
дружба и др.
близким
Разграничивать и определять
основные понятия, решать
текстовые задачи, работать с
учебником
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
20 Историческая память Что такое история и почему Объяснять смысл
обучающихся в рамках реализации ими
как духовноона важна? История семьи термина «история»,
индивидуальных и групповых
нравственная ценность — часть истории народа,
понимать важность
исследовательских проектов,
государства, человечества. изучения истории.
Важность исторической
Понимать и объяснять, что даст обучающимся возможность
памяти, недопустимость её что такое историческая приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы,
фальсификации.
память, как история
Преемственность поколений каждой семьи связана с навык генерирования и оформления
собственных идей,
историей страны.
Работать с учебником, навык уважительного отношения
выделять и определять к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей,
основные понятия,
аргументирования и
слушать и
отстаивания своей точки зрения.
анализировать
21
Литература как язык
культуры
выступления
одноклассников
Литература как
Понимать особенности
художественное осмысление литературы, её отличия
действительности. От
от других видов
сказки к роману. Зачем
художественного
нужны литературные
творчества.
произведения? Внутренний Объяснять средства
мир человека и его
выражения духовного
духовность
мира человека, его
морали и
нравственности в
произведениях
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
22
23
литературы.
Слушать объяснения
учителя, работать с
художественной
литературой, изучать и
анализировать
источники
Взаимовлияние культур Взаимодействие культур.
Иметь представление о
Межпоколенная и
значении терминов
межкультурная трансляция. «взаимодействие
Обмен
культур»,
ценностными установками и «культурный обмен» .
идеями. Примеры
Понимать и объяснять
межкультурной
важность сохранения
коммуникации как способ культурного наследия.
формирования общих
Слушать объяснения
духовно-нравственных
учителя, понимать и
ценностей
разграничивать понятия,
отбирать и сравнивать
материал по нескольким
источникам
Духовно-нравственные Жизнь, достоинство, права и Уметь объяснять
ценности российского свободы человека,
значение основных
народа
патриотизм,
понятий, отражающих
гражданственность,
духовно-нравственные
служение Отечеству и
ценности.
ответственность за его
Осознавать их и
судьбу, высокие
защищать в качестве
нравственные идеалы,
базовых
крепкая семья,
общегражданских
созидательный труд,
ценностей российского
приоритет духовного над
общества.
материальным, гуманизм, Слушать объяснения
милосердие,
учителя, работать с
справедливость,
учебником (смысловое
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
24
Регионы России:
культурное
многообразие
25 Праздники в культуре
народов России
коллективизм,
чтение)
взаимопомощь,
историческая память и
преемственность поколений,
единство народов России
Исторические и социальные Понимать принципы
причины культурного
федеративного
разнообразия. Каждый
устройства России,
регион уникален.
объяснять понятие
Малая Родина — часть
«полиэтничность»
общего Отечества
Понимать ценность
многообразия
культурных укладов
народов России. Уметь
рассказывать о
культурном своеобразии
своей малой родины.
Слушать и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с источниками
Что такое праздник? Почему Понимать и объяснять, Инициирование и поддержка
праздники важны.
что такое
исследовательской деятельности
Праздничные традиции в
«народный праздник». обучающихся в рамках реализации ими
России. Народные
Уметь рассказывать о индивидуальных и групповых
праздники как память
праздничных традициях исследовательских проектов,
культуры, как воплощение разных народов и своей что даст обучающимся возможность
духовно-нравственных
семьи.
приобрести навык самостоятельного
идеалов
Понимать и объяснять решения теоретической проблемы,
нравственный смысл
навык генерирования и оформления
народного праздника.
собственных идей,
Работать с учебником, навык уважительного отношения
просматривать и
к чужим идеям, оформленным
анализировать учебные в работах других исследователей,
фильмы
аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
26 Памятники в культуре
народов России
27 Музыкальная культура
народов России
Памятники как часть
культуры: исторические,
художественные,
архитектурные.
Культура как память.
Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как
свидетели истории.
Архитектура и духовнонравственные ценности
народов России
Устанавливать связь
между историей
памятника и историей
края.
Характеризовать
памятники истории и
культуры.
Понимать нравственный
и научный смысл
краеведческой работы.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой,
просматривать и
анализировать учебные
фильмы
Музыка. Музыкальные
Понимать особенности
произведения. Музыка как музыки как вида
форма выражения
искусства.
эмоциональных связей
Знать и называть
между людьми. Народные основные темы
инструменты.
музыкального
История народа в его
творчества народов
музыке и инструментах
России, понимать, как
история народа
отражается в его
музыке.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой,
просматривать и
анализировать учебные
фильмы
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
28 Изобразительное
искусство народов
России
29 Фольклор и литература
народов России
Художественная реальность. Понимать и объяснять
Скульптура: от религиозных особенности
сюжетов к современному
изобразительного
искусству. Храмовые
искусства как вида
росписи и фольклорные
художественного
орнаменты. Живопись,
творчества.
графика. Выдающиеся
Понимать и
художники разных народов обосновывать важность
России
искусства как формы
трансляции культурных
ценностей.
Знать и называть
основные темы
искусства народов
России.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой,
просматривать и
анализировать учебные
фильмы
Пословицы и поговорки.
Понимать, что такое
Эпос и сказка. Фольклор как национальная
отражение истории народа и литература.
его ценностей, морали и
Объяснять и показывать
нравственности.
на примерах, как
Национальная литература. произведения
Богатство культуры народа фольклора отражают
в его литературе
историю народа, его
духовно- нравственные
ценности.
Отбирать и сравнивать
материал из нескольким
источникам, решать
текстовые задачи,
слушать и
анализировать
выступления
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
одноклассников
30 Бытовые традиции
народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие)
Рассказ о бытовых
Отбирать и сравнивать
традициях своей семьи,
учебный материал по
народа, региона. Доклад с нескольким источникам,
использованием
решать текстовые
разнообразного зрительного задачи, слушать и
ряда и других источников анализировать
выступления
одноклассников,
работать с научнопопулярной
литературой
31 Культурная карта России География культур России. Отбирать и сравнивать Инициирование и поддержка
(практическое занятие) Россия как культурная
несколько источников, исследовательской деятельности
карта. Описание регионов в решать текстовые
обучающихся в рамках реализации ими
соответствии с их
задачи, слушать и
индивидуальных и групповых
особенностями
анализировать
исследовательских проектов,
выступления
что даст обучающимся возможность
одноклассников,
приобрести навык самостоятельного
работать с научнорешения теоретической проблемы,
популярной
навык генерирования и оформления
литературой
собственных идей,
навык уважительного отношения
к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей,
аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
32 Единство страны — залог Россия — единая страна.
Понимать и объяснять
будущего России
Русский мир. Общая
значение общих
история, сходство
элементов и черт в
культурных традиций,
культуре разных
единые духовнонародов России для
нравственные ценности
обоснования её
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
народов России
33 Резерв
34 Резерв
культурного,
экономического
единства.
Слушать объяснения
учителя,
систематизировать
учебный материал