Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к АООП ООО обучающихся с НОДА,
утверждённой приказом МАОУ-Гимназия № 47 «Об утверждении АООП ООО» №44/19 от 31.08.2020 г.
(с изменениями от 31.08.2022 г.)
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МАОУ-Гимназия № 47
Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.
Утверждаю Директор МАОУГимназия №47
_______ О.Ф. Болячкина Приказ
№109/13 от 31.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Трудные случаи орфографии»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(6, 7 КЛАСС)
г. Екатеринбург, 2022 год
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
I.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ
СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ», 6, 7 КЛАСС
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения
и аудирования, чтения и письма, общения при понимании особенностей современной устной и
письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей и ситуации общения с соблюдением изучаемых норм современного
русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую,
диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного) и содержательной
переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста,
ключевые понятия, оценивать средства аргументации;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания);
понимание, комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка,
осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и
письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы,
последовательности изложения;
умение оценивать письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности,
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного словоупотребления;
осознание основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и
сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, план (включая тезисный
план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
осознанное использование речевых средств для выражения чувств и мыслей, для регуляции
собственной речи;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи в соответствии с изучаемыми
правилами;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского
литературного языка, оценивать свои языковые умения;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и
синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола,
олицетворение, сравнение; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
умение использовать фразеологические обороты в речи;
корректное употребление междометий для выражения эмоций;
распознавание в речи имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: идентификация
самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи; распознавание существительных,
прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических
признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; распознавание глаголов,
причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и
союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий
разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения:
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов
анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа
словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа простого предложения, определение синтаксической роли
самостоятельных частей речи в предложении; распознавание основных признаков текста,
умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, знать композиционные элементы
текста; определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика
звуков слова; определение лексического значения слова, значений многозначного слова,
стилистической окраски слова, подбор синонимов, антонимов; деление слова на морфемы на
основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать
словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; проведение
морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего
грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи,
определение их синтаксической функции; осознание основных единиц синтаксиса
(словосочетание, предложение, текст); умение выделять словосочетание в составе предложения;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение
грамматической основы предложения в соответствии с изучаемыми частями речи и их
синтаксическими функциями; распознавание распространённых и нераспространённых
предложений; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов
предложения; обращений; вводных слов; опознавание сложного предложения, типов сложного
предложения, средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и
к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и
соблюдения норм их построения; определение видов связи, смысловых, лексических и
грамматических средств связи предложений в тексте
6) обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии
с ситуацией и стилем общения: умение использовать словари (в том числе - мультимедийные)
при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять
эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей,
их строения; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации,
прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова,
принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и
переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими,
орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей
употребления
фразеологизмов;
использование
морфемных,
словообразовательных,
этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами
речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм: поиск орфограммы и
применение правил написания слов с изучаемыми орфограммами; освоение правил
правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение
правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце
предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, диалоге; соблюдение
основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение
места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового,
стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового
различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных,
прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен
существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом,
употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании
предложений с союзами
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает получение
обучающимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики,
лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия
«языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов.
Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на
развитие навыков орфографической «зоркости».
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 7 классе
вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна орфография причастий,
деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим
правилам), частиц и т.д. Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии»
призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках
к ранее (в этом же году) изученному с целью отработки умений и навыков.
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии» актуальна для учащихся, так
как
формирование
орфографической
зоркости,
практическое
использование
лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся,
для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой
невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель изучения элективного курса «Трудные случаи орфографии»:
углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой
культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование
опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности:
•
•
•
•
•
•
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических навыков;
формирование лингвистической компетенций;
совершенствование
общеучебных
умений:
обобщать,
классифицировать, анализировать, оценивать;
развитие коммуникативных навыков;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
сравнивать,
Общая характеристика учебного предмета:
Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической грамотности
через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования
является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и
задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении
детей. Задача данного курса – не только вооружить ученика определённым багажом знаний,
но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических
навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными
гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо-буквенного состава морфемы,
наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при
словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем
(смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть
посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования
орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система
работы по созданию «банка морфем».
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии» в 7 классе
составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего
образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном
образовательном процессе и рассчитана на обучающихся 7 классов.
Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:
программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа
предназначена для реализации в 7 классе, т.к. изучаемый материал достаточно сложен и
требует систематической работы по формированию орфографической зоркости.
Элективный курс «Трудные случаи орфографии» является дополнением к основному курсу
русского языка в 7 классе и призван восполнить недостающие часы с целью формирования
у семиклассников орфографических навыков
II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ
ОРФОГРАФИИ»
34 ЧАСА
Фонетика. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Транскрибирование.
Морфемика. Правописание корней. Значение морфем. Словообразование. Способы
словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ. Связь морфемики и
орфографии. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Свободные и связанные корни. Сложные случаи написания связанных корней.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением.
Проверяемая и непроверяемая гласная в корне слова. Классификация и правописание
корней с чередующимися гласными. Выбор гласной в корне с чередованием в
зависимости от разных условий: ударение, последующий согласный, наличие суффикса
-а-, значение корня. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Выбор гласной в корне с чередованием в
зависимости от разных условий: ударение. Правописание корней с чередующимися
гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-). Выбор гласной в
корне с чередованием в зависимости от разных условий: последующий согласный.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бери аналогичные , -кос-) Выбор гласной в корне с чередованием в зависимости от разных
условий: наличие суффикса -а-. Правописание корней с чередующимися гласными,
зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Выбор гласной в корне с
чередованием в зависимости от разных условий: значение корня. Правописание
исключений из правила о чередующихся гласных. Слова-исключения с чередующимися
гласными. Р.Р. Составление словосочетаний, предложений, текстов, включающими
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
слова-исключения. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные
согласные в корнях слов.
Морфемика. Правописание приставок. Классификация приставок. Происхождение
приставок. Традиционно русские приставки. Иноязычные приставки. Значение
приставок. Приставка как словообразующая морфема. Образование новых слов
различных частей речи. Неологизмы. Приставки с традиционным написанием.
Неизменяемые приставки. Приставки с позиционным написанием. Выбор согласной в
приставке в зависимости от начальной буквы корня. Правописание приставок пре, при. Паронимы. Выбор гласной в приставке в зависимости от её значения. Правописание
разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание Ы и И после приставок. Написание слов
по указанным правилам. Самостоятельная работа на тему: «Правописание приставок».
Применение изученных правил на практике.
Морфемика. Правописание суффиксов. Понятие о суффиксе. Классификация
суффиксов. Написание суффиксов разных частей речи. Правописание суффиксов
существительных. Трудные случаи правописания суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных. Трудные случаи правописания суффиксов
прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Трудные случаи правописания
суффиксов глаголов. Написание суффиксов глаголов в инфинитиве. Правописание
суффиксов действительных причастий. Особые случаи выделения ПО. Трудные случаи
правописания суффиксов действительных причастий. Выделение ПО на письме.
Правописание суффиксов страдательных причастий. Трудные случаи правописания
суффиксов страдательных причастий. Правописание суффиксов деепричастий.
Трудные случаи правописания суффиксов деепричастий. Употребление деепричастий
в речи. Правописание суффиксов наречий. Выбор суффикса в зависимости от способа
словообразования наречия. Написание суффиксов разных частей речи.
Морфемика. Правописание окончаний. Понятие об окончании. Правописание
окончаний имен существительных. Выбор гласной в окончании в зависимости от
склонения и рода существительного. Правописание окончаний имен прилагательных и
причастий. Выбор гласной в окончании. Правописание окончаний глаголов. Условия
выбора гласной в окончании.
Культура речи. Систематизация знаний. Составление текста. Деловые бумаги.
Деловой стиль. Особенности деловых бумаг. Доверенность. Резюме. Р.Р. Устная и
письменная речь. Диалог. Монолог. Культура речи. Текст как продукт речевой
деятельности. Виды речи. Монолог и диалог. Текст как единица речи. Средства связи
предложений. Культура речи. Функционально-смысловые типы речи. Стили речи.
Типы речи.
6
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел (тема)
Колич
ество
Развит
ие
речи
Самост
оятельн
ые
работы
часов
1
Фонетика
1
-
-
2
Морфемика. Правописание корней
11
1
-
3
Морфемика. Правописание приставок
7
-
1
4
Морфемика. Правописание суффиксов
8
-
-
5
Морфемика. Правописание окончаний
3
-
-
6
Культура речи. Систематизация знаний
4
1
-
Итого
34
2
1
7
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
IV ПОУРОНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа)
«Трудные случаи орфографии»
Дата / Количество
Неделя№
часов
урока
п/п (в
теме)
Тема урока
Элементы содержания
образования
Фонетика (1 час)
1.
1
Фонетика. Двойная роль букв Е,
Ё, Ю, Я. Транскрибирование
Умение
выполнять
транскрипцию слов с буквами.
Е, Ё, Ю, Я. Произношение и
правописание слов с Е, Ё, Ю, Я
перед Ь и Ъ знаками
Морфемика. Правописание корней (11 часов)
2.
1
Морфемика. Значение морфем.
Словообразование.
Способы
словообразования
Морфемный
и
словообразовательный анализ.
Связь
морфемики
и
орфографии
3.
1
Корень как основная морфема
слова.
Классификация
корневых морфем
Свободные и связанные корни.
Сложные случаи написания
связанных корней.
4.
1
Правописание
корней
с
безударной
гласной,
проверяемой и не проверяемой
ударением
Проверяемая и непроверяемая
гласная в корне слова
5.
1
Классификация и правописание
корней
с
чередующимися
гласными
Выбор гласной в корне с
чередованием в зависимости
от разных условий: ударение,
последующий
согласный,
наличие
суффикса
-а-,
значение корня
6.
1
Правописание
корней
с
чередующимися
гласными,
зависящими от ударения (-гор-,
-клон-, -твор-, -зар-)
Выбор гласной в корне с
чередованием в зависимости
от разных условий: ударение
8
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
7.
1
Правописание
корней
с
чередующимися
гласными,
зависящими
от
корневых
согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-)
Выбор гласной в корне с
чередованием в зависимости
от
разных
условий:
последующий согласный
8.
1
Правописание
корней
с
чередующимися
гласными,
зависящими от суффикса А (бер- и аналогичные , -кос-)
Выбор гласной в корне с
чередованием в зависимости
от разных условий: наличие
суффикса -а-
9.
1
Правописание
корней
с
чередующимися
гласными,
зависящими от значения слов (ровн-, -плов-, -мок-)
Выбор гласной в корне с
чередованием в зависимости
от разных условий: значение
корня
10.
1
Правописание исключений из
правила
о
чередующихся
гласных
Слова-исключения
чередующимися гласными
11.
1
Р.Р.
Составление
словосочетаний, предложений,
текстов, включающими словаисключения
Творческая
работа
разноуровневая
12.
1
Правописание
корней
с
непроверяемыми согласными
Удвоенные
корнях слов
согласные
с
в
Морфемика. Правописание приставок (7 часов)
13.
1
Правописание
приставок.
Классификация приставок
Происхождение
приставок.
Традиционно
русские
приставки.
Иноязычные
приставки.
Значение
приставок
14.
1
Приставка
как
словообразующая морфема
Образование
новых
различных
частей
Неологизмы
15.
1
Приставки с
написанием
традиционным
Неизменяемые приставки
16.
1
Приставки с
написанием
позиционным
9
слов
речи.
Выбор согласной в приставке в
зависимости от начальной
буквы корня
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
17.
1
Правописание приставок пре,
при-
Паронимы. Выбор гласной в
приставке в зависимости от её
значения
18.
1
Правописание разделительных
Ъ и Ь знаков. Правописание Ы и
И после приставок
Написание слов по указанным
правилам
19.
1
Самостоятельная работа на
тему:
«Правописание
приставок»
Применение
изученных
правил на практике
Морфемика. Правописание суффиксов (8 часов)
20.
1
Понятие
о
суффиксе.
Классификация суффиксов
Написание суффиксов разных
частей речи
21.
1
Правописание
существительных
суффиксов
Трудные случаи правописания
суффиксов существительных
22.
1
Правописание
прилагательных.
суффиксов
Трудные случаи правописания
суффиксов прилагательных
23.
1
Правописание
глаголов.
суффиксов
Трудные случаи правописания
суффиксов
глаголов.
Написание
суффиксов
глаголов в инфинитиве
24.
1
Правописание
суффиксов
действительных
причастий.
Особые случаи выделения ПО
Трудные случаи правописания
суффиксов
действительных
причастий. Выделение ПО на
письме
25.
1
Правописание
суффиксов
страдательных причастий
Трудные случаи правописания
суффиксов
страдательных
причастий
26.
1
Правописание
суффиксов деепричастий
Трудные случаи правописания
суффиксов
деепричастий.
Употребление деепричастий в
речи
27.
1
Правописание
суффиксов наречий
Выбор
суффикса
в
зависимости
от
способа
словообразования наречия
Морфемика. Правописание окончаний (3 часа)
10
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00,
e-mail: gimnazium47@mail.ru
28.
1
Понятие
об
окончании.
Правописание окончаний имен
существительных
Выбор гласной в окончании в
зависимости от склонения и
рода существительного
29.
1
Правописание окончаний имен
прилагательных и причастий.
Выбор гласной в окончании
30.
1
Правописание окончаний
глаголов.
Условия выбора гласной в
окончании
Культура речи. Систематизация знаний (4 часа)
31.
1
Составление текста
Деловые бумаги
Деловой стиль. Особенности
деловых бумаг. Доверенность.
Резюме
32.
1
Р.Р. Устная и письменная речь.
Диалог. Монолог. Культура
речи. Текст как продукт речевой
деятельности
Виды речи. Монолог и диалог.
Текст как единица речи.
Средства связи предложений
Культура речи
33.
1
Функционально-смысловые
типы речи
Стили речи. Типы речи.
34.
1
Резервный урок
Повторение изученного
11