Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета
Директор МАОУ-Гимназия № 47
от 29.08.2025 Протокол № 1
_______________О.Ф. Болячкина
Приказ № 99/8 от 01.09. 2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Бабич Анастасия Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2025
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Паспорт программы
Название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Современная хореография»
Составитель программы Бабич Анастасия Владимировна, педагог
дополнительного образования
Направленность
программы
Форма
реализаци и
программы
Срок реализации
программы
Возраст обучающихся
художественная
очная
4 года
7-11 лет
Категория обучающихся Обучающиеся начальной школы
Базовый
Уровень
освоения
программы
Краткая
Курс
«Современная
хореография»
входит
во
аннотацияпрограммы внеурочную
деятельность
по
направлению
дополнительногообразо художественное
развитие
личности.
ваниядетей
Содержание программы
направлено на
формирование общей культуры обучающихся, на их
физическое,
духовно-нравственное,
социальное,
личностное и интеллектуальное развитие в процессе
занятий хореографией. Занятия хореографией идеально
подойдут учащимся, которые хотят развиваться
одновременно как в физическом, так и в культурном,
духовном плане. Курс не ставит своей задачей
воспитывать профессиональных танцоров, однако дает
возможность раскрыть и на хорошем уровне развивать
танцевальные способности учеников.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
1. Пояснительная записка
Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и,
следовательно, свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна
в современном мире в силу того, что потребность в движении
генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом
его эволюционного развития. Регулярные занятия способствуют улучшению
циркуляции крови и снабжению тканей организма кислородом, повышению
мышечного тонуса.
Отличительные особенности программы «Современная хореография»
заключаются в самой структуре программы, в её содержательной части, в
организационно-педагогической основе обучения:
- групповая форма работы в сочетании с индивидуальным подходом;
обучение, развитие и воспитание на основе современных
педагогических технологий личностно-ориентированной направленности,
методов, форм, приёмов, способствующих наибольшей заинтересованности
детей в этом виде деятельности, а также более полному раскрытию их
творческого потенциала и формированию стремления к саморазвитию и
дальнейшему самосовершенствованию.
Дополнительная
образовательная
программа
«Современная
хореография» отнесена к программам художественной направленности. Ее
цель и задачи направлены на свободное развитие личности ребёнка,
поддержание его физического и психического здоровья, формирование его
учебно-предметной,
социальной,
информационно-коммуникативной,
креативной компетентностей, на формирование и развитие желания к
продолжению образования и профессиональному самоопределению.
Необходимость
и
актуальность
программы
обусловлена
образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта
объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах
субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и
ожиданиях в отношении современного танца. Современный танец является
одним из основных предметов, он развивает физические данные детей,
укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному
аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки,
тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует
физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Общеразвивающая
программа
«Современная
хореография»
способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого
потенциала воспитанников и повышения их технического мастерства и
выразительности.
Задачи
обучающие:
1.формирование знаний об основных хореографических понятиях;
2.формирование знаний по исполнению экзерсиса у станка и на
середине;
3.обучение навыкам постановочной и концертной деятельности;
развивающие:
1.формирование и развитие специальных навыков и умений по
хореографии;
2.формирование и развитие познавательного интереса к
хореографическому искусству и общей культуры личности;
3.формирование и развитие способностей к самостоятельной и
коллективной работе;
4.развитиекоммуникативныхспособностейобучающихсячерезучебнопрактическую деятельность;
5.развитие способности творческого выполнения практической
деятельности;
6.развитиеспособностииспользоватьприобретённыепредметныезнанияи
опыт практической деятельности для решения задач реальной жизни;
воспитательные:
1.воспитание эстетического восприятия;
2.воспитаниевсестороннеразвитойличности,стремящейсяксаморазвити
юи самосовершенствованию;
3.созданиеусловийдля общения и адаптации к современной жизни на
основе культурных ценностей;
4.формирование и развитие желания к продолжению образования и
профессиональному самоопределению (готовности к трудовой
деятельности).
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 лет.
Срок реализации программы: 4 года.
1 год обучения – 7-8 лет.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
2 год обучения – 8-9лет.
3 год обучения – 9-10 лет.
4 год обучения – 10-11 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.
Основные формы организации работы и виды деятельности
Коллективная форма работы – основополагающая, представляет собой
творческий процесс, в котором избираются разнообразные варианты решения
исполнительских задач, связанных с выявлением идейно-художественного
содержания изучаемого хореографического произведения, его творческим
воплощением, а также способствует достижению исполнительского
мастерства ансамбля в целом. Танцевальные произведения из репертуарного
плана могут меняться в зависимости от контингента обучающихся, их
способностей, интересов, творческого видения педагога и детей.
Ведущие методы и технологии реализации содержания программы:
здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированная технология
обучения, практические занятия, творческие отчеты.
Формы организации:
Обучающее занятие
Тренировочное занятие
Коллективно-творческое занятие
Работа в парах
Групповые упражнения
Беседы по истории танца
Концертное выступление
Музыкальное занятие (прослушивание музыки, обсуждение
осмысление музыкального материала)
Методы:
- словесный (объяснение, замечание);
- наглядный (личный показ педагога);
- практический (выполнение движений).
Структура занятий:
1.Подготовительная часть (разминка)
2.Основная часть (разучивание нового материала)
3.Заключительная часть (закрепление выученного материала)
и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
2. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной
направленности «Современная хореография»
Результатами 1 года обучения являются следующие целевые ориентиры:
- сформировано уважительное отношение к своей семье и к сообществу
детей и взрослых;
- сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме,
обществе;
- сформированы навыки проявления инициативы и самостоятельности;
- сформированы навыки проявления эмоциональной отзывчивости;
- сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми;
- сформированы первичные представления о себе и других людях,
окружающем мире;
- сформированы первичные представления о малой родине, об
отечественных традициях и праздниках;
- владеет техникой хореографического движения (знать основные позиции
рук и ног, правила выворотности, гибкости корпуса, осанки, ориентироваться
в пространстве, двигаться согласно характеру музыки, держать темп);
- проявляет интерес к занятиям;
- имеет первоначальные навыки выступления (достаточно уверенно
держаться и двигаться на сцене);
- имеет стремление к успешности в процессе обучения хореографии
(достижение определенных результатов – участие в конкурсе).
Личностные:
- сформированы основы российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою страну;
- развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- развиты этические чувства, доброжелательность, отзывчивость;
Метапредметные:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
- сформированы умения планировать, контролировать и оценивать
выполнение действий;
- сформированы
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
деятельности;
- владеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
классификации;
- развиты умения ориентации на разнообразие способов решения задач;
- развиты умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
Предметные:
- владеет техникой хореографического движения (основные позиции рук и
ног, правила выворотности, гибкости корпуса, осанки, ориентироваться в
пространстве, двигаться согласно характеру музыки, держать темп);
- знает точки зала, выполняет самостоятельное перестроение в
соответствие с заданием, знает примеры детских постановок в рамках
хореографического искусства;
- владеет навыками художественной выразительности исполнения танца
(раскрытие художественного содержания, правила вхождения в образ,
различать различные характеры музыки);
- проявляет интерес к занятиям;
- имеет первоначальные навыки выступления (достаточно уверенно
держаться и двигаться на сцене);
- имеет стремление к успешности в процессе обучения хореографии
(достижение определенных результатов – участие в конкурсе).
По окончании 2 года обучения по программе учащимися будут
достигнуты следующие результаты:
Личностные:
- развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- развиты этические чувства, доброжелательность, отзывчивость;
- сформированы основы российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою страну;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
- сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
- развиты навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми людьми;
- развиты основы экологической культуры;
- сформированы установки на здоровый образ жизни и начальные навыки
адаптации в социуме;
Метапредметные:
- сформированы умения планировать, контролировать и оценивать
выполнение действий;
- сформированы
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
деятельности;
- сформированы базовые предметные и межпредметные понятия;
- развиты умения ориентации на разнообразие способов решения задач;
Предметные:
- владеют навыками детского танцевального исполнительства (правильно
исполняет разученные комбинации и танцы, четко определяет на слух начало
и окончание музыкальной фразы, управляет координацией движений,
владеет чувством ритма и темпа, ориентируется в пространстве);
- знает точки зала, умеет выполнять самостоятельное перестроение в
соответствие с заданием;
- знает примеры детских постановок в рамках хореографического
искусства;
- владеет навыками художественной выразительности исполнения танца
(раскрытие художественного содержания, правила вхождения в образ,
различать различные характеры музыки);
- знают и соблюдают основные правила техники безопасности на занятии,
поведения за кулисами и около сцены, в ходе конкурсного выступления на
сцене, в поездке за пределы города и России.
По окончании 3 года обучения по программе учащимися будут
достигнуты следующие результаты:
Личностные:
- развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
- развиты этические чувства, доброжелательность, отзывчивость;
Метапредметные:
- развиты умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
- развиты умения и навыки решения проблем творческого и поискового
характера;
- развиты умения определять общую цель и пути ее достижения; умения
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- умеют осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- развито умение конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов разных сторон.
Предметные:
- владеют техникой классического хореографического движения
(освоение и совершенствование основных пяти позиций ног, трех основных
позиций рук, корпуса, формирование выворотности; укрепление общего
физического состояния; ознакомление с профессиональной терминологией);
- владеют навыками художественной выразительности исполнения танца
(применять пластику для выражения танцевального образа, использование
приемов создания художественного образа, первоначальные знания о законах
сценического движения, общая хореографическая культура учащихся);
- грамотно используют современные технические средства концертной
деятельности (точки сцены, фонограмма, костюм, общий образ исполнителя,
связь со зрителем);
- имеют навыки выступления (подготовка к концертной деятельности
учащихся, создающих индивидуальный и коллективный репертуары).
По окончании 4 года обучения по программе учащимися будут
достигнуты следующие результаты:
Личностные:
- развиты чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
- сформирована готовность и способность к саморазвитию
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформировано целостное мировоззрение;
- сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни;
и
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
- сформированы коммуникативные компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего школьного
возраста, взрослыми;
- сформированы основы хореографической культуры и актерского
мастерства;
Метапредметные результаты:
- развито умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
- сформировано умение понимать причины успеха/неуспеха деятельности;
- развито умение ориентации на разнообразие способов решения задач;
- развито умение определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
- развиты умения и навыки решения проблем творческого и поискового
характера;
- развито умение конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов разных сторон;
Предметные:
- владеют техникой танцевального исполнительства (знать основные
позиции и положения рук и ног, положение головы и корпуса, элементы
народного танца, освоение их на «середине», грамотно выполнять экзерсис у
станка);
- владеют навыками художественной выразительности (исполнение
движений народного танца с сохранением характера музыки, грамотно,
выразительно
раскрывать
художественное
содержание,
создавать
музыкально-хореографический образ).
- владеют техникой народного танца (знать движения, ходы, проходки,
верчения, сценические движения на середине зала, у станка с силовой
нагрузкой, в движении по диагонали);
- владеют навыками танцевального исполнительства (уметь танцевать в
паре, владеть корпусом, движением рук, головы, иметь культуру
выразительного исполнения танцев и комбинаций, способность исполнять
трюковые движения мужского и женского танца);
- владеют средствами исполнительской выразительности (выражение
танцевального образа, использование приемов создания художественного
образа);
- импровизируют 1-2 минуты, используя знания о детских постановках в
рамках хореографического искусства, имеют собственные хореографические
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
предпочтения (оценочное музыкальное мышление на основе элементарных
знаний истории хореографического искусства).
3. Учебный (тематический) план
1 год обучения
Количество часов
№
Название
Всего
Теория
Практика
п/п
раздела, темы
1
Вводное занятие
1
1
2
Азбука танцевального
13
1
12
12
1
11
14
1
13
движения
3
Ритмическая
гимнастика
4
Танцевальные
этюды
наэмоциональное
выражение
5
Образные игры
10
1
9
6
Постановочная
13
1
12
деятельность
7
Итоговое занятие
1
Итого
64
1
6
58
2 год обучения
Количество часов
№
Название
п/п
раздела, темы
1
Вводное занятие
Всего
Теория
1
1
Практика
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
2
Танцевально-
17
1
16
12
1
11
8
1
7
образные движения
3
Партерная
гимнастика
4
Пространственные
перестраивания
5
Импровизация
12
1
11
6
Постановочная
13
1
12
деятельность
7
Итоговое занятие
1
Итого
64
1
6
58
3 год обучения
Количество часов
№
Название
Всего
Теория
Практика
п/п
раздела, темы
1
Вводное занятие
1
1
2
Основы
14
1
13
11
1
10
7
1
6
14
1
13
15
1
14
классического танца
3
Основные движения
классического танца
4
Движения
классического танца
на середине зала
5
Устойчивость,
вращения
6
Построение
композиций
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
7
Итоговое занятие
1
Итого
64
6
58
4 год обучения
Количество часов
№
Название
Всего
Теория
Практика
п/п
раздела, темы
1
Вводное занятие
1
1
2
Постановка корпуса
10
1
9
3
Экзерсис
7
1
6
4
Основы
16
1
15
народного
танца
5
Танцы народов мира
10
1
15
6
Народные обычаи и
6
2
4
13
1
12
традиции
Постановочная
деятельность
7
Итоговое занятие
1
Итого
64
1
8
56
4. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности «Современная
хореография».
Содержание учебного плана 1 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Практика. Правила поведения. Знакомство с изучаемым предметом –
детской хореографией. Инструктаж родителей по охране труда учащихся на
занятии. Правила поведения за кулисами и около сцены. Игры «Круг имен»,
«Снежный ком», «Спроси-расскажи».
Тема 2. Азбука танцевального движения.
Теория. Понятие осанка. Постановка корпуса. Положение головы. Позиция
ног и рук. Правила движения под музыку, перестраивания. Основные
понятия: музыка, темп, такт, мелодия и движение
Практика. Упражнения «Поклон-приветствие», «Хлопки в ладоши».
Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
Упражнения «Тик-так», «Уложить ушко», «Пружинка», «Улыбнемся себе и
другу: наклоны», «Мячик». Упражнения для рук ног «Птичка», «Утюжок»,
«Флажок». Практическое закрепление правил и логики перестроений из
одних рисунков в другие, поворота «вправо» и «влево».
Тема 3. Ритмическая гимнастика.
Теория. Значение комплекса ритмической гимнастики в работе будущих
танцоров: вводная, основная и заключительная части. Танцевальные позиции
ног: I, II, III. Танцевальные позиции рук (I, II, III). Выставление ноги на
носок, пятку в разных направлениях. Полуприседания. Комбинации
хореографических упражнений.
Практика. Движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.
Развивающие упражнения на тренировку крупных мышечных групп,
совершенствование координации движений, умение четко и ритмично
выполнять упражнения под музыку. Упражнения «Приветствие», «Балет»,
«Цветочек», «Рисуем солнышко на песке», «Лебеди», «Совы», «Ветер и
деревья», «Пружинка».
Тема 4. Танцевальные этюды на эмоциональное выражение.
Теория. Значение танцевальных элементов в статичном положении или в
продвижении. Импровизация в этюде. Правила составления этюдов на основе
изученных танцевальных элементов. Этюд на выразительность жестов. Этюд
на сопоставление разных характеров. Мимическая игра (передача мимики).
Этюд, имитирующий действия человека.
Практика. Сочинение танцевальных этюдов на основе изученных
танцевальных элементов. Упражнения, направленные на развитие выдумки,
воображения, творческой инициативы: «Иди ко мне», «Уходи», «Три
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
характера». Игра-упражнение «Расскажи стихотворение» с помощью жестов
и мимики. Школа-студия стилизованная игра «Веселые превращения».
Пластические этюды: «Ежик», «Дельфин», «Змея», «Пантера», «Морская
звезда». Прыжки: «Пингвин», «Разножка», «Лягушка».
Тема 5. Образные игры.
Теория. Образ танца (оригинальность). Инсценировка песен.
Сюжетные композиции. Придумывание персонажей и сочинение историй.
Практика. «Море волнуется», «Гулливер и лилипуты», «Цапля и
лягушка», «Птичий двор». «Медведи и медвежата», «Пингвины», «Раки»,
«Гуси и гусеницы», «Слоны», «Бежим по горячему песку» (острый бег),
«Зайцы», «Белки», «Лягушата», «Лошадки». Тренировка образного
мышления: «Зоопарк», «Тугая резинка», «Под дождем», «Лесные жители»,
«Тряпичные куклы и деревянные».
Тема 6. Постановочная деятельность.
Теория.
Построение
композиций.
Правила
создания
хореографического номера. Средства художественной выразительности.
Анализ избранного произведения с художественной стороны.
Практика. Работа над танцевальным репертуаром.
Содержание учебного плана 2 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление учащихся с учебными задачами данного учебного
года. Инструктаж по технике безопасности в хореографическом кабинете.
Игра на сплочение коллектива «Паутина».
Тема 2. Танцевально-образные движения.
Теория. Основные танцевальные движения. Танцевальный шаг. Сочетание
практического показа и словесных объяснений в ходе разучивания
танцевальных движений. Понятие о движение по линии танца и обратно.
Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле
(синхронно). Детские массовые танцы.
Наглядное объяснение об
использовании минимума танцевальных элементов при максимуме
возможности их сочетаний.
Практика. Длительное изучение, проработка небольшого количества
движений, качественного его усвоения, для формирования прочного
фундамента знаний через систему упражнений. Изучение массовых
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
композиций «Вальс шаров», «Марш друзей», «Валенки», «Цирковые
лошадки», «Пингвины», «Волшебный цветок», «Танец цыплят», «ЛеткаЕнька», «Ах, вы, сени», «Шепотки», «Метелица», «Мячики», «Ручеёк».
«Русское попурри» и др. Игра «Мой танец». Игры – миниатюры, шуточные
соревнования на формирование танцевального шага. Танцевальные шаги в
образах «журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона».
Тема 3. Партерная гимнастика.
Теория. Значение ускорения темпа исполнения движений. Понятия
«гибкость суставов» «эластичность связок», «сила мышц». Растяжка и
эластичность мышц ног, спины, живота. Подъем и выворотность стопы.
Значение здорового образа жизни танцора. Правила полезного, диетического
питания.
Практика. Разучивание новых развивающих упражнений на напряжение и
расслабление мышц; направление и укрепление мышц спины; развитие
выворотности
мышц
брюшного
пресса;
развитие
подвижности
голеностопного, коленного, тазобедренного суставов («Корзиночка»,
«Ягушка»,
«Чемоданчик»
«Мостик»,
«Шпагат
–
полушпагат»).
Гимнастические упражнения на координацию движений, пластической
выразительности рук: «Веер», «Перекати мяч», «Волна», «Да-нет», «Когти».
Просмотр мультфильма «Масяня и Хрюша». Игры «Магазин полезных
вкусностей», «Витаминные перчатки».
Тема 4. Пространственные перестраивания.
Теория. Понятие пространственных перестроений: «линия», «колонна»,
«круг». Понятие «пространство». Точки зала.
Практика. Отработка навыков двигаться по кругу лицом и спиной; по
одному и в парах. Перестроения из свободного расположения в круг и
обратно. Упражнения на движение в линиях, смены линиями, вправо и влево,
вперед и назад, перестраивания в круг. Упражнение на движение в колонне
вперед, на месте, наклоны в стороны через одного и вместе. Упражнение на
деление зала по точкам, соблюдать интервалы во время движения, знать своё
место в зале.
Тема 5. Импровизация.
Теория. Значение импровизации. Импровизационные движения в
соответствии с темпом музыки. Выражение в импровизации своего образного
представления в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных
профессий.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Практика. Упражнения «Крокодил», «Во дворе», «Осень», «Домашние
животные». Изображение неодушевленных предметов и явлений: море,
волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет
летит, ракета стартует и т.д. Игра «Помощь по дому» (забиваем гвоздь,
подметаем пол, моем посуду, стираем белье). Этюды под музыку на
заданную тему.
Тема 6. Постановочная деятельность.
Теория. Воплощение художественного образа произведения
средствами эмоциональной выразительности. Знакомство с костюмами и их
значение в танце.
Практика. Работа над танцевальным репертуаром.
Содержание учебного плана 3 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в хореографическом кабинете. Знакомство с изучаемым
предметом – классической хореографией. Правила поведения за кулисами и
около сцены.
Тема 2. Основы классического танца.
Теория. Значение движений классического танца в процессе развития
умений и навыков исполнительского мастерства. Роль и значение постановки
корпуса, ног, рук, головы в процессе освоения движений классического
танца. Соподчиненность классической постановки корпуса развитию техники
исполнения. Правила постановки корпуса. Позиции ног в классическом
танце. Методика изучения позиций ног. Последовательность изучения
позиций ног. Функции кисти (кистей) рук. Положения и приемы рук.
Практика. Позиции ног – I, II, III, IV (IV – как наиболее трудная, изучается
последней). Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III. Развитие
выразительности рук – координации, пластичности, естественности и т.д.,
постановка рук. Постановка головы в технике и пластике движений
классического
танца.
«Выразительность»
взгляда
как
средство
эмоциональности и образности
в классическом
танце.
Схема
пространственного расположения танцевального зала. Постанова корпуса,
ног.
Тема 3. Основные движения классического танца.
Теория.Основные приемы развития движений классического танца.
Функции классического экзерсиса. Руки как «речевое» средство поз
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
классического танца. Определение понятия «ведущая и ведомая рука».
Вариативность последовательности движений классического танца. Темп,
характер музыкального материала по оформлению движений классического
танца. Музыкальный материал – импровизация.
Практика.Releve, plie, grand plie, battement tendu.
Тема 4. Движения классического танца на середине зала.
Теория. Основные приемы развития движений классического танца на
середине зала. Определение понятия «поза классического танца» как фактор
развития движений классического танца. Определение форм поз
классического танца: малых, средних, больших. Виды поз классического
танца: «croisé», «effacéetecarté». Классификация поз классического танца.
Определение понятий «канонические» и «неканонические» позы
классического танца. Методика и приёмы исполнения поз классического
танца. «Tempslié» как основное движение, его виды.
Практика. Основные малые позы (обе ноги на полу). Основные большие
позы (одна нога на полу, другая на воздухе). Формы tempslie: основная
форма; с перегибом корпуса; на 90°.
Тема 5. Устойчивость, вращения.
Теория. Устойчивость как основа исполнительского мастерства.
Определение понятия термина «апломб». Основные требования:
выворотность, вытянутость, правильное распределение центра тяжести и
центра опоры. Технология устойчивости – умение держать вертикальную
линию (ось) и положение корпуса «над ногами», как инструмент процесса
достижения устойчивости. Приемы и технология исполнения движений
классического танца на полупальцах.
Практика. Исполнение движений экзерсиса на полупальцах как главная
составляющая образовательного процесса. Вращения по формам, группам,
видам и их разновидностям, характеру. Устойчивость как основной элемент
техники исполнения вращений. Приемы и технология исполнения вращения:
вращательный толчок, вращение, завершение вращения.
Тема 6. Построение композиций.
Теория. Технология построения формы танцевальной комбинации.
Особенность построения танцевальных комбинаций на середине зала.
Построение учебной формы танцевальной комбинации во взаимодействии с
музыкальным материалом (8–16 тактов). Анализ структуры учебного
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
примера.
Выявление
классического танца.
ошибок,
их
корректировка.
Терминология
Практика. Подбор музыкального материала для сочинения учебной
танцевальной комбинации. Задания на логику комбинирования движений
классического экзерсиса. Задания на использование законов динамического
развития движений классического танца в процессе работы. Выявление
ошибок, их корректировка.
Содержание учебного плана 4 года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в хореографическом кабинете. Инструктаж по охране
труда учащихся на занятии. Знакомство с изучаемым предметом – народным
танцем. Правила поведения за кулисами и около сцены, в ходе конкурсного
выступления на сцене. Игры «Солнце светит для тех, кто...», «Имя как
оракул», «Многоножка».
Тема 2. Постановка корпуса.
Теория. Осанка – правильное положение корпуса: лопатки, взгляд, шея.
Позиции и положения ног: I, II, III, - свободные позиции. IV позиция рук.
Движения плеч.
Движения головы. Перегибы корпуса. Повороты.
Положение тазобедренного сустава относительно выворотности.
Практика. Упражнения для головы: поворот в профиль, вправо, влево,
наверх, вниз. Основные ходы и движения. Развитие силы ног, навыков
координации и танцевальности. Упражнения для пальцев и кистей рук:
сгибание кистей, руки вытянуты в стороны на уровне плечей; движения рук
из стороны в сторону. Игры: «Перекличка», «Пушинка», «Зайка», «Жабка»,
«Медведь».
Тема 3. Экзерсис.
Теория. На середине зала. Основы выразительного движения. Двигательный
аппарат. Основная особенность - активное движение на опорной ноге
(коленного сустава, мышц голени и мышц, производящих движения в
суставах стопы). Принцип контрастности.
Практика. Полуприседания и полные приседания - медленные (мягкие,
плавные) и быстрые (резкие, отрывистые). Упражнения на развитие
подвижности стопы (battementstendus). Маленькие броски. Круговые
движения ногой по полу или по воздуху. Каблучные упражнения: 1) низкие,
2) средние и 3) высокие. Упражнения на низкие и высокие развороты ноги.
Упражнения на движение ноги на 90 % на вытянутой опорной ноге, в
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
сочетании с полуприседанием или подъемом на полупальцы опорной ноги, с
ударом пятки, с прыжком.
Тема 4. Основы народного танца.
Теория. Понятие основных упражнений классического экзерсиса:
плие, батман тандю, релеве, соте, эшапе, глиссад. Понятие основных
элементов народного танца. Боковой галоп. Шаг польки. ПА - де - баск.
Элементы русской народной пляски. Простой хороводный шаг.
Полуприседания с выставлением ноги на пятку. Русский хороводный шаг.
Русский переменный шаг. Притопы. Шаг с припаданием. Полуприседание с
выставлением ноги на пятку. «Ковырялочка». «Верёвочка». «Качалочка».
Практика. Пальчиковый школа-студия-игра «Запомни меня» (каждый палец
соответствует танцевальному термину). Игра «Дневник моих движений».
Составление словаря терминов. Мнемоника. Связывание движений. Память
партнера.
Тема 5. Танцы народов мира.
Теория. Знакомство с танцевальным искусством русского народного,
украинского и грузинского танцев. Русский танец: хоровод, пляска, кадриль.
Украинский танец: «Гопак», «Метелица», «Веснянка», «Ползунок».
Знакомство с танцевальным искусством Кавказа на примере грузинского
танца «Картули».
Практика. Видеопримеры сценического решения народных танцев. Ходы:
простой, переменный, с каблука, «горох», «гармошка». Припадание вперед, в
сторону, на месте. Вращения по диагонали, по кругу, на месте, на подскоках.
Двойная дробь. Ходы «бигунец», «тынок», «выхилясник», «голубец».
Присядка: простая («сесть-встать»). «Веревочка» простая. «Припадание» по III
позиции вперед. «Дорожка» – «припадание» с перекрещиванием ног. Парномассовая комбинация «Гопак». «Хелсартава» - движение кистей рук.
Основные ходы: «Сада сриала», «Мухлура», «Гасма», «Свела», «Чаквра»,
«Бруни».
Тема 6. Народные обычаи и традиции.
Теория. Русский народный танец как неотъемлемая часть фольклорного
наследия. Народный танец как древний вид народного искусства: праздники,
традиции, обряды. Рассказ о танцевальном народном русском творчестве, о
характерности танцев других народов, их отличие от исполнения русских
движений. Рассказ о культуре других стран (Украина, Грузия).
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Практика. Привитие исполнителям уважительного отношения к
национальным традициям, чувства любви преданности к Родине,
обуславливающие формирование личности как источника высокой культуры.
Беседа по истории традиций и обрядов. Игра-сравнение народных костюмов
различных стран «Угадай откуда». Игра «Крестьянская семья».
Тема 7. Постановочная деятельность.
Теория. Значение постоянной отработки исполнения технически сложных
комбинаций народного танца в более сложных ритмических рисунках и
ускоренных темпах. Объяснение процесса объединения движений в более
сложные по композиции комбинации и танцевальные этюды народного
танца. Уровень выразительности исполнения. Ансамблевое исполнение
технически насыщенных танцев.
5. Формы контроля и оценочные материалы:
Программа «Современная хореография» включает в себя текущую,
промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется различными формами:
- практические учебные задания;
- аттестационный открытый урок (класс-концерт, танцевальный батл,
выступление на новогодней сказке);
- тестирование;
- сценические выступления учащихся (участие в концертах, конкурсах,
фестивалях и т.п., в том числе и видео формате).
Текущий контроль по полугодиям проводится в форме контрольных
занятий. Промежуточная аттестация по итогам года проводится в форме
класс-концертов. Итоговая аттестация по завершению обучения проводится в
форме класс-концерта, заполнения диагностических карт. (Приложение 2)
6. Организационно
программы.
–
педагогические
условия
реализации
Материально – технические условия реализации программы:
Просторный зал, аппаратура для воспроизведения музыкального материала,
флэш карты с фонограммами.
Учебно-методическое обеспечение (учебные пособия, методическая
продукция, дидактические материалы):
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца, Искусство
Москва,1998.
2. Бондаренко А., Методика хореографической работы в школе. –К.:
Музыка, 1985г
3. Движение, дыхание, психофизическая тренировка, Полымя Минск, 1982.
4. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец, 1998.
5. Петровский Е.Н. Культурное наследие. - М., 2007.
6. Хочу танцевать: Метод. Пособие. – М.: Махаон, 2006г
7. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 2010г.
8. Эльшин Н. Образы Танца. – М.: Знание, 2013г.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Приложение 1
Тематическое планирование.
1 год обучения.
№ п\п
Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
2-3 Азбука танцевального движения. Упражнения
«Поклон-приветствие», «Хлопки в ладоши».
Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и
слева на уровне головы
4-5 Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и
слева на уровне головы. Упражнения «Тик-так»,
«Уложить ушко»
6-8 Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и
слева на уровне головы. Упражнения «Тик-так»,
«Уложить ушко», «Пружинка»,
9-11 Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и
слева на уровне головы. Упражнения «Улыбнемся себе
и другу: наклоны», «Мячик».
12- Упражнения для рук ног «Птичка», «Утюжок»,
14 «Флажок». Практическое закрепление правил и логики
перестроений из одних рисунков в другие, поворота
«вправо» и «влево».
1.
Общее колво часов
1
2
2
3
3
3
1518
Значение комплекса ритмической гимнастики в работе
будущих танцоров: вводная, основная и
заключительная части. Движения динамического
характера: ходьба, бег, прыжки
4
1922
Танцевальные позиции ног: I, II, III. Танцевальные
позиции рук (I, II, III). Развивающие упражнения на
тренировку крупных мышечных групп,
совершенствование координации движений.
Упражнения «Приветствие», «Балет»,
4
2326
Совершенствование координации движений, умение
четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.
Упражнения «Приветствие», «Балет», «Цветочек»,
«Рисуем солнышко на песке», «Лебеди», «Совы»,
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
«Ветер и деревья», «Пружинка».
2728
Значение танцевальных элементов в статичном
положении
или
в
продвижении.
Сочинение
танцевальных
этюдов
на
основе
изученных
танцевальных элементов. Игра-упражнение «Расскажи
стихотворение» с помощью жестов и мимики.
2
2930
Импровизация в этюде. Правила составления этюдов
на основе изученных танцевальных элементов.
Сочинение танцевальных этюдов на основе изученных
танцевальных элементов
Этюд на выразительность жестов. Упражнения,
направленные на развитие выдумки, воображения,
творческой инициативы: «Иди ко мне».
Этюд на сопоставление разных характеров.
Упражнения, направленные на развитие выдумки,
воображения, творческой инициативы: «Иди ко мне»,
«Уходи».
Мимическая игра (передача мимики). Упражнения,
направленные на развитие выдумки, воображения,
творческой инициативы: «Три характера».
Пластические этюды: «Ежик», «Дельфин», «Змея»,
«Пантера».
Этюд, имитирующий действия человека. Пластические
этюды: «Морская звезда». Прыжки: «Пингвин»,
«Разножка», «Лягушка»
2
4142
Образ танца (оригинальность). «Море волнуется»,
«Гулливер и лилипуты», «Цапля и лягушка», «Птичий
двор».
2
4344
4548
Инсценировка песен. «Медведи и медвежата»,
«Пингвины», «Раки», «Гуси и гусеницы», «Слоны».
Сюжетные композиции. «Бежим по горячему песку»
(острый бег), «Зайцы», «Белки», «Лягушата»,
«Лошадки».
2
4950
Придумывание персонажей и сочинение историй.
Тренировка образного мышления: «Зоопарк», «Тугая
резинка», «Под дождем», «Лесные жители»,
«Тряпичные куклы и деревянные».
2
3132
3334
3538
3940
2
2
4
2
4
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
5154
5558
5960
6163
64
Построение композиций. Правила создания
хореографического номера. Работа над танцевальным
репертуаром.
Правила создания хореографического номера.
Средства художественной выразительности. Работа
над танцевальным репертуаром.
Анализ избранного произведения с художественной
стороны. Работа над танцевальным репертуаром.
2
Работа над танцевальным репертуаром.
3
Итоговое занятие.
1
64
Всего часов:
4
2
2 год обучения.
№ п\п
1.
2-3
Тема занятия
Вводное занятие. Ознакомление с учебными задачами
данного учебного года. Инструктаж по технике
безопасности.
Игра на сплочение коллектива «Паутина».Основные
танцевальные движения. Танцевальный шаг. Изучение
массовых композиций «Вальс шаров», «Марш друзей».
Сочетание практического показа и словесных
объяснений в ходе разучивания танцевальных
движений. Изучение, проработка небольшого
количества движений, качественного его усвоения, для
формирования прочного фундамента знаний через
систему упражнений.
6-8 Понятие о движение по линии танца и обратно.
Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце.
Изучение, проработка небольшого количества
движений. Изучение массовых композиций «Вальс
шаров», «Марш друзей», «Валенки», «Цирковые
лошадки».
9-11 Понятие об ансамбле (синхронно). Детские массовые
танцы. Изучение массовых композиций «Пингвины»,
«Волшебный цветок», «Танец цыплят», «ЛеткаЕнька», «Ах, вы, сени»,
4-5
Общее колво часов
1
2
2
3
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
1214
Наглядное объяснение об использовании минимума
танцевальных элементов при максимуме возможности
их сочетаний. Изучение массовых композиций
«Шепотки», «Метелица», «Мячики», «Ручеёк».
«Русское попурри». Игра «Мой танец».
3
1518
Игры – миниатюры, шуточные соревнования на
формирование танцевального шага. Танцевальные
шаги в образах «журавля, лисы, кошки, мышки,
медведя, птиц, слона».
4
1922
Значение ускорения темпа исполнения движений.
Понятия «гибкость суставов» «эластичность связок»,
«сила мышц». Значение здорового образа жизни
танцора. Правила полезного, диетического питания.
Гимнастические
упражнения
на
координацию
движений, пластической выразительности рук: «Веер».
4
2326
Растяжка и эластичность мышц ног, спины, живота.
Подъем и выворотность стопы. Разучивание новых
развивающих упражнений на напряжение и
расслабление мышц; направление и укрепление мышц
спины; развитие выворотности мышц брюшного
пресса; развитие подвижности голеностопного,
коленного, тазобедренного суставов («Корзиночка»,
«Ягушка», «Чемоданчик» «Мостик», «Шпагат –
полушпагат»).
4
2728
Гимнастические
упражнения
на
координацию
движений, пластической выразительности рук: «Веер»,
«Перекати мяч»,
«Волна», «Да-нет», «Когти».
Просмотр мультфильма «Масяня и Хрюша».
2
2930
Гимнастические упражнения на координацию
движений. Игры «Магазин полезных вкусностей»,
«Витаминные перчатки».
Понятие пространственных перестроений: «линия»,
«колонна», «круг». Понятие «пространство». Точки
зала. Отработка навыков двигаться по кругу лицом и
спиной; по одному и в парах.
2
Перестроения из свободного расположения в круг и
обратно. Упражнения на движение в линиях, смены
2
3132
3334
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
3538
линиями, вправо и влево, вперед и назад,
перестраивания в круг.
Упражнение на движение в колонне вперед, на месте,
наклоны в стороны через одного и вместе. Упражнение
на деление зала по точкам, соблюдать интервалы во
время движения, знать своё место в зале.
3940
Значение импровизации. Упражнения «Крокодил»,
«Во дворе», «Осень», «Домашние животные».
2
4142
Импровизационные движения в соответствии с темпом
музыки. Упражнения «Крокодил», «Во дворе»,
«Осень», «Домашние животные».
2
4344
Выражение в импровизации своего образного
представления в движениях, связанных с образом
зверей, птиц, людей разных профессий.
2
4548
Изображение неодушевленных предметов и явлений:
море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим
траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует.
4
4950
Игра «Помощь по дому» (забиваем гвоздь, подметаем
пол, моем посуду, стираем белье). Этюды под музыку
на заданную тему.
2
5154
Воплощение художественного образа произведения
средствами
эмоциональной
выразительности.
Знакомство с костюмами и их значение в танце. Работа
над танцевальным репертуаром.
2
Работа над танцевальным репертуаром. Выявление
ошибок, их корректировка.
Работа над танцевальным репертуаром.
4
Итоговое занятие.
1
64
5558
5963
64
Всего часов:
4
5
3 год обучения.
№ п\п
1.
Тема занятия
Вводное занятие. Ознакомление с учебными задачами
данного учебного года. Инструктаж по технике
Общее колво часов
1
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
2-3
безопасности.
Значение движений классического танца в процессе
развития умений и навыков исполнительского
мастерства. Позиции ног – I, II, III.
2
Роль и значение постановки корпуса, ног, рук, головы
в процессе освоения движений классического танца.
Позиции ног – I, II, III. Постанова корпуса, ног.
6-8 Позиции ног в классическом танце. Функции кисти
(кистей) рук. Положения и приемы рук. Позиции ног –
IV. Постанова корпуса, ног. Позиции рук –
подготовительное положение, I, II, III.
9-11 Позиции ног в классическом танце.
Последовательность изучения позиций ног. Функции
кисти (кистей) рук. Положения и приемы
12- Развитие выразительности рук – координации,
14 пластичности, естественности и т.д., постановка рук.
Постановка головы в технике и пластике движений
классического танца.
2
1518
«Выразительность»
взгляда
как
средство
эмоциональности и образности в классическом танце.
Схема
пространственного
расположения
танцевального зала.
3
1920
Основные приемы развития движений классического
танца. Функцииклассическогоэкзерсиса. Releve, plie,
grand plie, battement tendu
5
2123
Руки как «речевое» средство поз классического танца.
Определение понятия «ведущая и ведомая рука».
Основные большие позы.
3
2427
Вариативность
последовательности
движений
классического танца. Темп, характер музыкального
материала по оформлению движений классического
танца. Музыкальный материал – импровизация.
Основные малые и большие позы.
4
2830
Основные приемы развития движений классического
танца на середине зала. Определение понятия «поза
классического танца» как фактор развития движений
классического танца. Основные малые и большие позы
3
4-5
3
3
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
3132
Виды поз классического танца. Классификация поз
классического танца. Основные малые и большие
позы.
2
3334
Определение понятий «канонические» и
«неканонические» позы классического танца.
Методика и приёмы исполнения поз классического
танца. Основные малые и большие позы.
Устойчивость
как
основа
исполнительского
мастерства. Определение понятия термина «апломб».
Исполнение движений экзерсиса на полупальцах как
главная составляющая образовательного процесса.
2
3740
Технология устойчивости. Исполнение движений
экзерсиса на полупальцах как главная составляющая
образовательного процесса.
4
4142
Приемы и технология исполнения движений
классического танца на полупальцах. Вращения по
формам, группам, видам и их разновидностям,
характеру.
2
4344
Приемы и технология исполнения движений
классического танца на полупальцах. Устойчивость
как основной элемент техники исполнения вращений.
2
4548
Приемы и технология
вращательный
толчок,
вращения.
исполнения вращения:
вращение,
завершение
4
4950
Технология
построения
формы
танцевальной
комбинации. Терминология классического танца.
Подбор музыкального материала для сочинения
учебной танцевальной комбинации.
2
5154
Работа над танцевальным репертуаром. Задания на
использование законов динамического развития
движений классического танца в процессе работы.
4
3536
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Выявление ошибок, их корректировка.
5558
5963
64
Работа над танцевальным репертуаром. Выявление
ошибок, их корректировка.
Работа над танцевальным репертуаром.
4
Итоговое занятие.
1
64
Всего часов:
5
4 год обучения.
№ п\п
1.
2-3
Тема занятия
Вводное занятие. Ознакомление с учебными задачами
данного учебного года. Инструктаж по технике
безопасности.
Осанка – правильное положение корпуса: лопатки,
взгляд, шея. Позиции и положения ног: I, II, III, свободные позиции. IV позиция рук. Упражнения для
головы: поворот в профиль, вправо, влево, наверх,
вниз. Основные ходы и движения.
Общее колво часов
1
2
Движения плеч. Движения головы. Развитие силы ног,
навыков координации и танцевальности.
Перегибы
корпуса.
Повороты.
Положение
тазобедренного сустава относительно выворотности.
Упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание
кистей, руки вытянуты в стороны на уровне плечей;
движения рук из стороны в сторону. Игры:
«Перекличка»
2
9-11 Упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание
кистей, руки вытянуты в стороны на уровне плечей;
движения рук из стороны в сторону. Игры:
«Перекличка», «Пушинка», «Зайка», «Жабка»,
«Медведь».
12- На середине зала. Основы выразительного движения.
14 Двигательный аппарат. Полуприседания и полные
приседания - медленные (мягкие, плавные) и быстрые
(резкие, отрывистые).
3
4-5
6-8
3
3
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
1518
Основная особенность - активное движение на
опорной ноге (коленного сустава, мышц голени и
мышц, производящих движения в суставах стопы).
Упражнения на развитие подвижности стопы.
Маленькие броски. Круговые движения ногой по полу
или по воздуху.
4
1920
Каблучные упражнения: 1) низкие, 2) средние и 3)
высокие. Упражнения на низкие и высокие развороты
ноги.
2
2123
Упражнения на низкие и высокие развороты ноги.
Упражнения на движение ноги на 90 % на вытянутой
опорной ноге, в сочетании с полуприседанием или
подъемом на полупальцы опорной ноги, с ударом
пятки, с прыжком.
3
2425
Понятие
основных
упражнений
классического
экзерсиса: плие, батман тандю, релеве, соте, эшапе,
глиссад. Пальчиковый школа-студия-игра «Запомни
меня» (каждый палец соответствует танцевальному
термину).
2
2627
Понятие основных элементов народного танца.
Боковой галоп. Шаг польки. ПА - де – баск. Игра
«Дневник моих движений». Составление словаря
терминов.
2
2829
Элементы русской народной пляски. Простой
хороводный шаг. Связывание движений. Память
партнера.
Полуприседания с выставлением ноги на пятку.
Русский хороводный шаг. Связывание движений.
Память партнера.
2
Русский переменный шаг. Притопы. Шаг с
припаданием. Полуприседание с выставлением ноги
на пятку. «Ковырялочка». «Верёвочка». «Качалочка».
Знакомство с танцевальным искусством русского
народного, украинского и грузинского танцев. Русский
танец: хоровод, пляска, кадриль. Видеопримеры
сценического решения народных танцев. Ходы:
2
3032
3334
3536
3
2
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
простой, переменный, с каблука, «горох», «гармошка».
3738
Знакомство с танцевальным искусством Кавказа на
примере грузинского танца «Картули». Припадание
вперед, в сторону, на месте. Вращения по диагонали, по
кругу, на месте, на подскоках. Двойная дробь. Ходы
«бигунец», «тынок», «выхилясник», «голубец».
2
3940
Присядка: простая («сесть-встать»). «Веревочка»
простая. «Припадание» по III позиции вперед.
«Дорожка» – «припадание» с перекрещиванием ног.
2
4142
Украинский танец: «Гопак», «Метелица», «Веснянка»,
«Ползунок». Парно-массовая комбинация «Гопак».
2
4344
Хелсартава» - движение кистей рук. Основные ходы:
«Сада сриала», «Мухлура», «Гасма», «Свела»,
«Чаквра», «Бруни».
2
4546
Русский народный танец как неотъемлемая часть
фольклорного наследия. Народный танец как древний
вид народного искусства: праздники, традиции,
обряды.
2
4748
Рассказ о танцевальном народном русском творчестве,
о характерности танцев других народов, их отличие от
исполнения русских движений. Игра-сравнение
народных костюмов различных стран «Угадай откуда».
2
4950
Рассказ о культуре других стран (Украина, Грузия).
Показ костюмов и рассказ о значении сценического
костюма. Игра «Крестьянская семья». Задания на
использование законов динамического развития
движений классического танца в процессе работы.
Выявление ошибок, их корректировка.
2
5154
Работа над танцевальным репертуаром. Задания на
использование законов динамического развития
движений классического танца в процессе работы.
Выявление ошибок, их корректировка.
4
5558
59-
Работа над танцевальным репертуаром. Выявление
ошибок, их корректировка.
Работа над танцевальным репертуаром.
4
5
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
63
64
Итоговое занятие.
Всего часов:
1
64
Приложение 2.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№
Критерии
Показатели
1
Взаимодействие в
команде. Умение
учащегося
продуктивно
общаться, готовность
помочь при
коллективном
решении творческих
задач
1.Вступает во взаимодействие с детьми
2
3
2. Вступает во взаимодействие с
педагогом
3. Отстаивает свое мнение
аргументировано и спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Среднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
Познавательная
активность
дополнительные вопросы педагогу по
теме занятия/темы/программы
Желание узнавать
2.Воспроизводит информацию по
новое
итогам учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет дополнительные
(творческие) задания
Среднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в
Ответственность
указанный срок и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на занятие,
выполнении
другие мероприятия
функциональных
3. Доводит начатую работу до конца
Проявляется
/не
проявляется
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
заданий,
известных,
повторяющихся
4
5
6
4. Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Среднее арифметическое
1. Принимает правила и традиции
Социальная
идентичность
группы
Индивидуальное
2. Охотно (без давления педагога)
чувство
принимает участие в мероприятиях,
принадлежности к
важных для группы (конкурсах,
творческому
выступлениях, социальных акциях)
объединению.
3.Предлагает свою помощь при
Убежденность в
проведении важных для группы дел
собственной
(мероприятий)
значимости для
4. Положительно высказывается об
развития среды, к
которой принадлежит отношении к группе, школе.
сам ребенок
5. Положительно оценивает свою роль и
место в детском творческом коллективе.
Среднее арифметическое
1 Знание направлений относительно
Предметные знания
линии танца
2. Правила поведения в зале
3. Техника исполнения основ
4. Физическая подготовка
5. Ритмичность
Среднее арифметическое
Предметные умения 1. Постановка корпуса
2. Баланс- устойчивость
3. Техника исполнения фигур
4. Музыкальность иотображение
характера танца
5 Знание и техничность исполнения
вариаций
Среднее арифметическое
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
шести критериев, которые дают представление о тех качествах
обучающегося, на развитие которых направленна данная программа.
Применяемые методы
оценки:
педагогическое
наблюдение, анкетирование, беседа, соревнования.
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала,
которые соответствуют:
высокому
(продвинутому)
уровню
результатов
освоения
дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и
характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности
обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный
характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые
правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в
непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний (базовый) уровень
от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью,
умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях,при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный
предел, ниже которого качество результатов освоения программы
недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную
деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек;
обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет
неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью
по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с
педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и
обыгрывать всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года по наблюдениям педагога. На основании сводных
данных о достижениях каждого обучающегося наблюдается динамика
освоения программы дополнительного образования и производится ее
корректировка на дальнейший период.
Приложение 3.
Возрастные характеристики обучающихся при построении
образовательного процесса
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Возрастные особенности
Методические особенности
7-8 лет
Позвоночный столб в этом возрасте
отличается большой гибкостью и
неустойчивостью изгибов
Необходимо большое внимание
уделять формированию правильной
осанки
Суставно-связочный аппарат очень
эластичен и недостаточно прочен
Целесообразно использовать этот
период для целенаправленного, но
осторожного развития гибкости
Интенсивно развивается мышечная
система, но крупные мышцы
развиваются быстрее мелких
При преобладании крупных,
размашистых движений,
целенаправленно вводить мелкие и
точные движения
Регуляторные механизмы сердечнососудистой и дыхательной систем не
согласованы, дети быстро устают
Нагрузка должна быть небольшого
объема и интенсивности, носить
дробный характер
Продолжительность активного
внимания и умственной
работоспособности невелики
Занятия должны быть интересными и
эмоциональными, количество
замечаний ограничено, полезны
поощрения
Велика роль подражательного и
игрового рефлексов
Показ должен быть идеальным, занятие
– игровым
Антропометрические размеры детей на Применять предметы пропорционально
1/3 меньше взрослых
уменьшенных размеров
9-11 лет
Существенно развиваются
двигательные функции, по многим
параметрам они достигают очень
высокого уровня, создаются
предпосылки для обучения и развития
двигательных способностей
Необходимо эффективно использовать
этот возраст для обучения новым, в том
числе сложным движениям, и для
развития основных физических
способностей: координации, гибкости,
быстроты, прыгучести
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
Значительного развития достигает кора
головного мозга и 2-ая сигнальная
система
Все большее место должен
приобретать словесный метод
обучения
Силовые и статические нагрузки
вызывают быстрое утомление
Целесообразен скоростно-силовой
режим тренировки (максимум за
определенное время). Статические
нагрузки давать в ограниченном
объеме