ДООП_Шахматный клуб

Местная общественная организация
«Федерация шахмат Екатеринбурга»

УТВЕРЖДАЮ:
Исполнительный директор
Местной общественной
организации «Федерация шахмат
Екатеринбурга»
________________/ А.С. Федотов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы (базовый уровень)»
(для обучающихся 1-6 классов основного общего образования)
Возраст обучающихся: 7-13 лет
Сроки реализации: 144 часа

Разработчик:
Федотов Алексей Сергеевич,
исполнительный директор МОО «ФШЕ»,
кандидат в мастера спорта.

Екатеринбург, 2022

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной

3

общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Содержание программы

6

1.4

Планируемые результаты

9

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации

дополнительной

11

общеобразовательной

общеразвивающей программы
2.1

Календарный учебный график

11

2.2

Условия реализации программы

15

2.3

Формы аттестации

17

2.4

Оценочные материалы

17

2.5

Методические материалы

17

Список литературы

22

Приложение

23

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» (для обучающихся 1–
6 классов основного общего образования) (далее - программа) составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1.

Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;
2.

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9

ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;
3.

Постановления Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
4.

Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09–3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»);
5.

Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации и профессиональному самоопределению
детей с ОВЗ, включая инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
3

6.

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая

2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
7.

Постановления

Правительства

Свердловской

области

от

07.12.2017г. № 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года»;
8.

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4

сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей»;
9.

Приложения к письму Департамента молодёжной политики,

воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от
11.12.2006 № 06–1844;
10.
№ 1008

Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г.
«Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
11.

Положения

о

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах нетиповой образовательной организации
«Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
Актуальность программы обусловлена тем, что культурное значение
шахмат – игры, история которой насчитывает более пятнадцати столетий,
нисколько не уменьшилось в нашу компьютеризированную эпоху с её
черезвычайно быстрым ритмом жизни и многовенной доступностью
практически любой информации в режиме реального времени. Наоборот,
возможности

шахмат

для

тренировки

мышления

и

воспитания

подрастающего поколения стали особенно цениться именно сейчас, когда
часто возникает необходимость быстро принимать сложные, но в тоже время
взвешенные, продуманные решения. Общепризнанно, что шахматные уроки
развивают у детей память, воображение, логику, настойчивость, усидчивость,
внимание и целеустремлённость.
4

Отличительной особенностью программы является комплексный
подход к обучению с максимальной вовлечённостью обучающегося. На
каждом уроке разбирается новая тема, новые приёмы игры в шахматы.
Годовой учебный план построен так, чтобы любой ребёнок в короткие сроки
смог с нуля научиться шахматной игре. Уже на первом занятии объясняется
ход пешки и даётся возможность провести свой первый пешечный бой,
благодаря чему у обучающихся сразу появляется интерес и они активно
включаются в изучение новой для них игры.
Адресат программы: учащиеся 1–6 классов основного общего
образования, возраст 7–13 лет.
Объём и сроки реализации программы: продолжительность – 144
часа, 36 недель.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 2
раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия – 40 минут.
Формы обучения: очная.
Уровень программы: базовый.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: научить обучающихся шахматным правилам, привить любовь к
игре, заложить базовые знания о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
Подготовить к участию в шахматных турнирах, выполнению юношеских
разрядов.
Задачи:
обучающие
1.

Изучить особенности каждой шахматной фигуры. Выделить
главную цель игры и методы её достижения.

2.

Сформировать представление у обучающихся о истории шахмат,
познакомиться с творчеством чемпионов мира.

5

3.

Сформировать представление о шахматных приёмах и ключевых
терминах, основных понятиях.

4.

Познакомить

обучающихся

со

специальным

шахматным

оборудованием и сформировать навыки работы с ним.
развивающие
1.

Развивать способность мыслить нестандартно и творчески.

2.

Развивать

логическое

мышление,

воображение,

навыки

стратегического планирования.
3.

Развивать

интуицию,

память,

внимание,

умственную

выносливость, умение концентрироваться.
воспитательные
1.

Создать

условия

для

развития

трудолюбия,

упорства

и

самостоятельности.
2.

Создать

положительной

условия

мотивации

для
к

развития

занятиям,

интереса

познанию

к
и

шахматам,
осмыслению

окружающего мира.
3.

Воспитывать чувство ответственности за свои действия.

1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела

1

2

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

3

4

5

6

1

Знакомство с шахматами:
история, доска, фигуры

18

9

9

Устный опрос, тестирование
Решение шахматных задач,
Практическая игра

2

Особые правила шахмат

12

6

6

3

Матовые конструкции

12

6

6

4

Тактические удары и
комбинации

38

19

19

Устный опрос, тестирование
Решение шахматных задач,
Практическая игра
Устный опрос, тестирование
Решение шахматных задач,
Практическая игра
Устный опрос, тестирование
Решение шахматных задач,
Практическая игра

6

1
5

2
Курс шахматных дебютов

3
20

4
10

5
10

6

Курс шахматных
окончаний

20

10

10

7

Изучение творчества
чемпионов мира по
шахматам
Итого:

24

12

12

144

72

72

6
Устный опрос, тестирование
Решение шахматных задач,
Практическая игра
Устный опрос, тестирование
Решение шахматных задач,
Практическая игра
Устный опрос, тестирование
Решение шахматных задач,
Практическая игра

Содержание учебного плана
Раздел 1. Знакомство с шахматами: история, доска, фигуры
Теория:

История

возникновения

шахмат.

Легенда

о

мудреце.

Интересные факты о шахматной игре. Знакомство с шахматной доской:
чёрные и белые поля, вертикали, горизонтали, диагонали, цифры и буквы.
Знакомство с шахматными фигурами (ладья, слон, конь, ферзь, король) и
пешками,

особенности

начальной

расстановки.

Очерёдность

ходов.

Сравнительная ценность фигур (пешка – единица оценки стоимости фигуры).
Как ходит и бьёт пешка, ладья, слон, конь, ферзь, король. Как нападать на
чужие фигуры, как защищать свои фигуры от нападения.
Практика: Выполнение заданий на поиск фигуры. Дидактическая игра
«съешь клубничку», решение задач. Пешечный бой. Игра фигурами по
отдельности.
Раздел 2. Особые правила шахмат
Теория: Особые ходы пешки: взятие на проходе, правила превращения.
Изучение терминов: шах, мат, пат. Их отличия друг от друга, способы
защиты от шаха и мата. Цель шахматной партии. Знакомство с рокировкой, 4
условия совершения рокировки.
Практика: Шахматные викторины. Решение задач. Практическая игра
всеми фигурами.
Раздел 3. Матовые конструкции

7

Теория: Знакомство с шахматной нотацией, правилами записи
шахматных партий. Изучение особенностей матования короля на пустой
доске ферзём, ладьёй, двумя ладьями, ферзём и ладьёй. Самые быстрые маты
в шахматах: Дурацкий мат, Детский мат, мат Легаля. Способы защиты от
быстрого мата. Известные матовые конструкции: арабский мат, мат
Анастасии, мат Бодена, эполетный мат.
Практика: Решение задач. Практическая игра. Разыгрывание учениками
партий из книг. Запись партии. Сеансы одновременной игры.
Раздел 4. Тактические удары и комбинации
Теория: Изучение тактических приёмов и комбинаций: двойной удар,
связка, открытое нападение, открытый шах, двойной шах, уничтожение
защиты, завлечение, отвлечение, блокировка, спёртый мат, освобождение
поля, освбобождение линии, перекрытие, рентген, вскрытие линии, капкан,
промежуточный

ход,

пешечные

комбинации,

слабость

последней

горизонтали.
Практика: Решение задач, практическая игра, сеансы одновременной
игры.
Раздел 5. Курс шахматных дебютов
Теория: Основные цели дебюта. Как правильно начинать партию.
Типичные ошибки в дебюте. Развитие фигур и борьба за центр в дебюте.
Выигрыш времени (темпов), использование преимущества в развитии.
Знакомство с классификацией дебютов: открытые, полуоткрытые, закрытые,
полузакрытые, фланговые. Их отличия. Советы, как работать над дебютным
репертуаром. Знакомство с основыми дебютами: Испанская партия,
Шотланская партия, Сицилианская защита, защита Каро-Канн, Ферзевый
гамбит, Славянская защита, Староиндийская защита, защита Грюнфельда,
Английское начало, дебют Рети и т.д. – названия дебютов, их история,
основные линии, лучшие партии.

8

Практика:

Организация

тематических

турниров

на

занятии,

посвящённых конкретному дебюту. Решение задач. Работа с компьютерной
программой Chessbase и базами партий.
Раздел 6. Курс шахматных окончаний
Теория: Знакомство с правилами разыгрывания различных видов
эндшпиля: пешечный, ладейный, коневой, слоновый, ферзевый. Изучение
особенностей борьбы при нестандартном соотношении сил: фигура против
пешки, ферзь против ладьи, слон против ладьи.
Практика:

практическая

игра,

разыгрывание

между

учениками

специально подобранных позиций, решение задач, игра с компьютером.
Раздел 7. Изучение творчества чемпионов мира по шахматам
Теория: Знакомство с чемпионами мира от Стейница до Фишера. Их
биография, стиль, лучшие партии, известные высказывания, вклад в развитие
шахмат.
Практика: решение задач, практическая игра, тесты на знание
чемпионов мира, тесты «угадай ход» с начислением баллов.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты


развитие стратегического мышления, навыков планирования,

дальновидного мышления. Освоение процесса «действия в уме» –
предварительный расчёт последствий возможных поступков;


развитие уверенности в себе и собственных силах, готовности к

интеллектуальной борьбе;


развитие выносливости, умения бороться до конца, силы воли,

трудолюбия, упорства.
Предметные результаты
знает:


шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,

вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, партнёры, начальное положение,
9

ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах, двойной удар, вилка, связка,
открытый шах, открытое нападение, мельница, двойной шах, уничтожение
защиты, завлечение, отвлечение, блокировка, спёртый мат, перекрытие,
рентген, вскрытие линии, капкан, промежуточный ход, оппозиция, этюд,
дебют, миттельшпиль, эндшпиль, цугванг, цейтнот.


названия фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король; их

ценность; правила хода и взятия каждой фигуры.


обозначения ходов при записи партии;



цель в шахматной партии, методы достижения выигрыша;



классификацию дебютов: открытые, полуоткрытые, закрытые,

полузакрытые, фланговые;


стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль;



эндшпильные приёмы: правило квадрата, одалённая проходная,

треугольник, оттеснение плечом, пешечный прорыв, поля соответствия


имена и партии одиннадцати чемпионов мира по шахматам:

Вильгельм Стейниц, Эмануил Ласкер, Хосе Рауль Капабланка, Александр
Алехин, Макс Эйве, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль,
Тигран Петросян, Борис Спасский, Роберт Фишер.
владеет:
 шахматными фигурами;
 шахматными часами;
 шахматной программой Chessbase;
умеет:


правильно помещать шахматную доску между партнёрами;



правильно расставлять фигуры перед игрой;



вести запись партии;



читать шахматные книги и журналы, понимать шахматную

нотацию;
10



разыграть шахматную партию от начала и до конца без

нарушений правил шахмат;


рокировать, объявлять шах, ставить мат в один и два хода;



проводить комбинации на двойной удар, связку, завлечение,

спёртый мат и т. д.
 перемещать в уме шахматные фигуры, представляя их
расположение на несколько ходов вперёд.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
1
1

Месяц

Число

Тема занятия

2
сентябрь

3

2

сентябрь

3

сентябрь

4

сентябрь

5

сентябрь

6

октябрь

7

октябрь

8

октябрь

4
«Волшебный мир шахмат»
знакомство с шахматами,
история шахмат, шахматные
поля, фигуры и пешки,
начальная расстановка.
Ход пешки, пешечный бой
«Ладья»
ладья: как ходит и бьёт фигуры
соперника. вертикали и
горизонтали на доске.
«Слон»
как ходит и бьёт фигуры
соперника.
диагонали на доске
«Ферзь»
как ходит и бьёт фигуры
соперника ферзь
«Конь»
как ходит и бьёт фигуры
соперника конь
«Король»
как ходит и бьёт фигуры
соперника король
«Ценность фигур»
Сколько стоит каждая
шахматная фигура. Понятие о
выгодном и невыгодном
размене.
«Нападение и защита от
нападения»
Как напасть на неприятельскую
фигуру, три способа защиты от

11

Кол-во
часов
5
2

Форма занятия
6
Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

Форма
контроля
7
Вводное
тестирование,
шахматные
задачи, устный
опрос

шахматные
задачи, устный
опрос,
практическая
игра

нападения.
9

октябрь

«Повторение пройденного
материала»
ходы фигур, ценность фигур

2

Индивидуальная,
групповая

10

октябрь

«Особые ходы пешки»
Правило превращения.
Взятие на проходе.

2

Индивидуальная,
групповая

11

октябрь

«Шах и защита от шаха»
Что такое шах. Три способа
защиты от шаха.

2

Индивидуальная,
групповая

12

октябрь

2

Индивидуальная,
групповая

13

октябрь

2

Индивидуальная,
групповая

14

октябрь

2

Индивидуальная,
групповая

15

ноябрь

«Мат»
Что такое мат.
Цель шахматной партии.
«Пат»
Что такое пат, ничья.
Разновидности ничьей.
«Рокировка»
Определение рокировки, виды
рокировок. Когда можно
рокировать.
«Повторение пройденного
материала»
особые ходы пешки, шах, мат,
пат, рокировка
«Шахматная нотация» Запись
партии. Как читать шахматные
книги.
«Мат ферзём и ладьёй»
«Мат двумя ладьями»
Мат одинокому королю
соперника. Реализация
большого материального
перевеса
«Мат ферзём» «Мат ладьёй»
Мат одинокому королю
соперника. Реализация
большого материального
перевеса
«Самые быстрые маты в
шахматах»
Дурацкий мат, детский мат, мат
Легаля. Защита от этих матов.

2

Индивидуальная,
групповая

16

ноябрь

17

ноябрь

18

ноябрь

19

ноябрь

20

ноябрь

21

ноябрь

22

23

ноябрь
ноябрь

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

«Матовые конструкции»
Арабский мат, мат Анастасии,
мат Бодена, эполетный мат
«Повторение пройденного
материала»
Шахматная нотация, различные
виды матов.
«Двойной удар»
Пешкой, ферзём, конём (вилка)

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

«Связка»
Абсолютная, относительная,
двойная, важного поля

2

12

2

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

тестирование

шахматные
задачи, устный
опрос,
практическая
игра

тестирование

шахматные
задачи, устный
опрос,
практическая
игра

тестирование

шахматные
задачи, устный
опрос,
практическая
игра

24

декабрь

2

декабрь

«Развязывание»
Как защититься от связки
«Открытое нападение.
Открытый шах»
«Двойной шах»

25

декабрь

26
27

декабрь

«Уничтожение защиты»

2

28

декабрь

«Завлечение»

2

29

декабрь

«Отвлечение»

2

30

декабрь

2

31

декабрь

«Блокировка. Спёртый мат»
Блокирование поля (или
нескольких полей)
«Освобождение поля»

32

декабрь

«Освобождение линии»

2

33

январь

«Перекрытие»

2

34

январь

2

35

январь

«Рентген»
Свозное действие фигур
«Вскрытие линии»

36

январь

2

37

январь

«Капкан»
Ловля фигуры
«Промежуточный ход»

38

январь

2

39

январь

40

январь

«Пешечные комбинации»
Пешечный прорыв
«Слабость последней
горизонтали»
Мат по 1 и 8 линии
«Повторение пройденного
материала»
Тактические удары и
комбинации
«Дебют. Как начинать партию.
Типичные ошибки в дебюте»

2

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

2
2

2

2

2

2

2

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

41

январь

42

февраль

«Дебют. Борьба за центр»

2

43

февраль

2

44

февраль

«Дебют. Преимущество в
развитии»
Выигрыш темпов.
«Дебют. Задержка с
рокировкой»

2

Индивидуальная,
групповая

45

февраль

2

Индивидуальная,
групповая

46

февраль

«Открытые дебюты»
Испанская партия, шотландская
партия и т.д.
«Полуоткрытые дебюты»
Сицилианская защита, защита
Каро-Канн и т.д.

2

Индивидуальная,
групповая

47

февраль

«Закрытые дебюты»
Ферзевый гамбит, славянская
защита и т.д.

2

Индивидуальная,
групповая

48

февраль

«Полузакрытые дебюты»

2

Индивидуальная,

13

шахматные
задачи, устный
опрос,
практическая
игра

тестирование

шахматные
задачи, устный
опрос,
практическая
игра

Стартоиндийская защита,
защита Грюнфельда и т.д.
49

февраль

50

март

групповая

«Фланговые дебюты»
Английское начало, дебют Рети
и т.д.
«Повторение пройденного
материала»
курс шахматных дебютов
«Пешечные окончания»
Правило квадрата, оппозиция,
треугольник

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

«Пешечные окончания».
отдалённая проходная, прорыв,
поля соответствия
«Фигура против пешки»
ферзь против пешки, ладья
против пешки

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

51

март

52

март

53

март

54

март

«Ладейные окончания»

2

55

март

«Коневые окончания»

2

56

март

«Слоновые окончания»

2

57

март

«Ферзевые окончания»

2

58

апрель

2

59

апрель

60

апрель

61

апрель

62

апрель

63

апрель

64

апрель

65

апрель

66

апрель

«Борьба фигур без пешек»
Ферзь против ладьи, слон
против ладьи
«Этюды»
Как решать этюды. Шахматные
композиторы.
«Повторение пройденного
материала»
«Первый чемпион мира –
Вильгельм Стейниц»
шахматный путь, лучшие
партии
«Второй чемпион мира –
Эмануил Ласкер»
шахматный путь, лучшие
партии
«Третий чемпион мира – Хосе
Рауль Капабланка»
шахматный путь, лучшие
партии
«Четвёртый чемпион мира –
Александр Алехин»
шахматный путь, лучшие
партии
«Пятый чемпион мира – Макс
Эйве»
шахматный путь, лучшие
партии
«Шестой чемпион мира –
Михаил Ботвиник»
шахматный путь, лучшие
партии

14

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая

2

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

тестирование

шахматные
задачи, устный
опрос,
практическая
игра

тестирование

шахматные
задачи, устный
опрос,
практическая
игра

67

май

68

май

69

май

70

май

71

май

72

май

«Седьмой чемпион мира –
Василий Смыслов»
шахматный путь, лучшие
партии
«Восьмой чемпион мира –
Михаил Таль»
шахматный путь, лучшие
партии
«Девятый чемпион мира –
Тигран Петросян»
шахматный путь, лучшие
партии
«Десятый чемпион мира –
Борис Спасский»
шахматный путь, лучшие
партии

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

«Одиннадцатый чемпион мира
– Роберт Фишер»
шахматный путь, лучшие
партии
Подведение итогов года.
Шахматный турнир

2

Индивидуальная,
групповая

2

Индивидуальная,
групповая

Итого:

итоговое
тестирование

144

2.2. Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1
2
3
4
5
5
6
7
8
9

Наименование оборудования
Шахматные доски с фигурами
Шахматные часы электронные
Экран с возможностью вывода изображения с ноутбука
Принтер (печать раздаточного материала)
Магнитная доска с маркером
Ручки или карандаши
Упаковка бумаги формата А4
Журнал учёта посещаемости (успеваемости)
Ноутбук
Столы

Количество
изделий, единица
измерения
6
6
1
1
1
20
1
1
1
6

2.2.2. Информационное обеспечение
Для

реализации

программы

используются

современные

информационные материалы и источники:
- печатные ресурсы (книги, специальная литература, методические
пособия):
15

Знакомство с шахматами, особые правила шахмат, матовые
конструкции:
1. Барский Владимир «Шахматная школа» - Методическое пособие для
учителя, учебник, рабочая тетрадь (2016)
2. Лысенко Мария «Учимся у пешечки» (2020)
3. Дорофееева Анна «Хочу учиться шахматам!» (Russian chess house,
2020)
Тактические удары и комбинации:
1. Попова Марианна, Манаенков Владимир «30+30 шахматных
уроков» («Russian Chess House», 2018)
2. Пожарский Виктор «Шахматный учебник» («Феникс», 2017)
3. Дорофеева Анна «Хочу учиться шахматам 2!» («Russian Chess
House», 2012)
4. Хенкин Виктор «Последний шах» («Андрей Ельков», 2019)
5. Дорофеева Анна «Шахматная радуга» 1-5
Курс шахматных дебютов:
1. Эстрин Я. Б., Калениченко Н. М. «Шахматные дебюты. Полный
курс» («Фаир», 2008)
2. Дорофеева Анна «Хочу учиться шахматам 2!» («Russian Chess
House», 2012)
Курс шахматных окончаний:
1. Дворецкий Марк «Учебник эндшпиля» («Андрей Ельков», 2017)
2. Пожарский Виктор «Шахматный учебник» («Феникс», 2017)
Изучение творчества чемпионов мира по шахматам:
1. Гарри Каспаров «Мои великие предшественники» - том 1,2,3,4 («ИД
«РИПОЛ классик», 2006)
2.2.3 Кадровое обеспечение
Общеобразовательную общеразвивающую программу реализуют шахматные
16

тренеры с опытом работы более 1 года, имеющие 1 спортивный разряд и выше по
виду спорта «шахматы».

2.3 Формы аттестации
Для проведения входного, текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации используются следующие формы:
предварительный контроль: тестирование;
текущий контроль: решение шахматных задач, устный опрос,
практическая игра;
промежуточный контроль: тестирование;
итоговый контроль: тестирование.
2.4 Оценочные материалы
Для оценивания достижений обучающимися планируемых результатов
разработан следующий инструментарий:
предварительный контроль: входной тест;
текущий контроль: вопросы для устного опроса, шахматные задачи,
задания для практической игры;
промежуточный контроль: тест по разделам;
итоговый контроль: итоговый тест.
Перечень контрольно-оценочных материалов представлен в УМК.
2.5. Методические материалы
Содержание программы строится от простого к сложному и охватывает
все стадии шахматной борьбы: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Знакомит со
всеми известными тактическими приёмами, чемпионами мира по шахматам.
В конце каждого раздела проходит занятие на повторение материала,
где проводится промежуточный контроль знаний, выявляются пробелы в
обучении.
Каждое занятие состоит из 4 частей:
17

1) проверка домашнего задания, повторение прошлого урока;
2) изучение новой темы;
3) решение задач по новой теме;
4) практическая игра.

18

Список литературы

Нормативные документы
1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2.

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях

развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г. №
474.
3.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
4.09.2014 г. № 1726.
4.

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая

2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
5.

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4

сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей».
6.

Стратегия

научно-технологического

развития

Российской

Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от
1.12.2016 г. № 642.
7.
период

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
до

2025

года,

утверждённая

Распоряжением

Правительства

Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.
8.

Методические рекомендации о реализации проекта «Билет в

будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утверждены

Распоряжением

Министерства

просвещения

Российской

Федерации от 23.09.2019 г. № Р-97.
9.

Паспорт национального проекта «Образование» от 24.12.2018 г.

№ 16, утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
19

10.

Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09–3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
11.

Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

адаптированных

общеобразовательных

программ,

дополнительных

способствующих

социально-

психологической реабилитации и профессиональному самоопределению
детей с ОВЗ, включая инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
12.

Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении

методических

рекомендаций

по

уточнению

внеурочной

деятельности

в

рамках

общеобразовательных

программ,

в

том

понятия

и

содержания

реализации

основных

числе

в

части

проектной

деятельности» от 18.08.2017 № 09–1672.
13.

Постановления Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
14.

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9

ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».
15.

Приказа

утверждении

Минобрнауки

Порядка

России

применения

от

09.01.2014

организациями,

№

2

«Об

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
20

16.
№ 1008

Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г.
«Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
17.

Приложения к письму Департамента молодёжной политики,

воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от
11.12.2006 № 06–1844.
18.

Распоряжение

Министерства

просвещения

Российской

Федерации «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие
дополнительного
проявивших

образования

выдающиеся

детей,

выявление

способности»

и

от

поддержка

20.06.

2019

лиц,
г.

№ Р-63.
19. Постановление
утверждении

Правил

Правительства
выявления

Российской

детей,

Федерации

проявивших

«Об

выдающиеся

способности, и сопровождения их дальнейшего развития» от 17.11.2015 г. №
1239, с изм. и допол. в ред. от 6.05.2016 г., 24.06.2017 г., 5.12.2017 г.,
3.11.2018 г., 23.05.2019 г., 15.11.2019 г., 27.05.2020 г.
20.

Постановление

Правительства

Свердловской

области

«Об

утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до
2025 года» от 7.12.2017 г. № 900-ПП.
21.

Постановление

Правительства

Свердловской

области

«Об

утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года» от 18.09.2019 г. № 588-ПП.
22.

Распоряжение Правительства Свердловской области «О создании

в Свердловской области Центра выявления и поддержки одаренных детей»
от 04.07.2019 № 317-РП, с изм. в ред. от 31.01.2020 № 33-РП.

21

Литература
1. Барский Владимир «Шахматная школа. Методическое пособие для
учителя» (Москва: Б-ка РШФ, 2016. – 175 с)
2.

Лысенко Мария «Учимся у пешечки» (2020)

3.

Дорофееева Анна «Хочу учиться шахматам!» (Russian chess house,

2020)
4.

Попова Марианна, Манаенков Владимир «30+30 шахматных

уроков» («Russian Chess House», 2018)
5.

Пожарский Виктор «Шахматный учебник» («Феникс», 2017)

6.

Дорофеева Анна «Хочу учиться шахматам 2!» («Russian Chess

House», 2012)
7.

Хенкин Виктор «Последний шах» («Андрей Ельков», 2019)

8.

Дорофеева Анна «Шахматная радуга» 1-5

9.

Эстрин Я. Б., Калениченко Н. М. «Шахматные дебюты. Полный

курс» («Фаир», 2008)
10. Дорофеева Анна «Хочу учиться шахматам 2!» («Russian Chess
House», 2012)
11. Дворецкий Марк «Учебник эндшпиля» («Андрей Ельков», 2017)
12. Пожарский Виктор «Шахматный учебник» («Феникс», 2017)
13. Гарри Каспаров «Мои великие предшественники» - том 1,2,3,4 («ИД
«РИПОЛ классик», 2006)

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».